Найти тему

Советская литература. Школа Аркадия Гайдара

Конечно это дом на фото - жилище Гайдара после подвигов в Сибири, во время начала литературной карьеры, но он хорошо показывает образ жизни самого писателя и ту эпоху, в которой он жил и боролся за Советскую власть.

Меня меньше интересовал рассказ «Тимур и его команда», который на слуху у всего моего поколения. Рассказ интересный только сейчас, после многих лет, когда уже видишь другое общество и другую жизнь. Тогда, в детстве, это воспринималась как- то неискренне, задумано. Уже тогда мне было непонятна та атмосфера строительства новых отношений. Чуть позднее, Тимур вообще стал восприниматься, как пропагандистский материал, хотя я и не видел ничего плохого в такой пропаганде. Только повесть «Школа» сказала мне что-то о самом писателе и его точке зрения на построение нового общества, классовой борьбе и воспитании этих борцов. Дореволюционная Россия в первой мировой войне, «ерманскай», как говорила моя бабка. Ведь время то совсем недалеко от нас, наши деды захватили его. На мой первый взгляд, совсем и не было в повести ничего коммунистического. Романтика мальчишеских игр, когда они плавали на плотах, отвечали уроки в школе, мечтали о далёких странах и военных подвигах. Воюя с соседскими пацанами, представляли себя адмиралами. Географ и историк как могли рассказывали им об этой войне и мире вообще. Отец на фронте, мать весь день в работе, но ничего вроде и не предвещало социальных потрясений. Побег одно из одноклассников «на фронт», неудачный и комичный, потому что направился он совершенно в противоположную сторону, на восток, а не на запад. За что был высмеян географом перед классом и получил двойку по этому предмету. Обычные мальчишеские будни, которые подкупали своей правдивостью И хотелось так же воевать на плотах в ближайшем пруду. А войны, слава богу, не было.

Когда Бориска, главный герой, прототипом которого был сам Гайдар, получил весточку от отца с фронта, а вместе с ней и подарок, немецкий маленький Браунинг, меняет всю линию. Теперь в повести появилась война, за ней революция. И никто толком не объясняет пацану теорию Маркса и классовой борьбы. Но отец за коммунистов, страна раскололась на белых и красных, так за кого же воевать. И побег в Красную армию для Гайдара логичен, без каких-то идейных глубоких соображений и исканий правды. Может в этом и был трагизм той эпохи, когда воевали просто по привычке, за компанию, из юношеской романтики, «за своих». И только потом набирались идейности, видения правды, которую видим мы сейчас? А может в мельчайших деталях и самой жизни стояла та правда, за которую вдруг взялись воевать под началом коммунистов? Как в Одессе у Катаева. Случайно выполняет поручение вернувшегося с фронта друга отца, Бориска на становится подпольщиком, как это может показаться у придирчивого критика советской литературы, а просто, ведомый обстоятельствами сбегает на красно-белый фронт гражданской войны…

Не собираюсь пересказывать всю повесть, но автобиографические нотки и весь сюжет меня наталкивает на мысль о романтике. А что надо мальчишке в том возрасте. Как в рассказах о индейцах Северной Америки, которые в то время представлялись истыми бандитами, как и горцы у Лермонтова. Каждый в начале гражданской войны воевал именно «за своих», за то, с чем вырос в своём окружении. Как первый убитый Гайдаром попутчик в долгой дороге к фронту. Этот к красным, тот к белым. Биография Гайдара и строится вся на лихом военном романтизме, выйдя из «Школы». Наверное, тот кто спешил в армию Краснова тоже мечтал о героизме и подвигах во имя России и «за своих». Партизанский отряд, в котором Бориска попадает в разные жизненные переделки, вплоть до случайного «предательства», постепенно воспитывает из него красного бойца, но опять же не коммуниста. У меня почему-то эта повесть перекликается в восприятии партизанской войны с «Разгромом» Фадеева. Но то, что задело меня, пацана, воспитало во мне необходимость работы и сражений, если надо, перекликается со «Старой крепостью» Беляева.

Что бы ни писали об авторе, меня прежде всего затрагивает его произведение, отнюдь ни факты биографии, вырванные из исторических реалий той жизни. «Старая крепость», роман в трех книгах, для меня продолжает эту же тему мальчишек в первые годы Советской власти. Читал я критику на этот роман, описание его, но не почувствовал остроты того, что пытаются в нем найти… «напряженная жизнь в приграничном с буржуазной Молдавией городке на Подолье». Меня опять там затронули мальчишеские игры в казаков-разбойников, блуждания по подземному ходу старинной крепости с учителем истории, драки с гимназистами учеников «реального училища», а потом… учеба в одном классе и при Петлюре, и при Советах. Власть менялась на Украине быстро и без проволочек. Василь Манчжура оказывается в этом круговороте, но здесь уже находят его, в отличие от Гайдаровского Бориски, революционные и классовые реалии. Отец, печатник, укрывает больного комиссара-буденовца, которого потом расстреляют у пацанов на глазах, петлюровцы. По приходу красных жизнь в городе начинает походить на простую нашу обыденность, но… мальчишки совсем другие, хоть и похожие на нас.

Беляев описывает все соображения, устремления, мечты их так просто, что находишь и свои переживания по этим же поводам. Разделение в классе по классовому признаку, в рабочей школе, уже не такое острое. Первая влюблённость, проколы при «воровстве» серебряных ложек у тетки, мечты о поступлении на рабфак. Всё это сопоставляется с собственным опытом, и находишь, что такое у меня тоже случалось. Чего только стоит описание, как выменял голубей на Зауэр. Работа в совхозе на уборке хлеба почти такая же, как у нас в колхозе перед учебой в институте. Начинаешь ему завидовать, вот вроде все так, но ему то повезло больше. И пистолет у него был, и в совхозе на Днестре винтовку ему дали, поскольку работал он в отряде курсантов совпартшколы. И приключения с бандитами, а запись в ЧОН после вступления в комсомольскую ячейку. И это сопоставляется с тем временем, напитывает уважением к тому времени и тем людям. Непонятно, то ли пацаны в то время были такими, то ли писатель так ненавязчиво вплетает в обыденную жизнь мечты их работать, учиться и воевать, если придется. Наверное, все-таки, люди, воспитанные своим временем. Потому что и я радовался, когда дядька крестный устроил на недельку работать на косьбе силоса, когда мечталось научиться что-то делать своими руками и быть не хуже мужиков взрослых, не хуже отца на заводе и на флоте.

И вот так воспитывалось стремление работать на Родину, укреплялось своё устремление, направлялось, подравнивалось книгами. Лихость и геройство в войне за своих и свои идеалы. Желание быть в каком-то коллективе, у которого есть ИДЕЯ. Желание работать, выучиться и уехать куда-нибудь для построения своей рабочей жизни. И мы учились и уезжали. Не было почему-то мечтаний стать блогером или программистом, получать больше, чем тебе положено. Мальчишеские игры перерастали во взрослые. У Беляева в трех книгах это постепенно развивается, и даже эпилог перекликается с Катаевым и Великой отечественной войной. А еще теперь удивляет, что не воспринималось Подолье, как заграница, была эта наша общая Родина, хотя и говор немного разнился. Может эту литературу мы теряем, когда читают дети Гарри Поттера и мечтают о волшебствах, смотрят Рембо II и III, а не «9 роту» (хотя фильм так себе). О чем мечтают и куда стремятся? Может потому, что детство другое, без прудов и луж с плотами, без рогаток и поджиг, порохов и попыток самим тот порох изобрести, а главное без примера работы на благо страны, а не за каждую копейку, полученную на спекуляциях…

Молодым нужна героина и действие, а не оргии солдат с Белоснежкой. Может поэтому восхищаются героем Рембо? Про советское участие во Вьетнаме и Корее не знают, а Афган стыдливо замалчивают с чьей-то неслучайно подачи. «Реальная жизнь», которую пытаться нарисовать «маститые» режиссёры, бывает ведь разной. А книг сейчас не читают.