Найти тему
ИРИНА ГУДКОВА

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

День выдался хмурый, моросил мелкий осенний дождик. Ветер сдувал с деревьев последние листья и гнал их по земле, мокрому асфальту. И так плохо в такую погоду, а тут еще… Двое – он и она – неторопливо подошли к двери областного суда, медленно открыли ее и пошли по длинному мрачному коридору в зал заседаний. Вот и настал финал их почти двадцатилетней совместной жизни. Всему приходит конец…

А как хорошо все складывалось вначале. Они встретились случайно теплым июльским вечером. И у нее, и у него сразу же что-то теплое согрело душу. Она поняла, что перед ней мужчина ее жизни; он понял, что встретил интересную цельную девушку. Немного встреч было, и настала пора прощаться. Он учился в Москве, ей нужно было возвращаться на учебу в институт в Сибирь. Завязалась переписка, почти каждый день они писали письма друг другу. А зимой и летом, в студенческие каникулы, они встречались, много времени проводили вместе. Так прошло четыре года. Жарким августовским днем сыграли шумную свадьбу. Месяц прошел незаметно, и снова они расстались на полгода. По сути дела свадьба не изменила ничего в их жизни. Ему предстояло еще год учиться в Москве, а ей еще 2 года в Сибири. Короткая встреча зимой, снова переписка. Летом состоялся его выпуск из военного училища, предстояла служба в Германии, еще один год одинокой жизни. Время пролетело незаметно. Позади осталась учеба в институте, мысли ее были направлены к нему. Собрав вещи, контейнер, она поехала к своему любимому мужу. Вскоре должен был родиться ребенок, носить его было тяжело. Но это не омрачало: впереди была желанная встреча. Все складывалось неплохо. Она занималась домом, ждала его длинными днями и ночами. А у него, молодого лейтенанта, времени на семью оставалось немного. Но это не омрачало их жизнь.

В конце декабря, за 10 дней до Нового года, родился сын. Много беспокойств молодым родителям он не доставлял. Рос спокойным, здоровым ребенком. Так незаметно в постоянных заботах и хлопотах прошло несколько лет. Были и мелкие ссоры, но в какой семье бывает все гладко. Так – милые бранятся – только тешатся.

Потом был переезд в Сибирь, в отдаленный гарнизон. Здесь родилась их долгожданная дочка. Еще один переезд, учеба в Москве, служба в Германии. На одном месте не сидели. Дети росли, отношения в семье были нормальные. Но уже тогда были первые звоночки беды – он выпивал. Мирились быстро. Думалось, что все это пройдет, утрясется все. Так и было. Хуже стало, беспокойнее после службы в Германии. Своей квартиры не было. Пришлось ему служить одному, а ей с детьми жить у свекрови. Были длительные разлуки и раньше, но не такие. Сын учился уже в 10 классе, дочь – во 2-ом. Почти два года продолжалась такая раздельная жизнь, на пользу она явно не пошла. Наконец и им повезло: получили собственную трехкомнатную квартиру. Только переехали, обустроились, привыкли к новому месту, как ему пришлось уехать на 2 года в командировку. Два года – срок немалый. Вряд ли какой семье пойдет на пользу. Скорее всего, расширит трещинки, которые до того уже были. Он живет своими делами, своими заботами, она с детьми совсем другими. Так и случилось. И даже радости не приносили уже того облегчения, что было раньше. Сын стал студентом престижного факультета в университете, дочь училась в старших классах, вскоре и ей предстоял выбор своего пути. А семейная жизнь явно дала большую трещину. Ссоры стали частыми, злыми, примирения недолгими. Непонимание друг с другом с каждым днем росло. Его пьянки стали практически ежедневными. Оскорбления, порой рукоприкладство, делали свое черное дело. Жизнь зашла в тупик. Нужно было что-то немедленно решать. А что тут решать? Тебе в одну сторону, мне в другую. Разбитую чашку не склеишь.

Вот и настал день суда, суда над их неудавшейся семейной жизнью. Хорошее дело браком не назовут. Невольно обоим думалось: почему случилось так? Ведь все могло быть иначе. Могло, а не случилось, не сложилось, не склеилось.

Видимо слишком разными были у них представления о семье. Он рос в большой семье, в маленьком провинциальном городе. Главой семьи был явно отец. А мать, тихая, покладистая женщина, ему не перечила. Заботилась о детях, вела хозяйство как могла. Случались ссоры, особенно по пьяному делу. Сейчас уже нет обоих. Она выросла совсем в другой обстановке. Родители жили дружно, практически без ссор. Мама, детский врач, была в большей степени главой семьи, чем папа, ответственный работник. Он больше времени уделял работе. Сейчас, пожалуй, наоборот.

А что у наших героев. Он хотел бы жить, как хочется, а не как предписано людскими законами. Подчинить себе жену, детей. Чтобы ни сделал, хорошего или плохого, они бы не возражали, не воспитывали. А они так не хотели, старались втолковать, воспитывали, разъясняли. Это злило, толкало в пьяную яму. Начались неприятности, непонимание на работе. Что же все закономерно.

Верно, писал поэт:

Нет, мне такое больше не покажется,

Хотя опять черемуха бела,

Что снова ты – моя душеприказчица,

Как в ту весну далекую была.

Грешно вчерашней правдою обманывать,

Уже совсем не то в себе неся.

И счастлив бы почувствовать все заново,

Да – хоть убейся – заново нельзя.

Сломалось что-то… изошло.. остыло ли?

Кого из нас винить: меня?…тебя ль?

Сирень стоит как птица сизокрылая,

Стоит… а вроде улетает вдаль.

Сова на нас очами тускло пучится,

Щегол замолк уныло меж ветвей,

А души наши - как две темных грузчицы,

И, не сказать, которой тяжелей.

Все правильно, все верно. И как бы не было тяжело, не надо делать так, чтобы было еще тяжелее. Не сложилось – не исправишь.

Вот все и закончилось. Ему в одну сторону, ей - в другую, к детям. Пусть это взрослые дети, но и они требуют заботы.

Погода за время заседания суда не улучшилась. Все так же накрапывал мелкий дождь, дул злой осенний ветер. Только листьев на деревьях стало за это время меньше. Они лежали на сырой земле, а деревья, облегченные, как бы говорили ей, теперь уже одинокой: «Нам очень нужен отдых, мы устали. Станет легче и тебе. Пройдет несколько месяцев, и мы снова станем красивыми и зелеными. Настанет совсем другая жизнь. И у тебя все будет хорошо. Мы знаем, так и будет!»

21 января 2000 года

г. Воронеж