Поищем упоминания об Артуре, мысленно переместившись в Европу раннего средневековья.
Французские труверы и трубадуры, нормандские барды и немецкие миннезингеры распевают баллады о благородных рыцарях при дворах европейских монархов и в придорожных тавернах.
Монахи в монастырях кропотливо записывают услышанное, создавая идеал благочестивого рыцаря, живущего по христианским канонам.
На британских островах изредка упоминается имя Артура.
Насколько изредка?
Пара тройка раз на протяжении нескольких сотен лет. Примерно с 600 до 1400 годов.
В 13 веке появляется даже несколько куртуазных романов.
Правда до подлинной славы еще далеко.
Главное событие в предоставлении на народный суд Легенды об Артуре случилось в 1485 году.
Книга под названием «Смерть Артура» автора Мэлори была напечатана в типографии английского первопечатника Уильяма Кэкстона в Вестминстере.
Кто такой Мэлори и с чего ему вдруг взбрендило собрать воедино кельтские легенды, рыцарские баллады и монастырские труды, создав на их основе фундаментальный труд под названием «Смерть Артура»?
По-видимому, потому, что доблестный рыцарь сэр Томас Мэлори за систематические грабежи и неоднократное насилие над замужними женщинами последние 20 лет жизни провёл в тюрьме. Где от тоски и безделья создавал свои романы.
Как книга бандита и насильника в личине рыцаря попала в руки единственного в то время на весь Туманный Альбион издателя, остается загадкой. Зато можно предположить, почему она была напечатана.
Без издателя нет писателя. А Уильям Кэкстон был не только печатником, но и вполне успешным издателем с хорошо развитой предпринимательской жилкой.
Он за короткий срок дослужился от помощника лондонского лавочника до губернатора гильдии заморских купцов во Фландрии.
Вкус и любовь к литературе будущий издатель развил, служа переписчиком у сестры короля Англии.
При таком покровителе, грех не обзавестись нужными знакомствами в среде высшей английской знати.
В то время был в моде обычай, перенятый у французов собирать у себя во дворцах богатые библиотеки. Среди заказчиков типографа были многие знатные люди того времени, включая сменявших друг друга монархов Эдуарда IV, Ричарда III, Генриха VII...
На последнем монархе остановимся особо. Потому, как год издания книги «Смерть Артура», а именно 1485, странным образом совпадает с годом окончания войны алой и белой розы, окончательной победой Генриха VII, и воцарением на английском троне династии Тюдоров.
Ну и что? – Спросите Вы.
Я же задам встречный вопрос. – Как звали старшего сына Генриха VII?
Даю подсказку. – А…
- р…
- т…
Догадались! Конечно Артур. И конечно же поняли, что в честь легендарного кельтского короля.
Генрих VII объявил себя прямым потомком легендарного короля Артура. Правда ли он так считал, или пытался таким образом нивелировать полное отсутствие прав на Английский престол, кроме единственного права – права победителя, не важно.
Поражает умение Кэкстона быть, как теперь говорят «в теме» и напечатать то, что нужно тогда, когда нужно.
Стечение всех этих обстоятельств послужило появлению книги, про которую хорошо сказал все тот же Сапковский:
«С момента издания в 1485 году и по сей день— не было такого момента, чтобы эту книгу где-нибудь да не печатали и не продавали».
Случайную находку предприимчивого издателя, написанную в тюрьме отпетым преступником, хоть и сэром, стала продюсировать английская династия Тюдоров?
Не будем торопиться с выводами.
А может, мы зря паримся, копаясь в деталях?
Может все так и есть, как представляется в массовом сознании - вся наша мировая история уходит корнями к Артуру и К°?
Может средневековая Британия это пуп Европы или даже всего мира того времени?
Может и так, но все же обидно за наших Рюриковичей.
Движимые этим чувством, покопаемся в том, что представляли собой Британские острова в раннем средневековье?
Обещаю. Покопаемся. Подписывайтесь и читайте дальше.