В 1960 году на ВАЗе был разработан грузовик, в народе получивший имя «Чебурашка». Несмотря на то что опытный образец успешно прошел испытания, до серийной сборки дело так и не дошло.
Проект, который не реализовался
«Чебурашкой» прозвали автомобиль ЗИЛ-4305 с заниженным кузовом. В сравнении с остальными привычными машинами грузовик смотрелся странно и вызывал удивление. Но в те годы на Западе подобные авто уже стали привычными для людей и назывались грузовыми пикапами.
Своим появлением автомобиль обязан правительственным лимузинам. В начале 1960-х годов они проходили предсерийные испытания на выносливость.
Для этого прототипы машин отправлялись в многокилометровые поездки по самым холодным и труднопроходимым регионам Советского Союза.
Во время таких пробегов большой проблемой было обеспечение автомобилей горючим. Правительственные лимузины были приспособлены к самому современному в те годы бензину марки АИ-72.
Заправочных станций на территории СССР было крайне мало, а в отдаленных частях страны их вовсе не было. Все они предлагали только топливо АИ-66, на котором ездили советские машины.
Таким образом, для совершения дальних экспедиций нужен был облегченный, но очень выносливый грузовик-бензовоз, который мог бы сопровождать колонну машин во время испытания.
Для этих целей советские инженеры наспех спроектировали гибрид грузовика ЗИЛ и лимузина ЗИС-115.
Новый автомобиль под индексом ЗИЛ-113 был занижен и укорочен, что придало ему маневренности и снизило сопротивление воздуха. Автомобиль развивал скорость 120 км/ч. Грузовик комплектовался мотором V8 мощностью 300 л. с.
За свой раскосый внешний вид и маленькие колеса машина получила ироничное название «Чебурашка». В период развала СССР нужды общественности изменились, и машина перестала быть востребованной. Последний «Чебурашка» был списан на металлолом в 2000 году.
Модели на основе «Чебурашки»
Советская разработка ЗИЛ-113 и ее последующие модификации сыграли большую роль в дальнейшем развитии отечественного автомобилестроения.
На базе «Чебурашки» были созданы другие серийные модели автомобилей, такие как «Нива» и «Таврия».
Ходовая и силовая часть «Чебурашки» стала в 1980-х годах основой для создания платформы модели «Таврия», но в уменьшенных размерах.
Передняя панель и компоновка силовых блоков легковушки также разрабатывалась на основе ЗИЛ-113.
При проектировании «Таврии» инженеры заимствовали у «Чебурашки» множество деталей и технических решений.
Трехдверный внедорожник «Нива» внешне был практически скопирован с ЗИЛ-113. Это обтекаемые формы крыши, форма дверей, несущая рама и даже элементы отделки салона.
Разница лишь в высокой посадке и отсутствии грузового отделения.
Во многом благодаря «Чебурашке» советский автомобиль «Нива» получил всесоюзное и мировое признание.
Больше интересного на нашем сайте https://autotopik.ru/.