Найти тему
АвТОтопик

Как ВАЗовский «Чебурашка» так и не дошел до конвейера, но стал «отцом» для других советских автомобилей

Оглавление

В 1960 году на ВАЗе был разработан грузовик, в народе получивший имя «Чебурашка». Несмотря на то что опытный образец успешно прошел испытания, до серийной сборки дело так и не дошло.

Проект, который не реализовался

Источник фото https://www.instagram.com/p/B62esqonGL5/
Источник фото https://www.instagram.com/p/B62esqonGL5/

«Чебурашкой» прозвали автомобиль ЗИЛ-4305 с заниженным кузовом. В сравнении с остальными привычными машинами грузовик смотрелся странно и вызывал удивление. Но в те годы на Западе подобные авто уже стали привычными для людей и назывались грузовыми пикапами.

Своим появлением автомобиль обязан правительственным лимузинам. В начале 1960-х годов они проходили предсерийные испытания на выносливость.

Для этого прототипы машин отправлялись в многокилометровые поездки по самым холодным и труднопроходимым регионам Советского Союза.

Во время таких пробегов большой проблемой было обеспечение автомобилей горючим. Правительственные лимузины были приспособлены к самому современному в те годы бензину марки АИ-72.

Заправочных станций на территории СССР было крайне мало, а в отдаленных частях страны их вовсе не было. Все они предлагали только топливо АИ-66, на котором ездили советские машины.

Источник фото https://www.instagram.com/p/CKl40x6LFTZ/
Источник фото https://www.instagram.com/p/CKl40x6LFTZ/

Таким образом, для совершения дальних экспедиций нужен был облегченный, но очень выносливый грузовик-бензовоз, который мог бы сопровождать колонну машин во время испытания.

Для этих целей советские инженеры наспех спроектировали гибрид грузовика ЗИЛ и лимузина ЗИС-115.

Новый автомобиль под индексом ЗИЛ-113 был занижен и укорочен, что придало ему маневренности и снизило сопротивление воздуха. Автомобиль развивал скорость 120 км/ч. Грузовик комплектовался мотором V8 мощностью 300 л. с.

За свой раскосый внешний вид и маленькие колеса машина получила ироничное название «Чебурашка». В период развала СССР нужды общественности изменились, и машина перестала быть востребованной. Последний «Чебурашка» был списан на металлолом в 2000 году.

Модели на основе «Чебурашки»

Источник фото https://www.instagram.com/p/B62esqonGL5/
Источник фото https://www.instagram.com/p/B62esqonGL5/

Советская разработка ЗИЛ-113 и ее последующие модификации сыграли большую роль в дальнейшем развитии отечественного автомобилестроения.

На базе «Чебурашки» были созданы другие серийные модели автомобилей, такие как «Нива» и «Таврия».

Источник фото https://www.instagram.com/p/CLAfxyDJGPI/
Источник фото https://www.instagram.com/p/CLAfxyDJGPI/

Ходовая и силовая часть «Чебурашки» стала в 1980-х годах основой для создания платформы модели «Таврия», но в уменьшенных размерах.

Передняя панель и компоновка силовых блоков легковушки также разрабатывалась на основе ЗИЛ-113.

При проектировании «Таврии» инженеры заимствовали у «Чебурашки» множество деталей и технических решений.

Источник фото https://www.instagram.com/p/CIK1cuUAyec/
Источник фото https://www.instagram.com/p/CIK1cuUAyec/

Трехдверный внедорожник «Нива» внешне был практически скопирован с ЗИЛ-113. Это обтекаемые формы крыши, форма дверей, несущая рама и даже элементы отделки салона.

Разница лишь в высокой посадке и отсутствии грузового отделения.

Во многом благодаря «Чебурашке» советский автомобиль «Нива» получил всесоюзное и мировое признание.

Больше интересного на нашем сайте https://autotopik.ru/.