Производство табака и алкоголя в России дело прибыльное, поэтому облагается дополнительным налогом – акцизом. Для его точного учета, на каждое изделие, пачку табака или бутылку наклеивается специальная марка, в народе их называют акцизными марками, а в ИФНС и в документах их именуют Специальными марками. Как говорится, попрошу не путать! Про них мы сегодня и поговорим.
Налогообложение – сложная система, имеющая в своем составе эшелонированную архитектуру, в которой некоторые налоги распределяются в местные бюджеты, некоторые в федеральный и ни один не учтенный рубль не проскочит через эту оборону. По крайней мере, в последнее время, все больше делается для этого. Вводятся новые электронные сервисы, электронный документооборот и много чего еще. Акцизы и сборы с табачной продукции – это налог, который отходит к федеральному центру. ИФНС за ним пристально следит и ревностно оберегает от неуплаты.
Но что делать, если Вы вдруг решили производить курительный табак, сигареты или кальянную смесь? Правильно! Нужно подготовиться, ознакомиться с законами и правилами и быть готовым их выполнять. Поскольку нанесение специальных марок на табачную продукцию является обязательным условием для ее продажи.
Сразу стоит оговориться, что в стоимости табачной продукции на полке в магазине стоимость самого акциза составляет существенный процент, этот налог ежегодно индексируется и на 2021 год составляет 3806 рублей за 1 кг табачной продукции. Но есть и приятный момент, законодатели приняли поправку, в которой оговорено, что в курительной смеси для кальяна акцизом облагается не вся смесь, а только табак, который в нее входит, но не менее 15% от массы готовой смеси. Соответственно в цене 100 граммовой банки кальянного табака сумма акциза составит примерно 57 рублей.
Сегодня поговорим о правилах хранения акцизных марок для табачной продукции. Они являются обязательными для производителей.
Правила их хранения четко описаны в техническом регламенте на табачную продукцию ТР ТС 035/2014. С ним можно ознакомиться в Интернете, но нас интересует его раздел, касающийся хранения специальных марок. Там много интересного.
Вот некоторые выдержки из него.
Специальные марки хранятся в помещениях, которые размещаются в зданиях по месту нахождения производителей табачной продукции, другими словами, вы не можете сделать производственную площадку в одном месте, а комнату для хранения у себя в офисе. Они должны быть локально рядом. Это обязательное условие.
Помещение должно быть оборудовано капитальными стенами, иметь прочные перекрытия пола и потолка (бетонные), закрываться на внешнюю и внутреннюю двери и соответствуют правилам пожарной безопасности, в том числе быть оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения. Не забудем про огнетушители!
То-есть, стены из гипсо-картона нам не подойдут, только бетон, только хардкор!
Ключи от помещения для хранения марок сдаются по окончании рабочего дня лицом, ответственным за хранение специальных марок, под охрану и расписку в специальном журнале с указанием даты и времени передачи. Вот и появились у нас новые журналы для учета, с обязательными отметками, ответственными за их ведение и сейфом для хранения. Обязательно все ответственные за ведение должны быть назначены приказом по предприятию с указанием ответственности.
Помещения должны иметь с внутренней стороны окон (при их наличии) стальные распашные решетки, изготовленные из прутка диаметром не менее 15 мм. Здесь сразу понятно, что писал не строитель, потому что прутки 15 мм не выпускаются серийно, а только под заказ. Почему не написать 16 мм? Да и зачем так много? Перед болгаркой не устоит и пруток более толстого диаметра, а что бы оградить комнату от зевак достаточно и 6-8 мм. Странное требование. Видимо нужно повышать продажи металлургам.
Дальше про двери. Они двойные. Помещение должно иметь оборудованную для опечатывания (наложения пломб) внешнюю дверь, которая открывается наружу и имеет изнутри металлическую цепочку, (размер, кстати, не регламентирован) и смотровой глазок. Дверь должна запираться на два внутренних врезных замка, расположенных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга, или на замки, оснащенные специальными шифровыми кодами. Два замка, наверное, нужны для того, что бы злоумышленники потратили больше времени на вскрытие. Это разумно.
На внешней двери помещения наносятся надписи об ограничении входа посторонних лиц и это правильно. Нужно сразу показать серьезность помещения, так сказать, что бы все понимали, что находятся на режимном объекте!
Дверь должна иметь специальное окно для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок, внутреннюю дверь, которая открывается вовнутрь помещения, изготовлена из стальной решетки из прутка диаметром не менее 15 мм и закрываться на металлический засов или навесной замок.
Указанное окно должно запираться изнутри помещения на металлическую накладку с навесным замком.
Концентрация замков на квадратный метр запредельная! Уже видится эта связка ключей, скорее всего у ответственного за выдачу будет тайная кличка Дамблдор, у него будут все ключи от Хогвардса.
Помещение должно быть оборудовано охранной сигнализацией, реагирующей на открывание внешней двери, разбивание стекол окна, и выведенной на пост охраны или на пульт подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Здесь придется заключить договор охраны со специализированной организацией, имеющей лицензию. Охранники должны будут выезжать на место в составе группы быстрого реагирования со всеми атрибутами, каски, автоматы, электрошокеры. В общем, если вдруг вам станет скучно, просто постучите по окну изнутри…
Уборка помещения для хранения марок должна производиться в рабочее время в присутствии лица, ответственного за хранение специальных марок. Уборщица не сможет просто так прийти и помыть помещение, только в присутствии ответственного.
Хранение специальных марок осуществляется в помещениях, оснащенных стеллажами, в упаковках в вертикальном положении.
После каждой операции со специальными марками, связанной с их получением и выдачей материально ответственным лицом производителя табачной продукции, за которым закреплено получение, хранение, учет и выдача марок для нанесения их на табачную продукцию, производится упаковка специальных марок в полиэтиленовую пленку для дальнейшего хранения.
Высота укладки упаковок друг на друга, в том числе при транспортировке до мест хранения, не должна превышать 1,6 метра. При этом упаковки должны укладываться в стопе ярлыком вверх.
Хранение упаковок специальных марок должно производиться на стеллажах в закрытых, отапливаемых помещениях, при температуре 20 (+/- 10) °C и относительной влажности воздуха не более 70%, защищенных от проникновения атмосферных осадков, почвенной влаги, резких колебаний температуры воздуха, прямого попадания солнечных лучей и на расстоянии от отопительных и нагревательных приборов не менее 0,5 метра. Здесь потребуется установка кондиционера на летний период времени с системой автоматического климат-контроля. Также помещение потребуется оборудовать приборами, показывающими текущую температуру и влажность. Это необходимо для того, что бы проверяющие смогли убедиться в том, что марки хранятся в соответствии с требованиями технического регламента.
В целом требования конечно существенные, но они обоснованы, поскольку специальные марки это та продукция, которая имеет строгий учет.
Но в наличии такого помещения есть и еще один неоспоримый плюс. Если вдруг случится ядерная война, все что вам понадобится, это быстренько спрятаться в помещении для хранения специальных марок и вы точно выживете, там капитальные стены и система климат-контроля. Не забудьте взять с собой немного еды и теплые вещи, ведь неизвестно когда закончится ядерная зима…