(что есть наши, впрочем, не только наши законы и какова там норма справедливости, если общественность, нередко, выражает недовольство судебными приговорами или решениями для случаев дебоширства на транспорте)
Нам никто не мешает перевыполнять наши законы.//Черномырдин В.С.//
Периодически СМИ нам сообщают об очередном дебоше какого-либо молодца на борту авиалайнера. Вот и недавнее "праздничное" происшествие отметилось и невольными свидетелями, и вполне развеселыми участниками инцидента в аэропорту Новосибирска. Сегодня появилась информация, что председатель Следственного комитета РФ (СКР) Александр Бастрыкин поручил Западно-Сибирскому следственному управлению обжаловать решение суда, отказавшего в аресте двоих мужчин, устроивших дебош на борту самолета в Толмачево. Следователи будут ходатайствовать перед вышестоящим прокурором, заявила пресс-служба СКР.
Как сообщают СМИ, инцидент произошел 23 февраля на борту воздушного судна, находящегося в аэропорту Толмачево. По данным СКР, двое пассажиров "оказали сопротивление сотрудникам правоохранительных органов, применили в отношении сотрудников транспортной полиции насилие", а также оскорбили одного из них. Мужчин задержали и предъявили обвинение по ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) и ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти).
Думаю, что те из нас, которые много путешествуют всяко бывали в ситуациях, когда возникали те или иные конфликты, вызванные неадекватными поведением попутчиков. В половине случаев это дебоширы во хмелю в той или иной степени опьянения. Мало того, что это зрелище далеко от позитива, так нередко и крайне опасно для окружающих. Вдвойне это опасно для пассажиров и экипажа на авиационных перевозках во время полета. Общепринятые в мире меры наказания в этом случае достаточны разные и кроме "черного списка" запрета на полеты, есть еще штрафы и посадки под арест или на нары. Например, в США после 2001 года можно "отдохнуть" в тюрьме до 20 лет, а во Франции до 5 лет. Штрафы исчисляются от десяти тысяч долларов и выше. При этом во многих авиакомпаниях для усмирения дебоширов разрешены спецсредства, например, электрошокеры.
А вот российское законодательство в этом вопросе очень и очень лояльно. Собственно, штраф за инцидент до 3000 руб или 15 суток ареста. Применение спецсредств запрещено, а можно лишь связать-упаковать буяна, что является для стюардесс большой проблемой. Все возникающие издержки за срыв рейса и сопутствующие убытки, авиакомпании могут предъявлять дебоширу отдельно. Понятно, что дискомфорт и возможные потери пассажиров, как невольных участников инцидента, также предмет отельного судебного разбирательства. Вообще, соразмерность наказания в нашем законодательстве достаточно больной вопрос. Вот и штраф для дебошира, который во время полета буквально несет угрозу жизни всем пассажирам, вызывает негодование. Он даже не дотягивает до суммы штрафа за неправильную автопарковку в Москве, которая составляет 5000 руб. Однако, последствия того и другого правонарушения совершенно несопоставимы!
И, наконец, главный вопрос касается наших судов, где собралась каста неприкасаемых. Путин много хвалебных слов говорит в их адрес, работы много, устают бедные. Кто из нас мирян сталкивался с судами наверняка признают, что чванство и высокомерие в сей структуре бьет все рекорды, а вот справедливости явно маловато. Сами поспрашивайте мнение своего окружения и близких. Важнейшей здесь системной ошибкой стало забвение суда присяжных, причем, это считаю преднамеренным решением всего судейского сообщества, типа, честь мундира и пр.. Убежден, что формализация судом аспектов правонарушений или преступлений нуждается в морально-нравственной корректировке, что по замыслу и должны были сделать суды присяжных. Не сомневаюсь, что коллегия присяжных абсолютно по-другому оценит и дебоши на борту, и уличные беспорядки, и действия наших доблестных правоохранителей. Очевидно, что такая практика, когда народ через заседателей займется правосудием по существу, никак не требуется ни самой власти, ни нынешнему судейскому корпусу.
Или я здесь неправ, уважаемые?