Здравствуйте!
Если вы открыли эту страницу, значит, вы – читатель Дзена. Постоянный или случайный – совсем не важно. Вы всё равно находитесь в центре информационного пространства. Каждый день на всех нас обрушиваются тысячи голосов – сухое сообщение из новостной ленты, эмоциональный всплеск телевизионного ток-шоу, навязчивый припев музыкального канала. И каждый созидатель медиапространства непременно посетует: аудитория нынче не та. Не та аудитория!
А я согласна!
Вот мне бы пушкинский круг, некрасовских единомышленников, энтузиастов Могучей кучки – эх, я бы тогда написала! Как люди жили, как понимали смысл, как тонко различали гротеск и гиперболу!
Теперь же толком не сыронизируешь, не скаламбуришь – поймут превратно, не распечатают аллюзий, не приметят скрытых цитат.
Не понимает читатель авторов, как Печорина не понимало окружение.
Вы же помните этот роман? Изучали в школе? Может быть, даже перечитывали?
ЙВ школьные годы «Герой нашего времени» не произвёл на меня большого впечатления. Осталось только ощущение загадки: почему-то главный герой, совершивший такое количество неблаговидных поступков (Бэлу погубил, княжну обманул, с Грушницким и вовсе нехорошо вышло), необъяснимо притягателен.
Недаром во всех экранизациях Печорина играют красивые актёры нервического типа.
Недавно я перечитала знаменитый роман. Не потому что у меня высокие интеллектуальные запросы, а по стечению обстоятельств.
Даже не перечитала – прочитала заново. Особенность классических текстов – каждый раз ты открываешь для себя что-то новое. Очень важное. В полной уверенности, что раньше здесь этого не было.
Теперь я не готова осуждать Печорина. Да и Максима Максимыча теперь не жалко. И доктор Вернер не кажется таким уж положительным. С княжной Мери тоже, если разобраться, ничего плохого не случилось – осталась всё той же богатой наследницей. При таком большом приданом пятнышко на репутации никого не смутит.
Вот Грушницкого действительно жаль. А более всего жаль Михаила Юрьевича, который отпустил себе так мало лет.
Безусловно, из этого романа можно извлечь множество ценных уроков. Главный и очевидный урок мне совсем не понравился:
Лермонтов гениальный писатель.
И дотянуться до его вершин труднее, чем подняться на Эльбрус и Бештау. Вроде бы пользуемся теми же буквами и словами, а выходит совсем иначе.
Но я получила ещё один ценный урок. Автор его не скрывает, а размещает прямо в предисловии (Вы помните, что у романа есть предисловие?). Вот что он пишет:
Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар.
Это написано почти двести лет назад. Актуальности, как видите, не потеряло.
Лермонтова разочарование в публике соображение не остановило. Он своего читателя нашёл. Ироничного, думающего, образованного.
А если бы разочаровался, бросил писать, или, как Печорин, отдал свои черновики какому-нибудь Максиму Максимычу, чтоб тот наделал патронов?
И мы бы ничего не знали о поручике Тенгинского полка, тpaгичecки талантливом и отчаянно одиноком.
Ценный урок этой книги для каждого свой.
Читайте!
#книжный клуб ямадама