Или история своей жизни, рассказанная собой для себя.
Аналитическое пространство уникально по своей природе, поскольку создает безопасную константную среду для того, чтобы "быть". И это слово прозвучит для кого-то незначаще, но для некоторых людей отзовется на глубине. У нас не так много возможностей быть настоящими, подлинными собой, в контакте с другими людьми в обыденной жизни. Анализ дает возможность быть собой, быть с другим, быть с собой через посредство другого и быть с миром вместе с другим..
В данной заметке я обращу внимание на феномен собирания себя, чувство и свидетельство собственной жизни через ее повествование. Это одна из базовых частей аналитического процесса, как правило, начинающаяся с первых встреч и продолжающаяся на разных уровнях во время всей работы.
Иногда мы можем заметить, что клиент не приходит - он приносит себя. Приходит человек и рассказывает историю своей жизни - именно то, что актуально подсвечено сейчас, что долго болело, чему не оказалось места, что словно рассыпанные бусины лежит на ладонях. Это может быть цельное я, не нашедшее способа быть встроенным в окружающую социальную действительность, или фрагменты личной истории, как будто не объединенные единым смыслом. На этой стадии анализа, условно названной К.Г.Юнгом "исповедью", человек заново, со вниманием и размышлением, собирает свою жизнь. Он рассказывает о ней так, как может, - что-то говоря, о чем-то утаивая, понимая, что утаивает и спрашивая себя "почему", или делая это бессознательно, защищаясь или испытывая желание открыться и быть понятым, а, может, впервые увиденным, - человек пребывает в своей истории будто в доме, заново осматривается и показывает убранство другому. Если клиент говорит, он в своем слове пребывает как в этом же доме, прислушивается к звуку голоса, обживается в вербальном. Это его экзистенциал. Он существует. Некоторые люди впервые чувствуют, что они существуют. Конечно, они ощущали, испытывали эмоции и различные чувства и прежде, радовались, любили и страдали, но в анализе у многих появляется удивительная возможность неспешно быть: задерживаться в тех переживаниях, в которых психика еще добирает ресурс, обнаруживать свой темп, осторожно открывать свои сокровища и интегрировать собранное в личность здесь и сейчас.. Для истории человека, для него вообще, появляется пространство, пролонгированное в моменте. В цикле романов М.Пруста "В поисках утраченного времени" рассказчик вспоминает события своего детства и юности, распаковывая содержащиеся в малоприметных фактах глубокие смыслы и ведущие переживания. Примерно то же происходит, постепенно усложняясь, в процессе воспроизведения своей истории клиентом. В первую очередь, в начале, это история для себя - объяснение себя, своей жизни на Земле. Собирание фрагментов опыта. Здесь обнаруживаются собственные ресурсы, подлинные ценности и самостные направления; осознаются ограничения и получают должное уважение реалии личной истории; воспроизводятся связи с миром и через "себя" осознается общечеловеческое положение, пробуждается сострадание и понимание других вкупе с собственной неисключенностью и неисключительностью. Работа Самости оказывается осознанно заметна: мы можем предполагать, что какое-то ее влияние отчасти привело клиента и в анализ, и в его рамках продолжает выстраиваться диалог между Эго и Самостью - всем тем, что в нем происходит. После того, как человек постепенно узнает свою наличность, собирает реальное "себя", и становится возможен выход к миру и другим, трансцендентной Самости - основанные на глубинных человеческих чувствах.
Художник А.Матисс после росписи часовни в Провансе сказал: «Что я сделал в этой часовне? Создал религиозное пространство… в закрытой области очень уменьшенных пропорций и придал ей благодаря лишь игре света и цвета измерение бесконечности».