В прошлый раз речь шла о троллейбусах БТЗ-52765, которые были совместными детищем ПАО "НефАЗ" и ОАО "Башкирский троллейбусный завод".
Сегодня же речь пойдёт о модели, на которой закончилась история ОАО "Башкирский троллейбусный завод" - БТЗ-52763.
Троллейбус БТЗ-52763 - низкопольный двухосный одиночный троллейбус.
Впервые над ним начали работать в 2003 году. Это случилось после окончания работ на троллейбусом БТЗ-52761Н (БТЗ-100). Если тот же 52761Н имел пониженный уровень пола и одну ступеньку при входе, то новая задача была сделать вход без ступенек.
После документационной работы над проектом в 2004 году начались работы над воплощением машины в металле. Вышедший троллейбус оказался первым для БТЗ во многом:
- первая низкопольная машина;
- компоновка дверей 2+2+1 (первая дверь была полностью отдана пассажирам, а третья дверь была узкой)
- первая машина с автономным ходом (троллейбус двигался за счёт работы дизель-генератора. Точнее, в данном случае он назывался не троллейбусом как таковым, а дуобус.
- уменьшенная кабина.
Машина была оснащена транзистор-импульсной системой, из-за чего получил индекс "Т", аналогичный подобным машинам БТЗ-52761.
Машина была представлена на нескольких выставках, а затем отправлена на испытания в город Стерлитамак.
Здесь он проходил техническую обкатку и с пассажирами не работал. Там он проработал три месяца, где выявлен ряд недостатков в работе. После чего он был отправлен в Уфу на завод. После устранения троллейбус был передан в Уфу для испытаний. Троллейбус поехал в микрорайон Затон. Если верить рассказам от работников завода, то ставилась задача на проверку работы по преодолению затяжных спусков и подъёмов. Здесь также испытания были без пассажиров - вместо людей использовали мешки с песком.
На рубеже 2006-2007 гг. троллейбус был передан в Москву, где он попал в Филёвский автобусно-троллейбусный парк. Но здесь он проработал недолго - около года.
Уже в 2008 году троллейбус отправляет для доработки на московский СВАРЗ.
В первую очередь, после модернизации изменилась формула дверей - она стала привычной 2+2+2. Вторую створку установили за счёт демонтажа дизель-генератора.
Троллейбус был единственным в Москве и проработал вплоть до 2019 года. После этого он был передан в музей.
Опыт - сын ошибок трудных. После не самого удачного начала инженеры БТЗ продолжили работать совершенствовать свою машину.
Второй же экземпляр был представлен в октябре 2007 года. Он был оснащен реостатно-контакторной системой управления. Кроме того, он не был оснащен дизель-генератором, поэтому изначально имел формулу дверей 1+1+2+2. В 2008 году этот и ещё и один троллейбус отправились на работу в Хабаровск. Но и эти машины ждала печальная участь - одну машину списали в 2014 году, а другую - в 2018 году.
А главный покупатель продукции - Башкортостан - как-то не присматривался к низкополам. Впрочем, и на российском рынке к ним относились скептически - были в ходе более удачные модели, такие как БКМ-321, ВМЗ-5298.01 "Авангард", ТролЗА-5265.00 "Мегаполис". Да и тогда - конец 00-х - к низкополам только начинали присматриваться, а закупались по большей части высокополы.
Новая попытка была сделана на рубеже 2009-2010 гг. - тогда два троллейбуса заказал город Благовещенск (Амурская область).
В этот раз адаптировали новый кузов - БТЗ-52767. По благовещенским машинам почти нет информации. Из того, что известно - машины оснащены РКСУ, формула дверей 1+1+2+2. После остановки движения в городе предполагалась передача машин в соседний Хабаровск, но дальше дело не ушло.
Стоит отметить тот факт, что ни одна из двух машин не побывала на выставках.
С 2010 по 2012 гг. БТЗ не производит низкополы. Даже в новом кузове они не нашли своё место на рынке.
Но они продолжали работать над проектом. Дизайн новой машины впервые появился в 2011 году. Он появился во время презентации концепции развития ПАО "НефАЗ", поэтому в новом кузове прослеживаются черты низкопольного автобуса НефАЗ-52994.
Но если НефАЗ занялся доработкой дизайна, то БТЗ остановился на представленном варианте.
Впервые новая машина засветилась в мае 2012 года на презентации Главе Республики.
Тогда, со слов руководителей БТЗ, в спешке была установлена не та маска, которая предполагалась - была установлена задняя маска от автобуса НефАЗ. Но эта "не та" маска была установлена ещё на пяти машинах.
И лишь тогда, в 2012 году в Башкирии обратили внимание на эти машины. Первые пять машин, в т.ч. и первая машина с презентации, былы отправлены в Стерлитамак. Увы, но на данный момент они стали последними новыми троллейбусами в этом городе.
Ещё пять машин в начале 2013 года получает Уфа. В том же году отправляется 10 машин в Альметьевск. И в конце года приходит заказ на ещё 11 машин для Уфы.
Именно этот заказ стал последним для завода. По одной из версий, покупка машин была внеплановой и сделана для того, чтобы спасти завод. Но чуда не случилось, и БТЗ отправился по пути банкротства.
У данной модели довольно интересная и длинная история. Если её рассказать полностью, то выйдет слишком длинной. Поэтому об ещё одной попытке спасения завода, а также о салоне троллейбусов данной модели поговорим в следующий раз.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
#троллейбус #автобус #машиностроение #промышленность россии #бтз #республика башкортостан #нефаз #процедура банкротства #заводы #общественный транспорт