Ситуация такова: работа метро, которое живет на дотациях из бюджета, приносит городу убытки, при этом хоть какая-то доступность подземки есть лишь у 35 процентов петербуржцев, а станции работают в 32 муниципальных округах из 111.
В городе 72 станции. А должно быть от 300 до 800! – заявил Сергей Алпатов. Нагрузка на метро города на Неве «самая большая в мире – больше, чем в Шанхае».
Главная причина - нет денег
Москва тратит на метростроение семь процентов из бюджета, а Петербург – только два с половиной процента. Учитывая, что доходы столицы несопоставимы с нашими, итоговый разрыв в абсолютных цифрах получается огромным. Гнаться за белокаменной бессмысленно.
Нет хороших специалистов
По словам Ледяева, нынешняя картина – результат того, что 20 лет назад в России прекратили выпускать транспортных планировщиков. Профессионалов в этой области, увы, не осталось.
– Поэтому сегодня – как бог на душу положит, – вздыхает эксперт. – Например, ЗСД вообще должен был бы идти по Васильевскому в подземном варианте, тогда удалось бы избежать многих проблем.
Нет ответственных за строительство
Депутат Надежда Тихонова предлагает создать отдельное ведомство, которое заведовало бы подземными делами.
– Если был бы отдельный департамент по освоению подземного пространства – а это не только метро, но и переходы, парковки, – то, может, тогда и не было бы многолетних согласований, – считает она.
Нет планирования
Проектирование подземки в Петербурге не отстает, считает Алпатов: «оно просто отсутствует». А потому вместо того, чтобы планировать 30 станций на год, «мы планирует столько же на десятилетие».
– Долгосрочное планирование отсутствует, – отмечает Сергей Алпаков. – Почему буксует строительство? Нет документации. Мы должны проектировать хотя бы на 30 лет вперед, ведь это трудоемкий процесс, включающий отвод земель и согласования. Но за последние пять лет перспективное планирование сократилось в 20 раз.