Найти тему

Кризисы, предшествующие духовному пробуждению

Так может случиться, и время от времени это случается, что "обычный" человек претерпевает в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда эта трансформация наступает в результате многих разочарований, а нередко и сильного душевного потрясения, например, вследствие потери близкого человека. Однако порой она протекает без внешних причин: среди полного благополучия и благоволения судьбы возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты. Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того, что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно приходит чувство нереальности, суетности будничной жизни. Личные интересы, которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как бы блекнут и теряют свою важность и ценность. На передний план пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни, о причинах явлений, которые прежде воспринимались как сами собой разумеющиеся - он размышляет об истоках собственного и чужого страдания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении и цели человеческого существования.

Ко мне обратился мужчина 40 лет с жалобами на головную боль, которая сопровождается тоской, тяжестью в груди. При детальном расспросе, кроме обычных физических симптомов он рассказал о том, что уже проходил лечение в психиатрической лечебнице, потому что при обследовании никаких физических недугов не обнаружено. Но часто он впадает в какое-то странное состояние, как будто находится в стеклянном кубе, бьется головой о стенки куба, не может выбраться.

Я рассказала этому человеку, как можно проще, о его душе, которая готова вступить на путь духовного самосовершенствования, но его человеческие заблуждения о Боге, о вере, о религиях, мешают понять это состояние. Мужчина ушел, не согласившись со мной. Я его больше не видела.

На этом этапе нередки заблуждения. Многие, не понимая смысла этого нового состояния души, рассматривают его как нагромождение причуд и болезненных фантазий, поскольку оно очень мучительно, всячески стараются его подавить. Боясь "сойти с ума", они делают все возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая, как им кажется, грозит от них ускользнуть.

В ходе этой борьбы некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем им удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем. Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа, растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время, иногда даже через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания.

-2

Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота - еще невыносимее. Человек чувствует себя уничтоженным, все, из чего состояла его прежняя жизнь, кажется сном, опадает, как пустая оболочка. В то же время новый смысл еще не появился, и порой человек не просто ничего не знает о нем, но даже не подозревает о возможности его существования.

Часто к этому страданию добавляется еще моральный кризис, пробуждается и углубляется этическое сознание, человек терзается тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит себя и впадает в полное уныние.

Бывает так, что Бог ведет душу горним путем сквозь тьму созерцания и холодность, и ей кажется, что она потерялась в нем и осталась полной тьмы и трудностей, препятствий и искушений. Встречные же говорят ей, как утешители Иову, что тоска и скорбь свойственны ей или они – следствие какого-либо тайного греха, из-за которого Бог оставил ее, и обычно тотчас же судят, что это, должно быть, очень грешная душа, если такое с ней происходит. Найдутся те, кто посоветует душе вернуться назад, ибо она не обрела в Божьих вещах ни отрады, ни утешения, известных ей ранее, и так удвоятся трудности бедной души. Ибо горькая мука, которую она ощутит, произойдет от познания ее собственной нищеты. И как только она находит кого-нибудь, кто подтверждает мнение, что все это по ее вине, то сии скорби и страдания возрастают безмерно и становятся горше смерти .

Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о самоубийстве, прекращение своего физического существования кажется логическим разрешением внутреннего краха.

Отметим, что это лишь общая схема протекания подобных переживаний. В действительности здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии, а другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительных этапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис.

-3

В этом состоянии мы можем наблюдать у человека повышенную раздражительность, утомляемость, утрачивается способность к длительному умственному и физическому напряжению, может быть сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с утомляемостью и быстрой истощаемостью. По случайным и незначительным поводам у человека возникают бурные реакции раздражения или вспышки возбуждения, которые обычно непродолжительны, но часты. Повышенная возбудимость нередко выражается в слезливости, ранее не свойственной этому человеку, или же в нетерпеливости, суетливости. Характерна болезненная непереносимость громких звуков, шума, яркого света, резких запахов. Утрачивается способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Расстраивается активное внимание. Появляются жалобы на рассеянность, плохое запоминание. Настроение неустойчивое, со склонностью к подавленности. Иногда человек впадает в состояние депрессии истощения: мрачность, вялость, безразличие ко всему. Почти всегда наблюдается нарушение сна: затруднение засыпания, поверхностный или не освежающий сон, тревожные сновидения, сонливость днём и бессонница ночью. Снижается или полностью пропадает аппетит, жалобы на головные боли, сердцебиение, чувство замирания сердца.

Кроме того, может проявиться чрезмерная мнительность, впечатлительность, ранимость, застенчивость, чувство тревоги, пугливость, исчезает инициативность, но появляется нерешительность, неуверенность в себе, в будущем, которое представляется бесперспективным, несущим неудачи, неприятности.

В связи с этим отмечается боязнь нового, неизвестного. Они с трудом отступают от заведенного порядка, отличаются педантичностью, из-за бесконечных сомнений все делают медленно, снова и снова проверяют правильность предпринятых действий. В таком состоянии появляется склонность к мучительному самоанализу, отвлеченным рассуждениям. Кроме того, острее и ярче переживается прочитанное, чем происходящее в действительности; возможны ощущения неполноты жизни.

Иногда расстраивается восприятие реальности и действительности окружающего, которое кажется отдаленным, безжизненным, неподвижным, застывшим, неотчетливым, бесцветным. Разве у вас не было когда-нибудь таких ощущений?

Или может появиться расстройство восприятия своего «я» - ощущения, мысли, представления, желания, чувства, воспоминания, речь, движения, действия кажутся или измененными, или чуждыми и данному человеку не принадлежащими.

И бывает и так, что рядом оказываются те, кто убеждены в грехах этой души. Они поручают ей пересмотреть свою жизнь и исповедаться подробнейшим образом, и тем распинают ее заново. Они не понимают, что это неподходящее время для таких действий и нужно просто оставить душу в очищении, даруемой ей Богом, утешая и ободряя ее, чтобы она желала того же, чего хочет Бог. Ибо до поры до времени, что бы они ни делали и ни сказали ей, ничего не поможет.

-4

Что мы можем сделать в такой ситуации? Как вы поняли, сам человек порой не понимает, что с ним происходит. Поэтому человек, который сам идет по пути духовного развития или, по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную помощь тем, кто только вступает на Путь. Когда человек еще находится в стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь найти правильный выход.

Причина всех страданий - пробуждение души. Нужно сказать об этом человеку, который мучительно ищет выход из своих страданий. И есть метод, который называется три касания .

Первый раз мы выслушаем человека, а потом скажем причину страданий, а это пробуждение души. Через некоторое время при второй встрече, мы можем сказать, что даже в данном состоянии можно изменить жизнь. И только при третьей встрече вы можете сказать, что у вас есть средство, которое точно поможет. И называем его, например, наука изреченного слова, книга, или то что вы найдете нужным в данный момент. Часто после первой встречи тот человек сам найдет вас, позвонит или попросит о встрече, и начнет задавать вам вопросы. Не делайте все сразу, результат будет отрицательным. Человеческому подсознанию нужно дать время для того, чтобы понять и начать изменяться.

Составлено по лекции Роберто Ассаджиоли "Нервные болезни при духовном росте"

Продолжение следует....