Найти тему
Ярина Яриловец и ее орхидеи.

ИИ и фотография: что может быть общего? Или воспитание роевого сознания в индивидууме на примере искина одной фотопремии.

Оглавление

Оказалось, что я едва не пропустила крупную фотопремию, в которой участвую каждый год. В последний момент они мне прислали уведомление, что скоро прием работ закончится, и я побежала выгружать...

...а я ведь почти ничего не снимала в этом году. Немного пейзажей, и все... Я любила снимать уличную фотографию, но на улице сюжеты стали похожи один на другой. Одни и те же маски вместо лиц, я сняла несколько кадров на самом старте маскобесия, содрогнулась от результата и перестала брать камеру везде с собой. Хорошо, что можно было выгружать на премию кадры и за 19ый год.

Почувствовала себя обворованной, чорт возьми. Я в этой фотопремии много лет участвую, и тут едва не пропустила. Никогда, конечно, первые места не занимала, но ходила я туда не за этим, как ни странно, хотя в сопутствующих конкурсах, бывало, и побеждала. Главное: она меня всегда вдохновляла. На волонтерском голосовании насмотришься на мощные, сильные кадры, и пытаешься сразу лезть выше, стараться лучше... В этом году я буду снимать. Фтопку коронку и сопутствующее ей безумие. Если люди не снимут маски, буду гоняться за пейзажами. Мне не понравилось это чувство, будто меня обокрали.

И вот что мне вспомнилось еще: искин, которого завела себе эта фотопремия, методы его работы и что я от них чувствовала.

Разнообразные нейроалгоритмы нас уже не слишком-то удивляют. Здесь, в Дзене, такой есть и правит всем )) Но он не слишком-то много от меня требует: заголовок чтоб был по сути, чтоб без матерка и злого словца, не сеять рознь, не постить картинки 18+. Учитывая, какую аудиторию дает Дзен, требования логичны и вполне посильны. Иногда он чудит - может статью о товаре с озона забанить за ссылку на этот самый озон, какая-то у алго Дзена к озону нелюбовь :D, но это быстро исправляется. В целом, он совершенно не мешает мне быть собой, и писать и делать то, что я думаю и хочу. Он даже прощает мне мой едкий сарказм )) Если здесь не гоняться за длинным рублем, эксплуатируя низменные потребности публики всяким кликбейтом, а в первую очередь радоваться халявной аудитории как автор, на Дзене очень даже можно жить, писать, размышлять, делиться опытом и творчеством. Но я не думаю, что все искины и алгоритмы будут такими лояльными к человеческой индивидуальности. Ибо.

Фотопремия тоже завела себе некое подобие искина, алгоритм. Дело в том, что на первых этапах там есть волонтерское голосование - когда все участники могут выбрать какую-либо номинацию, смотреть на парные фото и выбирать либо лучшую из двух, либо обе сразу да, либо обе сразу нет. Поскольку фотопремия доступна для участия всем (в отличие от сайта, который ее делает - туда можно попасть только через жюри из профессионалов, и я некогда попала туда только с третьей попытки), то там, конечно, среди мощных художественных полотен полно и сугубо бытовых снимков от фотообывателей* - котики, родственники, цветочки с дачи на память, заваленный горизонт, отсутствие смысловой и художественной наполненности... (обыватель тоже хочет премию! и он уверен, что снял художественно!). И раньше, бывало, этот фотообыватель любил понаделать десятки аккаунтов и в голосовании ловить собственные фотки, чтобы голосовать за них :D (эту бы энергию! Да в мирных целях! Например, на почитать разнообразные курсы, на попрактиковаться, а там и фотохудожник бы вылупился...:))

Я не уверена, что это такая уж проблема, ведь это голосование ни на что особенно не влияет. Цитата: "Волонтерское голосование носит только информативный характер и не влияет на ход основного голосования." Но премия решила, что им нужен алго, который будет бороться с накрутчиками. И вот как это работает.

За определенное количество отсмотренных пар фото тебе увеличивают лимит на загрузку кадров на премию, это, конечно, плюс. Однако, если ты часто выбираешь не то (а что у нас не то - решает система), следующее количество пар будет увеличено. Я часто выбираю не то )) Я голосую в первую очередь на художественной фотопремии, и оцениваю кадры с точки зрения художественности, и только потом техничности. Те же звезды теперь не снимает только ленивый, и одних звезд на кадре мало, чтобы снимок стал снимком художественным, но большинство по-прежнему ахает и выбирает звезды, а я могу выбрать вместо техничных, но скучных по сюжету звезд художественно исполненный закат, например. Или вместо технично исполненного сюжета, который только ленивый не снимал, выбрать сюжет с, возможно, техническими огрехами, но интересным, новым, необычным и творческим взглядом. И всякий раз за это огребаю :D

Если вы голосуете не вдумчиво и часто ошибаетесь, то у вас будет увеличиваться количество новых сравнений.

Кто решает, когда голосующий ошибается или нет (и ошибается ли он вообще? как можно ошибиться в голосовании, оно предопределено?)? Кто решает, насколько вдумчиво я выбираю снимок? Система. Они утверждают, что время от времени подсовывается пара контрольных фото, где прямо сразу ясно - вот эта топчик-топчик, печатать и на стену, на стену!, а вот эта откровенное дерьмо, которое никак нельзя счесть типа сложным авторским замыслом, если вы человек, и если вы выбираете дерьмо, то сомнительная вы редиска, бот или накрутчик, и вот вам по шапке. У меня есть все, все, все основания полагать по собственному опыту, что это лукавство. В прошлом году я там голосовала, и лимит мог увеличиться на глазах, стоило кликнуть не по той карточке из пары одинаково техничных и художественных снимков.

Зачем все это нужно? Во-первых, это повышает качество голосования. Во-вторых, такая статистика отслеживает поведенческие действия. В-третьих, все это вместе очень быстро выявляет ботов и людей, пытающихся влиять на голосование.

Опять поведенческие действия. Я иду просто полюбоваться чужими снимками, вдохновиться, перебирая их (иным образом посмотреть поданные на премию фото до поры, до времени нельзя), а с меня берут поведенческие действия. Я обоснованно полагаю, исходя из поведенческих действий большинства на голосовании местный алго и решает, ошиблась я в выборе или нет. Если большинству не нравится этот кадр, а я (и еще полторы калеки настойчивых оригиналов, дорожащих своим правом выбора) сочла его интересным, я пролетаю.

Итак.

То есть если тебе как голосующему члену сообщества важно увеличение лимита загрузки, то голосовать надо не по своему вкусу, а отследив тренды алгоритма. Это на самом деле не сложно, но очень противно.

Если увеличение лимита неважно, то можно голосовать как хочешь.

Но увеличение лимита интересно каждому автору, на самом деле, поскольку даже платно в штатном режиме можно загрузить не более 20 снимков. Прием работ длиться обычно год, и за год мы (обычно, не как в 2020) снимаем много, и всем этим хотим поделиться.

В итоге получается, что конкретно мое мнение в этом голосовании по сути не сильно-то важно, а важно, чтоб я думала, как все, и выбирала, как все. В этом есть некое, не побоюсь этого слова, моральное принуждение. Я вот все думала в прошлом году, что же тут меня смущает, а в этом, на фоне происходящего в мире, наконец поняла. Игорь Шнуренко часто говорит о воспитуемом нынче в человецах роевом сознании, и вот, полюбуйтесь - это ведь было оно самое. Прежде выкладки Шнуренко могли для кого-то звучать смешно, но мне смеяться уже не хочется. Я должна была выбирать как рой, если хочу какую-то плюшку. Фотохудожники должны были стать как рой, творческие единицы (!), каждый со своим взглядом - отбросить их и слиться с некоей массой, если хотят еще слотов для своих снимков. Выбирать трендовое. Так велит искусственная система.

- От вас, ребята, только голова болит, - сказал Финн. - Вот Флетлайн, если бы вы все были как он, все было бы по-настоящему просто. Он конструкт, просто куча постоянной памяти, так что он всегда делает то, что я ожидаю от него.

Говорит живым героям искин в романе "Нейромант" Гибсона, ставя им в пример предсказуемый искусственный конструкт личности, и это недалеко от нашей сегодняшней реальности. Своим хаосом и непредсказуемостью, своей индивидуальностью мы вносим разлад в эти системы. Пока нас наказывают по мелочи: за индивидуальный выбор вместо увеличения на 200 пар для сравнения увеличат количество до 400, да и то на какой-то фотопремии, интересной только фотографам.

Но это уже звоночек. И информация для размышления. Эта история не о фото, как вы уже поняли, а о чем-то большем.

автопортрет в зеркальном лабиринте
автопортрет в зеркальном лабиринте

P.S. Я отыскала в Старой Руссе клад - батарейки для моей пленочной Минолты по 50 рублей штука (в СПб их торгуют по 450, не побоюсь этого слова). Я их набрала огромный запас и снова могу снимать на пленку. Но ее последующее сканирование в фотоцентрах ну очень людоедски стоит. Если вы цените меня, как автора, и если вам это посильно, ниже форма для доната на сканер фотопленок )) Сумму определяете вы сами, я только уточню, что стоит сканер в районе 4 тысяч, мне их сейчас потянуть трудно. Благодарю всех заранее!

Если вы в СПб и вы донатили, по вашему желанию я могу вас поснимать потом на пленку ;) Это будет, разумеется, бесплатно.

портрет моего старого друга, снимок с пленочной камеры.
портрет моего старого друга, снимок с пленочной камеры.