В Литве разгорелся новый конфликт между государством и местной польской общиной. Правящие политики потребовали запретить литовским полякам проводить перепись своей численности. Дело в том, что правящая партия «Союз отечества – Христианские демократы Литвы» с большой подозрительностью относится к нацменьшинствам и настаивает на их ассимиляции. И это отношение распространяется не только на русских, но и на представителей народа, из-за которого Вильнюс может поссориться с соседней Польшей – тоже, между прочим, государством Евросоюза и членом альянса НАТО.
Куда «исчезают» литовские поляки?
Польская община Литвы объявила о своём желании провести перепись соплеменников. Вице-мэр Вильнюса Эдита Тамошюнайте пояснила, что полученная информация имеет практическое значение – она поможет спрогнозировать потребности литовских поляков в детских садах, школах и культурной деятельности. «Если взглянуть на данные переписи 2011 года, то мы видим, что 2% жителей не указали свою национальность. Можно предположить, что это представители нацменьшинств», – подчеркнула Тамошюнайте.
В данном случае поляки воспользовались подвернувшимся случаем. В Литве стартовала перепись населения и жилищного фонда, которую проводит Департамент статистики. В республике данное мероприятие проводится раз в 10 лет. По данным 2011 года в государстве проживали 84,2% литовцев, 6,6% поляков, 5,8% русских, 1,2% белорусов, 0,5% украинцев и 0,6% других национальностей. В текущем году из-за пандемии коронавируса процесс переписи организован в первую очередь на основе административных источников.
Координатор переписи Валдемарас Урбанас заявил, что её проведут с соблюдением всех необходимых требований, как защиты персональных данных, так и карантина. «Физические лица заполнят анкеты добровольно, согласившись с тем, что юридическое лицо, т. е. Союз поляков Литвы также некоторое время будет обрабатывать и хранить данные. Союз поляков Литвы соберёт данные исключительно для одной цели – для сравнительного анализа. Перепись будет проведена тремя способами. Первый – это бумажная форма анкеты, вторая – электронная анкета, а третий вариант – заполнить анкету по телефону, а затем подписать её. Мы не думаем, что карантин продлится вечно. У нас нет цели провести эту перепись в очень короткие сроки, например за месяц. Мы думаем, что можно делать это и дольше, потому что будут затрачены немалые человеческие усилия и финансовые ресурсы», – оповестил координатор.
Почему для литовских поляков так важно провести свою индивидуальную перепись? Активист Сбигнев Бальцевич пишет в газете Kurier Wileński , что, согласно данным переписи населения за 1989 год, в Литве числилось почти 258 тысяч поляков. А к 2019 году их официально насчитывалось уже только чуть больше 156 тысяч, то есть – минус 39%. По мнению Бальцевича, численность национальных меньшинств в стране занижается искусственно.
А ведь раньше все было совсем наоборот! «В советский период Литва участвовала в четырёх общесоюзных переписях населения. Которые показали, что в 1959 году, то есть после прекращения массовой миграции поляков из Литвы, в республике проживали 230 107 поляков. В 1970 году в республике насчитывалось 240 203 лиц польской национальности, в 1979 году – 247 022 поляков, а в 1989-м – 257 994 жителей польской национальности. Насколько эти переписи отражали реальное положение дел и насколько они были скорректированы, трудно сейчас ответить. Но как ни странно, каждое десятилетие число поляков Литовской ССР в среднем увеличивалось на 10 000», – удивляется Бальцевич.
Он напомнил, что в тот период, если анкетируемые при заполнении затруднялись указать свою национальность и выбирали графу «тутейшие» (то есть «местные»), то впоследствии они причислялись либо к литовцам, либо к белорусам. «Как позже выяснилось, все "тутейшие" в переписи 1979 года были записаны литовцами. Это вызвало шквал писем в редакцию "Красного флага" (Czerwony sztandar ныне Kurier Wileński), я лично был у начальника Госкомстата СССР А. Исупова в Москве. И тогда было принято решение тех, кто в графе "8" отметили себя "тутейшими", а в графе "9" родным языком назвали польский – записывать поляками», – свидетельствует Бальцевич.
Н еприязненное отношение
Далее С. Бальцевич приводит данные переписей населения, имевших место уже после СССР. По данным первой переписи постсоветской Литвы в 2001 году, в стране проживали 234 989 поляков. В 2011 году их официально насчитывалось 200 317, то есть на 14,76% меньше по сравнению с тем, что было десятью годами раньше. В целом население Литвы за этот период сократилось на 12,64%. Этнические литовцы составили 84,16% населения страны. «В 2011 году Литва стала наиболее "литовской" за всю послевоенную историю», – отмечает исследователь.
Сейчас его беспокоит, что по правилам нынешней переписи граждане не должны непосредственно сами в ней участвовать, то есть принимать у себя переписчиков. Однако в документах многих жителей не указана по тем или иным причинам их национальность. Это произошло в том числе из-за того, что литовские власти сперва исключили графу о национальности в паспортах, а потом вернули. Сегодня её можно восстановить, лишь пройдя специальную процедуру. «Данные переписи будут опубликованы в 2022 году. Сколько нас сосчитают – нетрудно догадаться», – тревожится Бальцевич. В общем, неудивительно, что сейчас литовские поляки хотят самостоятельно выявить полную картину того, что происходит с их общиной. Властям они не слишком-то доверяют.
Однако это их вполне естественное желание столкнулось с недоверием властей. Так, первый вице-спикер парламента Юргис Разма (партия «Союз отечества – Христианские демократы Литвы») заявил, что отдельную перепись литовских поляков необходимо запретить. Разма заподозрил, что Союз поляков злонамеренно планирует завысить численность своей диаспоры. «Несложно выяснить и причину – таким образом хотят зафиксировать как можно больше лиц польской национальности. Не исключено, что некоторых жителей заставят указать, что они поляки, хотя они, возможно, не хотят называть свою национальность или пожелают указать другую. Когда знаешь, что важнейшие посты в муниципалитетах Вильнюсского края занимают члены Союза поляков, несложно предположить, что люди подчинятся таким просьбам», – считает Разма.
Тут нужно иметь в виду, что неприязненное отношение к полякам исходит в первую очередь от «Союза отечества – Христианских демократов Литвы» или от, как их называют в стране, «консерваторов». В прошлом году эта партия из оппозиции переместилась во главу правящей коалиции, а глава СО-ХДЛ Габриэлюс Ландсбергис (внук небезызвестного Витаутаса Ландсбергиса) стал министром иностранных дел. Политолог Алексей Ильяшевич даже полагает, что по степени влиятельности Габриэлюс Ландсбергис затмевает нынешнего президента Гитанаса Науседу, к слову, вышедшего из кругов, близких к возглавляемому Ландсбергисом-младшим СО-ХДЛ.
С начала 90-х «династия» Ландсбергисов является в Литве наиболее влиятельной, её представители оказывали сильнейшее воздействие на политику государства. Ильяшевич приводит наглядный пример: ещё до вступления в должность Ландсбергис-младший начал натравливать президента Литвы на Польшу, где в ту пору обострились протесты против закона, запрещающего аборты.
А. Ильяшевич напоминает, что конфликт СО-ХДЛ с крупнейшим в стране нацменьшинством достиг апогея в прошлом году, когда партия «Избирательная акция поляков Литвы - Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС) потребовала от Главной избирательной комиссии признать недействительными выборы в сейм (в октябре 2020 г.), на которых победили консерваторы. Партия литовских поляков тогда пятипроцентный барьер не преодолела. Но даже если бы преодолела, в новую коалицию её бы не взяли. «Мы объединяем всех людей доброй воли. И то, что вокруг нас все больше литовцев, некоторых пугает, особенно литовских консерваторов Ландсбергиса. Они тоже имеют в названии словосочетание "христианские демократы", но ничего в этом направлении программно не делают», – говорил лидер ИАПЛ-СХС Вальдемар Томашевский.
«Полностью понимаю ваши проблемы и потребности»
Ильяшевич констатирует: «Теперь, оказавшись за бортом не только правящего большинства, но и самого парламента, партия литовских поляков вынуждена как-то напоминать о себе. Альтернативная перепись населения – отличный инструмент. С его помощью ИАПЛ-СХС может консолидировать свой электорат, если убедит его, что власть консерваторов пытается занизить реальную численность польского населения. Консерваторы, похоже, уже попались в эту ловушку. Если они запретят проводить отдельную перепись поляков, то дадут повод ИАПЛ-СХС говорить о притеснении национальных меньшинств. Если не запретят, то официальные данные Департамента статистики наверняка будут противоречить тем цифрам, которые обнародует Союз поляков Литвы.
Идти по первому сценарию власти прибалтийской республики опасаются, поскольку могут нарваться на критику со стороны Варшавы. Национальный вопрос всегда обострял польско-литовские отношения. Четыре года правления Союза крестьян и "зеленых" Литвы (2016-2020-й. – Авт. ) стали исключением. ИАПЛ-СХС даже входила в коалицию, и этот факт высоко оценивали польские политики. Но теперь к власти вернулись консерваторы-ландсбергисты, которые обладают удивительной способностью портить отношения со всеми своими соседями».
Премьер-министр Ингрида Шимоните (тоже член СО-ХДЛ) не упустила возможности лишний раз уколоть лидера литовских поляков. «Чтобы сделать картину как можно более полной, Департамент статистики Литвы проводит вот такой опрос, который предоставит данные о национальности, знании языков и вероисповедании. Конечно, одного этого опроса будет недостаточно, будут использоваться другие методы. Но чем больше людей заполнят краткий опросник, тем легче будет нашим статистикам, потому что именно они, а не господин Томашевский ответственны за то, чтобы мы знали о совсем обществе больше фактов, а не интерпретаций или спекуляций», – написала Шимоните в соцсети.
В свою очередь, Томашевский, будучи депутатом Европарламента от Литвы, постарался заручиться международной поддержкой – и небезуспешно. Так, известный европарламентарий, председатель Федералистского союза европейских национальных меньшинств (FUEN) Лорант Винче обратился к литовским полякам с письмом. «Я, представитель венгерского меньшинства в румынской Трансильвании, полностью понимаю ваши проблемы и потребности. Мы трудимся в Европарламенте вместе с лидером литовской польской общины Вальдемаром Томашевским и состоим в Интергруппе традиционных меньшинств, этнических сообществ и языков, заместителем председателя которой я являюсь. Мы вместе работаем над улучшением правовой защиты коренных национальных меньшинств. Уважаемые поляки, проживающие в Вильнюсском районе, Союз поляков Литвы приступил к реализации очень важной инициативы. Он намерен провести перепись жителей Вильнюсского региона, в ходе которой вы сможете заявить о своей национальности».
Как подчеркнул Л. Винче, эта перепись позволит точно узнать точное число поляков и сравнить эти данные с официальной статистикой. «Это даст вам возможность разработать эффективную стратегию защиты прав литовского польского национального меньшинства в будущем. Я призываю всех поляков принять участие в этой важной инициативе СПЛ. Большая и сильная литовская польская община является примером и поддержкой для других коренных национальных и языковых меньшинств в Европе. Если мы будем действовать сообща, нам будет легче бороться за общие права, особенно на арене Европейского союза», – подчеркнул влиятельный европейский политик.
Другими словами, литовские поляки нашли себе союзников в ЕС, и они продолжат цепко держаться за свою самобытность.
Оригинал статьи размещен здесь