Найти тему
Mixed Arts

Простые истины Земфиры на диске «бордерлайн»: новый звук, старые приемы, очередной пример превосходства

Земфира
Земфира

Если про Земфиру Рамазанову будут снимать биографический фильм, он мог бы быть триллером и называться «Превосходство Земфиры». Это действительно сложно — быть лучшей в России, не иметь соперников и очень переживать из-за того, что тебе в принципе некого вызвать на бой

Текст: Александр Кондуков

«Как бы не сгореть мне, только бы успеть», — поет Земфира на cвоей седьмой пластинке  «бордерлайн». Это один из моментов жесткой подкупающей интимности, которую позволяет себе проявить 44-летняя певица из Уфы. Похвальное стремление для артистки, которая вот уже лет двадцать остается рок-певицей номер один в России, чьи первые диски в своем роде были сборниками лучших хитов, погружающих слушателей в мир эмоционального хаоса, порывов, депрессий и надежд на лучшее.

Одиночество на вершине — это тяжелая доля. Земфира неоднократно заканчивала с музыкой, прекращала концертную активность, меняла вектор своих песен. Сейчас она экспериментирует с тяжелым прогорклым блюзом, фанком, электроникой, серфовыми гармониями, а также передает приветы Цою, The Beatles, Radiohead (совсем чуть-чуть, и в почти издевательской форме в песне «Том») и армии поклонникам всех полов.

Первую за пять лет песню выпустила Земфира — она называется «Джозеф»

Саунд альбома «бордерлайн» по русским меркам — вполне могучий и экспансивный, он отвлекает от насущных дел и ваше лицо волей-неволей примораживается к воображаемому тусклому стеклу, из-за которого раздается голос медиума Земфиры. В узорах на этом стекле можно разглядеть и свои, и чужие депрессии, истории абьюза или, скажем, издевательств со стороны своих беспринципных партеров по бизнесу.

Можно воспринять пластинку целиком и как послание независимого артиста олигархам, которые должны заплатить за концертное лето, способное изменить все в России в лучшую сторону.

Экспансия певицы в части захвата внимания слушателей — это не новый метод ни для России, где многие тренируются петь в едальнях с жующими людьми, ни для остального мира. Тут хороши все средства и в ход пускаются самые грязные приемы. «Я же кто-то другой, другого цвета», — настаивает Земфира в песне «мама», и ей в этом плане уже давно верят. В том числе и те, кого певица называет «хорошим другом» в тексте песни «крым», которая идет ближе к финалу.

Богачи из VIP-ложи условного «Пикника «Афиши» вполне могут подумать, что в этот момент Земфира ловит их депрессию с расстояния в 150 метров и делает их ближе к себе. Что уж говорить о впечатлительных девушках с их кругом вопросов.

Земфира ведет своего слушателя через пробки, расставания, болезни и дни отречения от аддикций, когда абсолютная тьма внутри тебя становится новой силой, и в этих доспехах из черных эмоций ты можешь сметать новые препятствия. Деликатные фортепианные партии в «пальто» и «крым», крики чаек в финале «моменты» — это как раз точки входа в мир Земфиры, где боль давно стала ежедневной необходимостью 24/7.

Исключение из пластинки песен с хитовым потенциалом, если они вообще были и в них имелась необходимость, — это тоже позиция. Таким образом Земфира, вполне вероятно, хочет дополнительного диалога со всем диском целиком, а не с конкретными песнями. Энергии у нее явно полный переизбыток, и если вы садитесь за прослушивание «бордерлайн», убедитесь, что вы не делаете никакие дела за компьютером. Эта пластинка может помочь только написать про нее небольшой описательный текст. Все остальное Земфира скромно позволила на это время у вас отобрать.