Июнь 1762 года. Новоиспеченную императрицу Екатерину сопровождают в прогулке по саду у Зимнего Дворца.
Пару крепостных приводят под руку стражники. Пойманные осмелились подать жалобу на душегубицу Дарью Николаевну Салтыкову.
Кто она?
Дарья Николаевна в девичестве была Ивановой. Дата рождения - 22 марта 1730 года по новому стилю. Ее семья была в родстве с известными фамилиями: Мусиными-Пушкиными, Строгановыми и Толстыми. Росла девочка в очень религиозной обстановке, была набожной и даже имела духовного настаника.
Партию Дарье искали, конечно, из высшего света. В 19 лет её отдали замуж за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Салтыкова. Так её родными стали Нарышкины, Глебовы, Голицыны, Ягужинские. В её распоряжение попало множество поместий. Два богатейших рода объединились. После смерти отца, а затем и мужа Дарья Салтыкова стала обладательницей самого большого помещичьего состояния в России – 1200 душ (по другим источникам, даже 16 тысяч!) и примерно миллион рублей в личном владении. Деревни в Московской, Костромской и Вологодской губерниях, Троицкое и все поселения Верхних Теплых Станов были в ее владении.
Это очень помогало Салтычихе справляться с кознями завистников и правых людей. Он активно подкупала чиновников, ссылала или самостоятельно судила беглых крестьян и доносчиков, а Елизавета и Петр 3 прикрывали глаза на ее деяния – дальняя родственница все-таки, да и денег у нее много.
Почему Салтыкова убивала?
Специалисты предполагают, что у Кровавой Барыни был душевный недуг – эпилептоидная психопатия. Вспышки гнева проявлялись в зверской жестокости и изощренности срывов, вскоре это переросло в сплошное безумство, так как диагноз усугубляло отсутствие контроля и ответственности.
Хотя в детстве ничего подобного не замечали. Вполне возможно, что врачи не воспринимали всерьез очевидные признаки безумства в раннем возрасте, но источники ничего об этом не говорят.
Замученные жертвы
Главной целью Салтычихи были молодые девушки, из крови которых она принимала «омолаживающие ванны» раз в месяц.
Через полгода после смерти мужа Салтыкова начала превращаться в Салтычиху. За малейшую провинность или обычное действие, которое ее не устраивало, Дарья могла до смерти забить крестьян. А ее конюхи добивали жертв и отвечали за их погребение.
Осмелившихся бежать или доносить возвращали и пытали страшными методами . Так одного крестьянина Фёдора Богомолова заковали в цепи, приставили стражу и морили голодом, пока тот не умер. А это длилось на протяжение многих недель.
Сильно пострадала и еще одна молодая девушка – Фекла Герасимова. Ее избили скалкой за «плохо вымытый пол», во второй раз результат тоже не понравился, тогда ее избили палками. Волосы были выдернуты, спина и голова проломлены, первая вообще гнила, по словам очевидцев. Бедная крестьянка оказалась в безымянной могиле, делу ее зверском убийстве не дали ход.
Салтычиха убила трех жен одного крестьянина. Первую сама забила до полусмерти и отдала закончить своей «военной» свите – гайдукам. Вторую жену забили палками и обварили кипятком, она скончалась от несовместимых с жизнью травм. С третьей женой поступили так же.
Один из крестьян мужского пола также пострадал от рук Салтычихи. За недосмотр за девушками его выпороли кнутом до полусмерти и держали всю ночь на морозе. С утра в сарае помещица привязала Хрисанфа Андреева, била его палкой по голове и поливала кипятком, а в это время гайдуки прижигали уши раскаленными щипцами.
На счету кровавой убийцы есть очень зверский случай. У провинившейся служанки начались роды прямо во время пыток. Но это ничуть не смутило Салтычиху, а только еще больше раззадорило. Во время наказания она кричала «До смерти!». На свет не только не появился новый человек, но и ушел еще один…
Виновата система
Кого или что можно винить в том, что дело Салтычихи вообще имело место в Российском сообществе? Систему крепостного права и привилегированность дворянского сословия. Между крепостными и помещиками в конце 18 века была бездонная правовая пропасть. Непомерная власть дворян и льстивые законы Екатерины Второй развязывали руки самодурам-помещикам. Например, страшный указ 1767 года, по которому крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков, погубил тысячи душ крепостных. Им и пользовалась Салтычиха, в адский круг которой попадали бедные жертвы, не имевшие права на челобитную.
Большую роль туту сыграла и бюрократия, служившая плотным щитом для злодеяний помещицы – редкие жалобы, попадавшие в высшие инстанции терялись среди остальных бумажек, обрекая крестьян на вечный ад в Троицком.
К счастью, публичная казнь сподвижников Салтычихи и участившиеся проверки дворянских поместий сократили процент произвола помещиков. Но проблема не была решена окончательно.
Дело Салтычихи
Два конюха, бежавшие без документов и других вещей, так и не смогли пробраться к императрице. Но они нашли какого-то солдата, заплатили ему за донос, и именно спас остальных крестьян от произвола Салтычихи.
Он попал в очень удачный момент, когда императрица вела активные переписки с европейскими просветителями. У Екатерины было огромное желание перенять опыт друзей, а тут подвернулась Салтычиха. Так и началось ее дело.
Следствие длилось 6 лет. Помещица отказывалась признавать вину и на пытках, и на допросах, отрицала убийства и изощренные наказания, не сдавала помощников.
Ее выдали счетные книжки и бессчетное количество крестьян-свидетелей, как из ее поместий, так и из поместий соседей. Показания давали все ее крепостные, крепостные из соседских имений, дед Тютчева, бывший некогда любовником Салтычихи, на которого она потом совершила покушение, а также против не обернулись и высшие губернские чиновники, подкупленные когда-то.
В результате следствия вина Дарьи Салтыковой была полностью доказана. Ее низкосословные сподвижники отправлены на каторгу или тюрьму, а вот саму помещицу казнить боялись. Слишком большое наследие, слишком большое влияние. Поэтому Сенат отказался выносить приговор и перенес всю ответственность за его вынесение на саму императрицу.
Убивать она боялась, а вот в монастырь – самое то. Салтычиху публично лишили всех званий, имущества, имени и права носить пол или название. Называли ее «оно», отправили в позорную яму без света и общения человеческого. Позже Салтычиху перевели в темницу с небольшой решеткой, через которую она получала бесчисленные оскорбления и порицания крестьян.
В заточении она прожила 33 года, сопровождаемая периодическими приступами безумия и гнева. Скончалась в 1801 году, пережив императрицу на 5 лет.