Найти в Дзене
Игорь Орлов

Святые о смысле искушений и действиях в них

Оглавление
Святой Нил Синайский (фото из Яндекс Картинки)
Святой Нил Синайский (фото из Яндекс Картинки)

«Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души» - говорит преп. Нил Синайский (Преп. Нил Синайский «Азбука Спасения»).

«Не будь искушений, никто бы не спасся» - подчеркивает авва Евагрий Понтийский (преп. Авва Евагрий «Святые Отцы Добротолюбия».

Авва Евагрий Понтийский (фото из Яндекс Картинки)
Авва Евагрий Понтийский (фото из Яндекс Картинки)

«Уничтожь искушения и помыслы и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни»- замечает авва Зосима (преп. Авва Зосима Палестинский «Азбука Спасения»).

Авва Зосима Палестинский (фото из Яндекс Картинки)
Авва Зосима Палестинский (фото из Яндекс Картинки)

«Бог попускает искушения для испытания» - говорит святитель Иоанн Златоуст. И добавляет:

«Бог попускает искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершенствовать нас . От искушения происходит спасение, и опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью».
Святитель и Вселенский учитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель и Вселенский учитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Аналогии из обычной жизни.

Гантели, штанги, перекладина, брусья, тренажеры – прекрасное средство держать тело в форме. Прибавить к этому правильное питание, разгрузки – и эффект будет сильнее. Для тела

Кроссворды, судоку, тесты интеллекта с повышающейся сложностью, творческие задачи и головоломки – отличное средство поддерживать интеллект функциональным, работоспособным. Для ума, интеллекта.

В духовной жизни роль таких штанг, тренажеров и тестов играют искушения. Они усиливают в нас веру, добродетели, мудрость мыслей, поступков и чувств в согласии с Богом. Для Духа Божьего в нас.

Святые и праведные понимали это и благодарили Бога за них.

Что усиливает в человеке правильное прохождение искушений ?

Вот эти главные вещи:

  • веру и упование на Бога,
  • духовную мудрость (Богомудрие),
  • мужество
  • и смирение (мир с Богом, собой и людьми).

Вариантов проходить искушения - два.

Об этом говорят, например, святитель Иоанн Златоуст и преп. Максим Исповедник.

Св. преп. Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)
Св. преп. Максим Исповедник (фото из Яндекс Картинки)

Первый вариант: самому себе не устраивать искушений.

Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст. Если Бог попускает искушения Сам, то проходить их. Но самому их не искать и не создавать их. Все от Бога. От самостийных подвигов немало подвижников падало. Да, и обычных людей тоже.

Второй вариант: если пришли искушения от Бога (через ближних или обстоятельства, или через помыслы, не суть важно), то поступать по Богу.

А от Него два варианта действий для человека:

  • Мужественно проходить их, славя и благодаря Бога.
  • Или смириться и не вестись на них.

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает:

«Возможность переносить искушения зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением ».

Если мы не готовы, не расположены, не стоит ввязываться. Помощь Божья придет не через мужество, а через смирение в этом случае.

Иногда, как подчеркивает святой Марк Подвижник, приходящие искушения подсказывают нам грехи и страсти, в которых мы не покаялись.

Святой Марк Подвижник (фото из Яндекс Картинки)
Святой Марк Подвижник (фото из Яндекс Картинки)

Нас искушает то, в чем мы должны покаяться.

Например, человек злопамятен. Приходят обстоятельства, в которых из него начинает выходить зло, которое он не забыл, помнит (хотя надо было удалить его) и давит на него.

Что делать человеку здесь ? Покаяться в злопамятстве.

Смысл такого искушения: дать нам увидеть и от сердца принести покаяние. Это и будет решением.

Ближние нас часто берут на «слабо», обстоятельства приносят вызовы, помыслы начинают одолевать.

Не нужно, говорят свят. Иоанн Златоуст и преп. Максим Исповедник, поддаваться на это. Нередко, мудрее смолчать, сказать «слабо» и искушение отступит. Не за все вызовы стоит браться, и не на все помыслы отвечать противостоянием.

Преп. Максим Исповедник говорит, что когда Христос учил учеников своих молитве, говоря слова ее: «Не введи нас во искушение» (Евангелие от Матфея 6:13), то взывал этими словами оберегаться от произвольных (сознательных) искушений, от возбуждения плоти, от тока гневливой и горделивой крови.

А брат Христа Иаков, как говорит преп. Максим, учил подвизающихся в Господе не поражаться непроизвольными (невольными, неосознанными) искушениями. И чтобы оберечься от них говорил ап. Иаков: «всякую радость имейте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» (посл. св. ап. Иакова 1:2).

Как советуют святые поступать в искушениях?

Общий подход такой: поступать надо так, чтобы сохранить добродетель и не впасть в грех и страсть. Остаться доброжелательным, а не озлобиться. Проявить культуру, а не нахамить. Признать свою слабость, а не пытаться показать силу, которой нет. Если сила есть, то не творить ей зла и беззакония. Любовь есть Бог и исполнение Закона, а не самочинство и разрушение.

Преп. Марк Подвижник говорит:

«Как делание по Богу называется добродетелью, так и нечаянная скорбь именуется искушением» (преп. Марк Подвижник, серия «Святые отцы добротолюбия»).

Преп. Марк предупреждает: «Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается».

Вот, что еще ценного говорит святой Марк Подвижник:

«Когда найдет искушение не ищи, отчего и для чего оно (причины и смысл), но о том позаботься, чтобы благодарно, не скорбя и не злопамятно перенести их».

Благодарно. Не скорбя. Не злопамятно.

Ошибка, случающаяся со многими интеллектуалами, что они начинают искать причины и смысл и уходят в высокоумие во время искушений и тем хуже бывает им. Преп. Марк оберегает и напоминает: благодарите, а не ропчите на Бога, не скорбите, а радуйтесь (Вам дали радость стать сильнее духовно, добродетельно) и не вытесняйте зло в память свою и не извлекайте зла из нее (ах опять, да сколько можно, да уже достало; не надо этого) .

«Беги от искушения терпением и молитвой» - говорит преп. Марк Подвижник. Молитва о том, что: «помоги мне, Господи, и подскажи, как лучше поступить, ведь Ты мудрей». Или «Дай сил, Господи, ибо не чувствую я их в себе»

«Если же помимо терпения и молитвы будешь сопротивляться искушению, то оно сильнее станет нападать» - предупреждает святой Марк Подвижник.

В искушении не надо себя выпячивать, ибо это гордыня. К смирению нужно прибегать, а не к агрессивной оппозиции и выпячиванию. Так надежней, верней, благодатней, мудрей.

Схожее средство в искушении предлагает и преп. Авва Дорофей:

«Если кто перенесет искушение с терпением и смирением, то оно пройдет без вреда для него. Если же кто будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то никакой не получит пользы, а только повредит себе» (преп. Авва Дорофей «Азбука Спасения»).
Преп. Авва Дорофей (фото из Яндекс Картинки)
Преп. Авва Дорофей (фото из Яндекс Картинки)

Всегда благодарить за искушения Бога. Об этом говорят все святые. Благодарить осмысленно за то, что стал мудрее, укрепился в вере и уповании на Бога, получил помощь Бога и убедился в ней, что возрос в мужестве и не боишься, что обрел малое смирение, пусть и в малом, но важном.

Благодарить сначала словами, а потом и сердечные добрые движения к этому благодарению подключатся. И на душе будет хорошо.

Понравилось – ставьте лайк.

Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Мудрости, добра и благ всем.