«Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души» - говорит преп. Нил Синайский (Преп. Нил Синайский «Азбука Спасения»).
«Не будь искушений, никто бы не спасся» - подчеркивает авва Евагрий Понтийский (преп. Авва Евагрий «Святые Отцы Добротолюбия».
«Уничтожь искушения и помыслы и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни»- замечает авва Зосима (преп. Авва Зосима Палестинский «Азбука Спасения»).
«Бог попускает искушения для испытания» - говорит святитель Иоанн Златоуст. И добавляет:
«Бог попускает искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершенствовать нас . От искушения происходит спасение, и опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью».
Аналогии из обычной жизни.
Гантели, штанги, перекладина, брусья, тренажеры – прекрасное средство держать тело в форме. Прибавить к этому правильное питание, разгрузки – и эффект будет сильнее. Для тела
Кроссворды, судоку, тесты интеллекта с повышающейся сложностью, творческие задачи и головоломки – отличное средство поддерживать интеллект функциональным, работоспособным. Для ума, интеллекта.
В духовной жизни роль таких штанг, тренажеров и тестов играют искушения. Они усиливают в нас веру, добродетели, мудрость мыслей, поступков и чувств в согласии с Богом. Для Духа Божьего в нас.
Святые и праведные понимали это и благодарили Бога за них.
Что усиливает в человеке правильное прохождение искушений ?
Вот эти главные вещи:
- веру и упование на Бога,
- духовную мудрость (Богомудрие),
- мужество
- и смирение (мир с Богом, собой и людьми).
Вариантов проходить искушения - два.
Об этом говорят, например, святитель Иоанн Златоуст и преп. Максим Исповедник.
Первый вариант: самому себе не устраивать искушений.
Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст. Если Бог попускает искушения Сам, то проходить их. Но самому их не искать и не создавать их. Все от Бога. От самостийных подвигов немало подвижников падало. Да, и обычных людей тоже.
Второй вариант: если пришли искушения от Бога (через ближних или обстоятельства, или через помыслы, не суть важно), то поступать по Богу.
А от Него два варианта действий для человека:
- Мужественно проходить их, славя и благодаря Бога.
- Или смириться и не вестись на них.
Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает:
«Возможность переносить искушения зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением ».
Если мы не готовы, не расположены, не стоит ввязываться. Помощь Божья придет не через мужество, а через смирение в этом случае.
Иногда, как подчеркивает святой Марк Подвижник, приходящие искушения подсказывают нам грехи и страсти, в которых мы не покаялись.
Нас искушает то, в чем мы должны покаяться.
Например, человек злопамятен. Приходят обстоятельства, в которых из него начинает выходить зло, которое он не забыл, помнит (хотя надо было удалить его) и давит на него.
Что делать человеку здесь ? Покаяться в злопамятстве.
Смысл такого искушения: дать нам увидеть и от сердца принести покаяние. Это и будет решением.
Ближние нас часто берут на «слабо», обстоятельства приносят вызовы, помыслы начинают одолевать.
Не нужно, говорят свят. Иоанн Златоуст и преп. Максим Исповедник, поддаваться на это. Нередко, мудрее смолчать, сказать «слабо» и искушение отступит. Не за все вызовы стоит браться, и не на все помыслы отвечать противостоянием.
Преп. Максим Исповедник говорит, что когда Христос учил учеников своих молитве, говоря слова ее: «Не введи нас во искушение» (Евангелие от Матфея 6:13), то взывал этими словами оберегаться от произвольных (сознательных) искушений, от возбуждения плоти, от тока гневливой и горделивой крови.
А брат Христа Иаков, как говорит преп. Максим, учил подвизающихся в Господе не поражаться непроизвольными (невольными, неосознанными) искушениями. И чтобы оберечься от них говорил ап. Иаков: «всякую радость имейте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» (посл. св. ап. Иакова 1:2).
Как советуют святые поступать в искушениях?
Общий подход такой: поступать надо так, чтобы сохранить добродетель и не впасть в грех и страсть. Остаться доброжелательным, а не озлобиться. Проявить культуру, а не нахамить. Признать свою слабость, а не пытаться показать силу, которой нет. Если сила есть, то не творить ей зла и беззакония. Любовь есть Бог и исполнение Закона, а не самочинство и разрушение.
Преп. Марк Подвижник говорит:
«Как делание по Богу называется добродетелью, так и нечаянная скорбь именуется искушением» (преп. Марк Подвижник, серия «Святые отцы добротолюбия»).
Преп. Марк предупреждает: «Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается».
Вот, что еще ценного говорит святой Марк Подвижник:
«Когда найдет искушение не ищи, отчего и для чего оно (причины и смысл), но о том позаботься, чтобы благодарно, не скорбя и не злопамятно перенести их».
Благодарно. Не скорбя. Не злопамятно.
Ошибка, случающаяся со многими интеллектуалами, что они начинают искать причины и смысл и уходят в высокоумие во время искушений и тем хуже бывает им. Преп. Марк оберегает и напоминает: благодарите, а не ропчите на Бога, не скорбите, а радуйтесь (Вам дали радость стать сильнее духовно, добродетельно) и не вытесняйте зло в память свою и не извлекайте зла из нее (ах опять, да сколько можно, да уже достало; не надо этого) .
«Беги от искушения терпением и молитвой» - говорит преп. Марк Подвижник. Молитва о том, что: «помоги мне, Господи, и подскажи, как лучше поступить, ведь Ты мудрей». Или «Дай сил, Господи, ибо не чувствую я их в себе»
«Если же помимо терпения и молитвы будешь сопротивляться искушению, то оно сильнее станет нападать» - предупреждает святой Марк Подвижник.
В искушении не надо себя выпячивать, ибо это гордыня. К смирению нужно прибегать, а не к агрессивной оппозиции и выпячиванию. Так надежней, верней, благодатней, мудрей.
Схожее средство в искушении предлагает и преп. Авва Дорофей:
«Если кто перенесет искушение с терпением и смирением, то оно пройдет без вреда для него. Если же кто будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то никакой не получит пользы, а только повредит себе» (преп. Авва Дорофей «Азбука Спасения»).
Всегда благодарить за искушения Бога. Об этом говорят все святые. Благодарить осмысленно за то, что стал мудрее, укрепился в вере и уповании на Бога, получил помощь Бога и убедился в ней, что возрос в мужестве и не боишься, что обрел малое смирение, пусть и в малом, но важном.
Благодарить сначала словами, а потом и сердечные добрые движения к этому благодарению подключатся. И на душе будет хорошо.
Понравилось – ставьте лайк.
Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.
Мудрости, добра и благ всем.