27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение многолетнего конфликта, которое, к счастью, не переросло в полноценную войну между Азербайджаном и Арменией.
9 ноября 2020 года было объявлено о прекращении боевых действий.
В результате военных действий Нагорно-Карабахская Республика (далее – Нагорный Карабах) потеряла захваченные в первую Карабахскую войну районы Азербайджана и часть территории самого Нагорного Карабаха.
Армения, негласно осуществляющая контроль в Нагорном Карабахе (хотя и не признала официально его независимость), фактически проиграла в ходе обострения конфликта. Именно между Арменией и Азербайджаном было подписано заявление о прекращении огня.
Но политического урегулирования конфликта до настоящего момента не произошло. Не определён статус Нагорного Карабаха.
Ранее отмечалось, что, казалось бы, население непризнанного государства должно быть заинтересовано в интеграции с Арменией. Последнее должно вытекать из кровопролитных столкновений с азербайджанцами в конце 80-х – начале 90-х гг 20 века. Но реалии были несколько другие.
Какими были интересы Нагорного Карабаха? Что заставило его объявить независимость? Как уже упоминалось в одной из моих статей, это вопросы безопасности и местного самоуправления. Если бы Азербайджан предоставил Нагорному Карабаху широкую автономию, гарантировал безопасность и ещё усилил бы её, например, российскими миротворцами, а также экономически стал развивать Нагорный Карабах, то вполне возможно, получилось бы мирно решить проблему Нагорного Карабаха. В своё время мне довелось общаться с некоторыми жителями Нагорного Карабаха. Выбор в пользу Армении для них не был очевиден.
В течение 25 лет после завершения первой Карабахской войны стороны провели красные линии. Азербайджан настаивал на Нагорном Карабахе в границах Азербайджана. Армения – на своём контроле. В политике есть такое правило. Ты можешь удержать только то, что можешь. Было понятно (особенно в двухтысячных годах), что потенциалы Азербайджана и Армении не сопоставимы. Поэтому Армения понимала, что удержать Нагорный Карабах не может. Под Арменией я здесь понимаю не общественность и даже не руководство Армении, а прежде всего круг людей, которые формируют политику Армении и от которых зависит развитие этой страны.
В изложенном выше варианте устранились бы и экономические проблемы в регионе в результате снятия транспортных и экономических блокад. Это могло устроить все стороны. Азербайджан вернул бы Нагорный Карабах под свою юрисдикцию. Армения не потеряла бы Арцах, взаимодействуя с ним в культурном и другом отношении. Поэтому Армении, например, во время переговорного процесса можно было бы настаивать на решении всего круга вопросов при урегулировании проблемы Нагорного Карабаха, а не только о передаче территорий Азербайджану как было изложено в Казанских и Мадридских принципах. Это была бы общая победа для всех сторон.
Но здесь важно отметить внутриполитическую обстановку в странах и активность националистов, которая могла помешать реализации данного сценария. Особенно при слабой политической власти. В том числе из-за этого, например, в Армении на протяжении последних 25-ти лет больше заботились не об интересах Нагорного Карабаха.
И вот именно поэтому мог появиться военный вариант, который мы наблюдали с 27 сентября 2020 года.
Армения потеряла контроль над территориями Азербайджана. Странности в ходе ведения боевых действий отмечали многие. Но если предположить, что сценарий был написан заранее, то всё может встать на свои места. Конечно, жаль жизни и здоровье солдат с обеих сторон. Они ничего не знали.
Это была первая часть сценария.
Вторая часть может быть связана, например, с предоставлением автономии Нагорному Карабаху. (Ведь азербайджанцы не поймут, если руководство Азербайджана самостоятельно это сделает).
Для предоставления автономии Нагорному Карабаху И. Алиев 12 декабря 2020 года устраивает демарш в отношении сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе. А затем как бы под давлением Франции и США (не понимающим, что действуют по чужому сценарию), которые захотели отнять победу у Азербайджана, но с которыми маленький Азербайджан не может соперничать и вынужден уступить, предоставляет автономию Нагорному Карабаху.
Какие доводы против этой версии?
Если первая часть ещё что-то может объяснить, то ко второй очень много вопросов. Остановлюсь только на некоторых.
1. Каким образом может быть достигнуто национальное согласие в Азербайджане, если возврат территорий происходит силовым путём и ведётся агрессивная националистическая риторика? Главная проблема, межнациональный конфликт, не будет решена. Единственное объяснение, что планировалось решение вопроса с территориями, а национальный вопрос будет решаться позднее, так как проблема очень большая.
2. Действия США и Франции. Если пока всё идёт по сценарию, то как будут реагировать США и Франция в действительности? Их реакция на демарш может быть очень серьёзной и растянутой во времени. Торгом «просим независимости, но согласны на автономию» дело может не ограничиться. Здесь либо Франция и США тоже всё знают и согласны, либо в Нагорном Карабахе должно произойти что-то, что поставит Францию и США перед фактом. По первому предположению также есть вопросы. С чего вдруг Франция и США будут жертвовать своей репутацией и авторитетом ради других и плясать под чужую дудку? Или этот сценарий и является сценарием Франции и США?
С другой стороны, не замечать демарша И. Алиева, вероятность не случайности которого очень высока, также нельзя. Но он может иметь отношение к другой «истории». Здесь может быть, например, такое объяснение – статус Нагорного Карабаха либо останется в подвешенном состоянии в исторической перспективе (а именно это может следовать из заявления о прекращении боевых действий 9 ноября 2020 года), либо у него будет независимость под напором Франции и США. Политика – ничего больше.
Свои соображения пишите в комментариях.
Источники фото и иллюстраций: ru.armeniasputnik.am; ru.prezident.az.
Нажимайте на палец вверх и подписывайтесь на канал!
Читайте другие статьи на моём канале