В первые века своего существования ручное огнестрельное оружие надежностью и эффективностью не отличалось и для его использования в бою приходилось применять различные комбинации с холодным оружием. Из всех видов холодного оружия, применяемых совместно с огнестрельным, самым удачным в итоге оказался игольчатый штык, который, попав в Россию в XVII веке, стал восприниматься как исконно русское оружие, хотя к нему положительно относились во всех европейских армиях XVIII-XIX веков.
Родиной игольчатого штыка является Франция, где он появился в 1647 году под названием "багинет" и изначально применялся охотниками для добивания раненного зверя. Поначалу штык просто вставлялся в ствол ружья, что не позволяло вести стрельбу и охотники придали ему игольчатую форму с незаточенными гранями, чтобы штык не застревал в ране и насадку на дуло, чтобы он не только не мешал стрельбе, но и служил дополнительным прицельным приспособлением. В таком виде штык приглянулся военным и в конце XVII века вместе с полками нового строя оказался в России.
Воистину русским оружием игольчатый штык сделал Александр Васильевич Суворов, доведший тактику массированных штыковых атак до совершенства. "Пуля - дура, штык - молодец!" стал самым знаменитым его афоризмом, хотя под ним могли бы подписаться все великие полководцы того времени, кроме, пожалуй, одного - американца Джорджа Вашингтона, минитмены которого предпочитали расстреливать "омаров" (английских солдат) из засады.
Игольчатый штык был некоронованным королем поля боя на протяжении XVIII-XIX веков, но развитие скорострельного оружия серьезно потеснило его позиции, а появление в конце XIX века пулемета Максима превратило штыковые атаки в массовые самоубийства, но это не помешало русским солдатам успешно ходить в штыки в Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Только в 1951 году русский игольчатый штык окончательно ушел в историю, уступив свое место многофункциональному штык-ножу к новому главному оружию пехоты - автомату Калашникова.