Вся наша жизнь – театр.
Она иногда так закрутит сюжет, что ни один сценарист не придумает.
Решил боярин Матвеев потешить русского царя, слывшего образованным и принимавшим западную культуру, и предложил создать в России театр.
Обратился боярин за помощью в немецкую слободу к пастору Иоганну Готфриду Грегори.
Тот приступил к делу: набрал артистов – более полусотни молодых парней, пьесу сочинил на библейский сюжет. Сочинил на родном для него немецком языке, но действо надо было устроить на русском.
Собрали толмачей из Посольского приказа. Чтобы получить перевод побыстрее, текст разделили на несколько частей и отдали разным переводчикам.
Собрать «пиесу» в одно целое оказалось делом почти нереальным. Один перевёл в стихах, другой в прозе, один тщательно переводил пословно, другой дал волю фантазии, кто-то постарался приблизить реалии пьесы к российским.
Дело затягивалось.
Царский заказ надо было выполнять к указанному сроку.
А царь этим действом стремился решить политические задачи, как водится. Он в это время как раз стремился улучшить отношения с Персией. В пьесе речь шла как раз о персидском царе.
Что-то пошло не так.
Или иначе и быть не могло при таком раскладе?
Давайте ещё раз.
Пьеса на немецком языке, режиссёр (пастор) тоже немец, актёры «с бору по сосенке», наскоро выученные русские и, частью, иноземные. Как и музыканты с художниками. Государственный заказ! Сроки!
Жанр пьесы – комедия. Сюжет еврейский.
Так родилась первая пьеса в русском театре с длинным названием, вводящим в курс дела: «Комедия, как Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину наученью» («Артаксерксово действо») 17 (27) октября 1672 года.
Для этого действо было построено специальное помещение в Преображенском.
Представление длилось 10 (!) часов!
Без антракта и театрального буфета.
Присутствовали царь и все ближние бояре. Кому не хватило места – стояли прямо на сцене. Десять часов, да.
Царь досмотрел до конца и остался очень доволен.
Немецкий пастор получил гонорар - „40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев“.
И тут же взялся за написание следующей пьесы!
Второй спектакль тоже был на библейский сюжет. Назывался он «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо». Героиней его стала ещё одна еврейская женщина – Юдифь, которая пробралась во вражеский стан и отрубила голову ассирийскому военачальнику Олоферну.
Еврейские женщины положили начало русскому театру!
Приглашаю на мои каналы
Почему в основу первого спектакля лёг именно этот сюжет - о царице Эсфири (Эстер), спасшей еврейский народ от бесчинств Амана?
История Эсфирь напоминала обстоятельства избрания Натальи Нарышкиной (матери будущего царя Петра I) в жены Алексею Михайловичу, когда проводился «смотр невест». Случайное совпадение?
Итак, давайте познакомимся с героями этой пьесы.
Царь Персии Артаксеркс (на иврите – Ахашверош). Могущество царя не знало границ, в состав персидской империи входили Индия, Малая Азия, Фракия, Македония, Вавилония, Сирия, Страна Израиля, Египет и часть Аравийского полуострова. Ему подчинялись 127 завоёванных им государств.
Как все цари, время от времени он устраивал пиры. На одном из таких пиров он решил показать гостям свою царицу Вашти и велел слугам привести её.
Но утром этого дня Вашти обнаружила, что у неё на лбу вырос рог (прыщ вскочил?). Она отказалась выйти к гостям.
Разгневанный царь приказал казнить ослушавшуюся жену. Но без жены, что за жизнь?
Советники предложили найти царю новую жену из самых красивых девушек всех 127 подвластных государств.
Мисс мира, в общем.
Выбор царя пал на девушку по имени Эстер.
Она была племянницей Мордехая, главы еврейской общины Шошана, тогдашней столицы Персии.
Мордехай велел девушке не говорить царю, из какого она народа.
В честь новой царицы Ахашверош устроил пир.
Дядя царицы был назначен министром.
Придворные интриги – вечная тема.
Телохранители царя задумали отравить царя. Они разговаривали между собой на редком наречии, будучи уверенными, что никто их не понимает. Но Мордехай знал это наречие и всё понял.
Заговорщики хотели поднести царю отравленное вино. Мордехай рассказал об услышанном Эстер и велел предупредить царя.
Расследование подтвердило слова Эстер, заговорщиков повесили. Имя Мордехая было внесено в царские летописи как спасителя царя.
Примерно в это время на должность первого министра был назначен Аман. При его появлении подданные должны были падать ниц. Мордехай отказался выказывать такие почести Аману, и тот затаил обиду на Мордехая.
Улучив момент, Аман испросил у царя разрешение уничтожить весь народ, к которому принадлежит Мордехай. Царь разрешил.
Для того, чтобы определить день уничтожения евреев по всей стране, Аман решил бросить жребий.
О страшном приказе вскоре стало известно, и евреи пришли в ужас.
Мордехай отправился ко дворцу, чтобы сообщить Эстер, что евреям грозит беда. Он потребовал, чтобы она пошла к царю просить за свой народ.
Явиться к царю без приглашения? Это грозило Эстер смертной казнью. Дядя убедил её рискнуть.
Эстер пригласила царя на ужин у нее во дворце. Вместе с Аманом.
Аман видел в этом добрый знак и оказанный ему почёт. Но во время ужина она призналась, что над ее народом нависла угроза уничтожения. «Кто в этом виноват?» – грозно спросил царь. «Аман!»
Так царица Эстер спасла свой народ от уничтожения.
Название праздника Пурим происходит от слова «пур» - жребий, который бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления ев реев.
В этом году Пурим отмечается с вечера 25 февраля.
Во время празднования нужно исполнить четыре основных заповеди Пурима:
· Чтение Свитка Эстер.
· Большой пир и веселье.
· Посылание угощения.
· Пожертвования бедным людям.
Вино на столе во время пира должно быть непременно. Ведь с ним связаны чудеса Пурима: на торжестве у Ахашвероша была низложена царица Вашти, а на ее место села Эстер. Поражение Амана произошло во время застолья, который устроила сама царица.
С возвращением к своему Богу евреи исправили то злодеяние, которое они сотворили на пиру Ахашвероша. Еврейские мудрецы постановили: «На пиру Пурима следует выпить так, чтобы уже не отличать фразу “проклят Аман” от “благословен Мордехай”.
В знак победы над Аманом на Пурим все едят гоменташ – печенье треугольной формы с начинкой из меда и мака.
Это печенье называется «уши Амана».
В свитке Эстер указано: “Чтобы сделали евреи эти дни днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу, и подаяния бедным”.
После утреннего чтения свитка устраивается большой пир и веселье. Но никто не забывает выполнить заповедь пожертвования бедным. Помогать и радовать малоимущих, вдов или сирот – великое счастье для евреев. В Пурим принято совершать пожертвования как минимум двум малоимущим.
Ещё одна заповедь - раздавать угощения, лакомства друг другу. Именно – друзьям. Мужчины – мужчинам, женщины – женщинам. Это любое лакомство, которое можно съесть тут же, сразу. Интересной деталью таких угощений является передача лакомств через специального посланника. Все дни праздника все угощают друг друга.
Детишки ждут Пурима не только из-за угощений. Для них главным становится Пуримшпиль – традиционное представление, карнавал с переодеваниями. Костюмы для праздника шьются самостоятельно или покупаются. Продавать их начинают чуть не за месяц до праздника.
Надо придумать костюм, раскрасить себя, принять участие в весёлом шествии.
В дни праздника вы можете встретить наряженными в смешные костюмы служащих банка, работников почты, продавцов в магазинах.
«Не каждый день Пурим» - этой поговорке научила меня моя подруга, когда я только знакомилась с традициями Израиля. Она созвучна русским пословицам «не каждый день — праздник» или «не всё коту Масленица».
Празднуют широко и от души. А потом наступают будни.
До следующего года.
Вот такой у нас в эти дни праздник.
Если Вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, с друзьями через любую сеть!
Ваша Елена Горовая