В 1982 году, известный режиссер кино и театра, Марк Захаров снимает по одноименной пьесе Григория Горина, один из первых своих фильмов "Дом, который построил Свифт".
Фильм ждала печальная судьба, пролежать на полке 4 года, так как премьера откладывалась по причине череды кремлевских похорон Брежнева, Андропова, Черненко. Но это не помешало премьере состоятся 3 ноября 1985 года и не смотря на столь долгую задержку приобрести всенародную любовь и успех.
Так давайте разберем, чем так зацепил этот фильм зрителя.
Художественное своеобразие.
Нам необходимо рассмотреть первоисточник, одноименную пьесу Григория Изральевича Горина.
В ней присутствует использование приема " театр в театре" и "игра в игре", что придает произведению стиль и черты, как балагана, так и вертепа.
вертеп - кукольный театр, приуроченный к рождественским праздникам. Он состоял из двух ярусов: на верхнем демонстрировались сюжеты христианской истории, а на нижнем разворачивались комические интермедии. Вертеп в целом символизировал единство жизни в ее сакральном и бытовом воплощении.
Основополагающая черта балаганного мира – его абсолютная открытость. С одной стороны, с этим качеством сопряжено особое ощущение свободы, с другой – открытость предполагает способность соединить в единое целое любые начала и категории, зачастую разнонаправленные. Помимо смешного и серьезного, соединяются небесное и земное, телесное и духовное, возвышенное и низменное, истинное и ложное и так далее. Мироздание оказывается пестрым, неоднородным, в нем смешаны разнонаправленные начала, ни одному из которых не отдается предпочтения.
Именно эти черты мы наблюдаем в пьесе. Герои и ситуации представляются нам амбивалентно. Великан Глюм, казалось бы возвышенной души человек, с быстрой и невероятной способностью самообучению ("Курс гимназии прошел за три дня, колледж — за месяц, через год, занимаясь исключительно самообразованием, достиг уровня знаний члена Британской академии…"), а тем не менее пьяница, "опустившийся" до нормального человека.
В качестве еще одного примера рассмотрим доктора Симпсона, что должен быть образован по роду своей профессии, но он удивляет, абсолютным незнанием деятельности, что ведет Джонатан Свифт. Он приехал к пациенту без малейшего ознакомления с его личностью.
И так во всём, черты двойственности разворачиваются в каждом характере персонажа, на каждой перипетии сюжета. Мы не можем дать однозначного ответа на любой поставленный автором вопрос, так как одного ответа нет, тем более есть не один вариант одного и того же вопроса. Нам необходимо смотреть, как и кем он задаётся.
Таким образом мы можем понять, что автор использует еще и гротесковое изображение ситуации, он наталкивает нас на какой то внутренний отклик, на что-то еле уловимое и ощутимое, на то, что каждый должен понять сам.
Мной впоследствии будет написано продолжение данной темы, так как все и сразу вместить в одной статье, мне не представляется возможным.