Найти тему
Олег Зестря

ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ СЕБЯ

Этот процессинг для тех, кого интересует самопознание или для тех, кто испытывает нежелательные чувства, эмоции, состояния.

Процессинг основан на том, что любое отрицательное состояние или чувство существует только тогда, когда присутствует непонимание себя.

И дело не в каких-либо внешних факторах - карме, звездах, духах, инопланетянах, богах, генах, и всяких других «законах природы». Дело не в кажущемся влиянии извне.

Даже, если то обстоятельство, с которым Вы связываете свое состояние реально, то само состояние образуется и существует именно внутри Вас, и является следствием Вашего непонимания себя. Каким бы значимым не казалось обстоятельство в связи с которым Вам плохо, не оно является причиной.

Если Вы с этим согласны или готовы допустить эту идею, то есть смысл читать дальше. Если нет, то найдите для себя другой способ саморазвития и решения Ваших проблем. Всего Вам самого доброго и удачи!

------------ ------------ ------------

Нежелательное состояние (страдание, напряжение, навязчивые состояния, отрицательные эмоции, боль, «заряды» и т.д.) – это просто сигнал о том, что Вы что-то в себе не понимаете. Это как чувствовать, что что-то не так, но не понимать в чем именно дело.

Проблема воспринимается проблемой только из-за наличия нежелательного состояния. Проблема без страдания - просто задача.

И, каким бы естественным ни казалось Вам Ваше нежелательное состояние, Вы иметь его не обязаны.

Для исчезновения нежелательного состояния Вам не нужно ничего, кроме как себя понять.

Понятое напряжение исчезает.

Понимание напряжения всегда достижимо. Любое нежелательное состояние, которое Вы способны в себе обнаружить, доступно для понимания.

Процесс происходит в виде беседы. Это возможно сделать по интернету. При общении необходима видеосвязь.

Условия для удачного процессинга

- Откровенность. Без решимости говорить обо всем, процессинг невозможен.

- Человек должен понимать процесс и быть с ним согласен.

- Человек работает над собой по своей воле и для себя, а Помощник ему в этом помогает. Это путешествие/исследование самого человека, а не проводимое Помощником «лечение». Помощник - лишь помощник (поддержка, страховка) в путешествии человека по осознанию себя.

- В период прохождения процессинга следует спать не меньше 8 часов в сутки. Быть отдохнувшим и сытым перед сеансом. Не использовать каких-либо воздействующих на организм или сознание веществ и методов без согласия Помощника (Лекарства, диеты, медитации и т.д, и т.п.). Не заниматься процессингом раньше, чем через сутки после употребления спиртного (трое суток после серьезного употребления). Не заниматься раньше, чем через месяц после употребления наркотиков.

- Помощник должен сохранять в тайне все, что узнает от клиента во время сеанса.

Структура процесса

Шаг 1 - Определить значимую на сейчас проблему/трудность/напряжение/страдание/задачу у человека. - "С какой проблемой или задачей ты хотел бы разобраться?"

Шаг 2 - Направить внимание человека на чувство/состояние, которое порождает данная проблема/трудность/напряжение/страдание или задача. Для этого задаются вопросы: «Какое у тебя чувство в связи с этим?» , «Что ты чувствуешь в связи с этим?» .

Шаг 3 - Попросите человека рассматривать найденное чувство: «Опишите чувство», «Оно как если...?» . То есть, описать как некую идею, концепт, модель, событие или метафору. Он должен это делать до тех пор, пока не будет удовлетворен точностью описания своего чувства.

Шаг 4 - Если шаг 3 не принес полного облегчения, то в этом случае задается вопрос: «Что в этом (напряжении/чувстве/состоянии) есть приятного или правильного?» или «Какой разумный смысл в этом (напряжении/…)?» или «В чем ты прав в этом состоянии/…?» .

Описание процесса

Шаг 1 - Определить страдание/трудность/проблему/напряжение/задачу у человека.

Только сам человек решает, что в нем не так. Только то, что сам человек в себе считает неверным, доступно к исправлению. Если человек считает, что ему не с чем в себе работать, то проведение процесса приведет к отрицательному результату. Очередность, в которой человек выбирает обрабатывать свои проблемы, индивидуальна и оптимальна для него. Не пытайтесь решать за человека, что ему надо исправить или в какой последовательности, иначе Вы получите отрицательный результат. Человек сам постепенно захочет все в себе исправить.

Вопрос можно задать любой, который поможет человеку начать говорить о своей проблеме. – «Как дела?», «Как жизнь?», «Рассказывай…», «Есть ли какая-то проблема/задача с которой хочешь поработать?», «Есть ли что-то, с чем ты хочешь разобраться?», «…от чего хочешь избавиться или что хочешь получить?»… Можно задать наводящий вопрос – «Из какой области жизни твоя проблема?».

Рассуждение о целях/мечтах/задачах может пойти по двум путям – по позитивному и по негативному. Если пошло по негативному, и человек обнаружил препятствия/проблемы, то переходим к шагу 2. Если пошло по позитивному пути, и человек говорит о хорошем, то надо поддержать эту линию, максимально раскрыть это хорошее. Действуйте так до полного удовлетворения и завершайте сеанс.

Если при рассмотрении хорошего внимание перешло на плохое (препятствия/проблемы), то рассматриваем плохое как описано в шаге 2.

У человека бывает проблемы трех типов – физические ощущения; - эмоциональные чувства или состояния; - умственные идеи, мнения, представления.

Бывает, что сразу несколько тем находятся во внимании человека, и он не может выбрать, с чем работать. В таком случае ему предлагается смотреть на все сразу. Даже если темы очень разные. Через некоторое время какая-то из тем становится приоритетной. «Смотри на все сразу и скажи, когда что-то станет более интересным».

Напомню, Помощник не выбирает, что будет рассматривать человек на сеансе. Только сам человек определяет, что для него важнее.

Если клиент путается в определении проблемы – предложите ему почувствовать в какой части тела он испытывает напряжение в связи с проблемой. Пусть понаблюдает за этим напряжением, это может помочь определиться с проблемой.

Шаг 2 - Направить внимание человека на чувство/состояние, которое связано с проблемой или задачей (Если проблемой является само чувство или состояние, то переходим к шагу 3). Нужно направить внимание на само чувство, а не на проблему/задачу, порождающую его. Для этого задаются вопросы: «Какое у тебя чувство в связи с этим?», «Что ты чувствуешь в связи с этим?».

Если внимание человека переходит на физическое ощущение, то просим человека посмотреть, какое он испытывает чувство в связи с этим. Побуждайте клиента удерживать физическое ощущение в том случае, если оно для него выглядит как психическое напряжение и поможет ему открыть и понять чувство. Если смотрение на что-либо проявляет или усиливает физические ощущения, то на это надо продолжать смотреть и пытаться понять, какое с этим связано психическое чувство.

Иногда человек долго определяет, что он чувствует. Чувство может казаться непонятным. Следует помочь человеку не торопиться: «Не спеши, просто посиди столько, сколько надо, присмотрись к чувству».

Бывают люди, которые могут утверждать, что проблема есть, они ее знают, но ничего не чувствуют. Т.е. никаких чувств/страданий/напряжений якобы нет. На это можно спросить человека «Почему ты решил, что у тебя есть проблема?». Надо понимать, что проблем без напряжения не бывает. Только то, что сопровождается напряжением/страданием/чувством, человек считает проблемой. Иначе это задача, забава, цель и т.п.

Иногда почти весь сеанс до окончательного результата может состоять из этого шага, когда человек просто смотрит на чувство, идентифицируя его. Т.е. для человека окончательным результатом может быть осознание того, какое чувство он испытывает.

Иногда (забегая вперед), вопрос третьего шага помогает идентифицировать чувство.

Шаг 3 - Когда человек определил, какое у него чувство (и даже если он не может его назвать, но чувствует), пусть описывает это чувство. Просто описывает или описывает через метафоры. «Описывай свое чувство просто или через метафору (Это как если …)». Т.е. как некую идею, концепт, модель, событие или метафору. Это может быть реальный случай из прошлого человека или картинка, идея, метафора, фантазия человека, которая прямо или иносказательно описывает его чувство/состояние.

Человек может озвучивать много различных «Оно как если…» И, он должен это делать до тех пор, пока не будет удовлетворен точностью описания своего чувства.

В случае, когда не видно «Как если что?», то следует просто продолжать смотреть на чувство, ничего с ним не делая, до тех пор, пока не появится какая-либо идея об этом чувстве, а идеи могут быть самые неожиданные и невероятные. При появлении идеи, надо ее в подробностях рассмотреть.

После каждого описания или метафоры проверяйте – «Вы довольны тем как описали чувство или надо продолжить?» или «Эта метафора описывает чувство или надо описывать еще?» Если описание или метафора не совпадает или совпадает недостаточно, то продолжаете смотреть на чувство до появления уточнений или новых идей. Если чувство непонятно и не возникает никаких идей/картинок/воспоминаний, то просто продолжайте смотреть на чувство пока что-нибудь не появится.

В процессе рассмотрения проблемы чувства могут меняться. Если рассматривается несколько чувство в одной теме, то после рассмотрения каждого следующего чувства бывает полезно спросить - «Как это чувство связано с нашей темой?».

Если по ходу рассмотрения напряжения вспоминается или представляется случай, попросите клиента найти в этом случае самый напряженный момент (мгновение) и описать чувство (просто описывать или через метафору, как удобно) в связи с этим моментом. Если клиенту это сразу сделать трудно, то пусть просто наблюдает этот момент, больше ничего не делая до того, когда появится описание чувства. Описывать чувство надо до тех пор, пока оно не перестанет быть интересным.

Далее, узнайте, есть ли еще в этом случае напряженный момент, если да, то так же отсмотрите его с описанием чувства. Делайте так до тех пор, пока случай станет неинтересен.

Если по ходу рассмотрения случая клиент вспомнит другой случай, попросите в двух словах описать его содержание, но не рассматривать, а сначала досмотреть предыдущий случай. «Расскажите в двух словах, что произошло в случае, но не рассматривайте его?» После краткого описания верните к предыдущему случаю - «Хорошо, если Вы захотите, мы позже рассмотрим этот случай, но сначала мы досмотрим предыдущий.»

После рассмотрения случая, когда он перестал быть интересен, узнайте как дела и на чем находится внимание клиента. Если на чувстве, то продолжайте рассматривать чувство обычным способом, а если еще на каком-то случае, то рассмотрите случай.

Так же поступайте в случае воспоминания сна.

Любая промелькнувшая в сознании картинка очень важна. И нет разницы, реальный ли это случай, сон или фантазия. Обрабатывайте любую появившуюся картинку.

Встречаются ситуации, когда человек просто вспомнив случай, сон или даже предположив наличие случая сразу получает значительное облегчение. При этом он может понять смысл своего напряжения, а может и не понять, это не важно, главное, удовлетворение результатом, что может быть завершением сеанса.

Бывает, на этом шаге что-то меняется, но человек не осознает что, чувствуя при этом значительное удовлетворение. Либо осознает суть своего напряжения, напряжение исчезает и сеанс заканчивается.

Шаг 4 - Иногда, после тщательного выполнения 3го шага – создания точного описания своего чувства, человек доволен тем, как описание или метафора в точности соответствует его напряжению, но полного облегчения нет. Или облегчение не удовлетворяет человека, или сохраняется интерес к материалу. В этом случае задается вопрос - «Что в этом (плохом) чувстве/состоянии есть приятного или правильного?», «В чем ты прав испытывая это (плохое) чувство?», или «Какой смысл в этом чувстве?». Человек находит ответы, пока у него не наступит удовлетворяющее его облегчение по данной теме. Если окончательного удовлетворения по прорабатываемой проблеме не наступает, то продолжайте задавать вопрос этого шага. В напряжении человека всегда есть какая-то правильность, приятность, есть правота, которая придает смысл его напряжению. Это настолько значимо, что человек упорно продолжает напряжение удерживать. Но, если человек досконально понимает положительный смысл или эстетику своего напряжения, то напряжение перестает быть автоматическим (независящим от человека) и исчезает. Если человек не видит ответа на вопрос этого шага то, то возвращайтесь к вопросу 3го шага. А если удовлетворение усилилось и развилось, то сеанс заканчивается. Человек сам определяет сколько смотреть на чувство до полного удовлетворения.

Понятия и определения

Метафора «правильная» и «неправильная»

Если метафора, подобранная в процессе смотрения на чувство не приводит к изменению в состоянии, пониманию или облегчению, то надо направить внимание на чувство, испытываемое человеком по отношению к этой метафоре. Когда он опишет свою метафорическую картинку/сцену, спросите : «И, что ты чувствуешь в связи с этой картинкой/сценой/метафорой?». Т.е. мы должны отличать метафоры, которые производят изменения в состоянии, а которые нет. Пример:

- Плохо себя чувствую.

- Это «плохо» как если что?

- Как если давит что-то.

- Как если что давит?

- Что-то зеленое справа… … … … … (Если описание чувства не дает изменений в состоянии, то запрашиваем чувство по отношению к картинке/сцене, которую человек привел как метафору.)

- И что ты чувствуешь в связи с этим?

- Злость.

- Злость как если…?

- Как если … … … (И видно, что есть контакт с эмоциями, интерес человека. Значит, будет облегчение.

Окончательный результат

Окончательным результатом сеанса можно назвать удовлетворение человека либо в понимании себя, либо в изменении состояния, либо любое другое изменение, которое человек считает улучшением или достижением.

Если состояние изменилось в лучшую сторону, но человек не понял то, что хотел понять, или не понял, что дало изменение, не надо продолжать смотреть на напряжение, направьте внимание на возникшее хорошее чувство. Помощник предлагает: “Просто смотри на это положительное изменение/достижение/облегчение». При этом может появиться дополнительная информация об этом изменении, и достижение станет понятнее, ярче и прочнее. Часто, чувство изменения досматривается без какой-либо логики. Как будто просто довыветривается напряжение без дополнительного понимания. Это нормально. В дальнейшем, при желании, будет и понимание.

Окончательный результат может быть очень эмоциональным, а может быть и очень спокойным - наступает внутренняя тишина. Дайте человеку время прочувствовать эти изменения и заканчивайте сеанс.

Бессознательность

Если человек во время процесса уходит в бессознательность (состояние похожее на сонливость), то не надо пытаться его «вытащить». Можно просто спросить, как это состояние связано с его чувством/проблемой/темой. Если это не поможет, то можно попросить человека просто смотреть на его состояние, не пытаясь с ним справиться - «Позволяй этому состоянию быть и по мере возможности рассматривай это состояние через «Это как если..?»» Не торопите человека. Даже если он внешне совсем в бессознательности, то внутри он продолжает процесс. А если это затягивается, то можете предложить ему перерыв на чай и через некоторое время продолжайте сеанс. Но до сеанса (очень важно) человек должен быть уверен, что он выспавшийся и отдохнувший. Процесс не проводится лежа, чтоб не провоцировать засыпание. Если человеку хочется встать и походить по комнате, то нет причины ему препятствовать.

Очень часто сонливость бывает сигналом, того, что процесс стал неинтересен из-за пропущенного понимания, облегчения или из-за того, что его внимание направлено не на значимый материал. Человек как бы неосознанно сигнализирует, что делается не то, что нужно – «Было облегчение, которое мы пропустили?», «Тебе неинтересно то, на что ты смотришь? На что тебе интересно посмотреть?».

Чувство вины – проступок или оплошность.

Если во время сеанса звучит что-то, хоть немного похожее на чувство вины, то это надо сразу взять в работу – «Ты испытываешь чувство вины? - Это чувство проступка или оплошности?»

Если это чувство проступка то надо понимать, что в основе любого проступка всегда лежит хорошая цель.

Просим человека раскрыть содержание проступка до такой степени, чтоб он был уверен, что все полностью выразил. И после этого спрашиваем – «Какая хорошая цель была в основе этого проступка?» Если чувство не исчезло, то попросите еще уточнить содержание проступка, и после хорошую цель.

На первый взгляд, такой метод рассмотрения вины может показаться неконструктивным. Якобы, человек начнет придумывать себе дополнительные оправдания. Но на практике, как только человек осознает положительную основу своего проступка (которая, всегда присутствует), он тут же начинает оценивать свой поступок трезво. Он отделяет положительную цель своего поступка от использованного ошибочного средства.

В случае, если эта оплошность/промах/неудача, произошла не по воле человека. Например, наступили кому-то на ногу. Здесь ищется смысл чувства возникшего в связи с этим действием. Т.е. работается, как и с другими проблемами в шагах 3 и 4.

Боль и другие нежелательные физические ощущения

Если у человека имеется (или возникает по ходу процесса) какое-то нежелательное физическое ощущение (соматика), то задаем ему вопрос: «Какое чувство у тебя в связи с этой болью/ощущением?»

Если клиент в связи с соматикой не может определить чувство, пусть даст описание этой соматике или найдет на нее метафору, и уже к этому описанию или метафоре ищет чувство.

Альтернатива

Во время сеанса, рассматривая проблему, человек может увидеть противоположность своего напряжения, т.е. как было бы хорошо или правильно. Если такое произошло, пусть раскроет это подробней. Часто этого достаточно, чтоб человек получил облегчение до окончательного результата по обрабатываемой проблеме. «Это альтернатива? Это то, как было бы хорошо/правильно? Раскрой это подробнее.»

Инопланетяне и т.п.

Не дело Помощника, разбираться за человека, что реально, а что нет. Если человек верит в духов, инопланетян, прошлые жизни, астрологию, и т.п., это все его личное дело. Не Помощнику решать, что правда, а что выдумка. В любом случае страдание не зависит от наличия или отсутствия чего-то или кого-то. Если человеку доставляют неудобства инопланетяне, то дело не в наличии или отсутствии инопланетян, а в испытываемом человеком чувстве/состоянии. Причина страдания всегда только одна - непонимание себя.

Приемы процесса

- Когда создается метафора, бывает полезно ярче драматизировать проблему/чувство/напряжение, представить самое плохое, что может соответствовать рассматриваемому чувству. Когда человек делает это, процесс происходит более эффективно.

- Обязательно помогайте человеку договорить то, что он не договаривает, или в чем сомневается. Задавайте уточняющие вопросы. К примеру, если он говорит: «Чувство, как если что-то должно случиться!..» Вы должны его спросить – «Как если что должно случиться?». «Как если мне сказали что-то плохое» - «Что к примеру и кто сказал?». «Как если что-то потерял» - «Что например?». «Может быть это было в детстве.» – «Как если когда в детстве это было?». «Я от кого-то это слышал» - «Как если от кого ты это слышал?». «Есть какая-то причина.» - «Как если какая есть причина?». «Это как в кино.» - «Как если в каком кино?». Если упоминается группа людей, то обязательно надо уточнить с кем из этих людей связано большее напряжение – «В детском саду обижали» - «Кто обижал?». «Родители говорили…» - «Кто из родителей говорил?».

- Если человек знает, что есть проблема, но не имеет контакта с чувством (такое бывает), то пусть просто немного подождет/расскажет/пожалуется и напряжение проявиться.

- Если человек начинает напрягаться, что он чего-то не может понять, говорим ему: «Просто «смотри» на свое чувство и больше ничего не делай!», или «Просто позволяй этому чувству/состоянию быть», или «Не надо анализировать чувство. Не торопись, просто смотри на него». Через некоторое время появятся идеи.

- Если Вы (Помощник) считаете, что во время процесса запутались, то просто начните все с начала.

- Может присутствовать проблема/тема, работа над которой продлится не один сеанс. Каждая сеанс на эту тему может заканчиваться каким-то пониманием и облегчением, но тема остается. Создается впечатление, что тема состоит из множества мелких составляющих. И даже может сложиться впечатление, что теме никогда не будет конца. Такую тему нужно просто продолжать рассматривать. Совершенно неожиданно при рассмотрении очередной «мелкой» составляющей, тема закончится. Т.е. если, кажется, что проблема не поддается, надо просто продолжать с ней работать.

- Часто встречается ситуация, когда человек испытывает привязанность к бывшему партнеру и это причиняет ему неудобство. Такая проблема обрабатывается обычными способами – через описание чувства и выяснение смысла напряжения. Но кроме обычного способа рассмотрения такого материала, я использую еще один прием, который иногда ускоряет процессинг этой темы.

Исходим из того, что напряжение - это сигнал о важности чего-то, чего-то что человек чувствует, но не осознает. Т.е. это может быть или может предполагаться что-то положительное, из-за чего человек не позволяет себе убрать с этого внимание («не может забыть»). Когда человек поймет, что там есть или предполагается хорошего, то привязанность исчезнет или уменьшится.

Я применяю следующий прием: Напоминаю клиенту, что может существовать или предполагаться какая-то положительная значимость, важность связанная с партнером, которая остается им непонятой. Что может присутствовать потеря чего-то неосознанного хорошего, приятного, ценного (реального или предполагаемого), и это может являться причиной дискомфорта. Что если человек для себя прояснит, что хорошее (реальное или предполагаемое) было в партнере, наступит облегчение. - «В чем он/она хороший/хорошая…?», «Что было приятного? », «По чему скучаешь?» И пусть раскрывает в подробностях, пока не станет легче. …«В чем еще…?» Если вспоминается какой-то случай, то в нем тоже ищите хорошее. Чем тщательнее будет прорисовано положительное чувство, тем эффективнее будет процесс.

Бывает, что одновременно с привязанностью у клиента есть и негативное отношение, и как только Вы направляете его внимание на поиск положительного, того хорошего, что ему нравится, внимание клиента перескакивает на негативное, он начинает рассказывать о том, какой бывший партнер плохой. Это нормально. По возможности, возвращайте клиента к вопросу о хорошем.

Если навязчивая привязанность продолжает сохраняться, еще проверьте на наличие «хорошего».

- Некоторые люди, желая побыстрее избавиться от всех напряжений не хотят заканчивать сеанс и не позволяют себе согласиться с тем, что уже произошло какое-то облегчение. Со временем это проходит и человек с удовольствием начинает отмечать даже незначительные улучшения. Чтобы такой человек не вымучивал себя длинными сеансами Помощник должен взять на себя ответственность, и, наблюдая за изменением состояния человека, определить окончание сеанса. Это можно сделать, сказав: «На сегодня мы будем заканчивать. Все, что мы не доделали, мы сможем продолжить в следующий раз». С моей т.з. лучше не проводить сеансы длиннее, чем полтора часа.

- При окончании сеанса, когда напряжение уже исчезло, бывает полезно «дочистить/закрепить» результат. Спросите клиента (если клиенту это вопрос интересен) - «На что ты посмотрел (о чем ты подумал/какая идея пришла/что вспомнил/на что обратил внимание) в тот момент, когда тебе стало легче?»

------------ ------------ ------------

Я никого не приглашаю и никому не советую этим заниматься. Я никому ничего не обещаю. Сами решайте, использовать этот метод или нет, и сами отвечайте за свой выбор.

О. Н. Зестря

(Редакция от 29.11.2023)

Групповой чат

Для вопросов инкогнито - ASKfm: ask.fm/oleg_zestrea

Группа в Телеграм - https://t.me/understanding_yourself

Группа в Вконтакте:
https://vk.com/p__p__s

Группа в Facebook:
https://www.facebook.com/groups/UnderstandingYourself

Viber: +380 68 888 00 11

WhatsApp: +380 68 888 00 11

Skype: zestrea