Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома".
14 июня 2021 года исполняется 210 лет со дня рождения американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Женщины, которая оказалась смелей, чем многие граждане США, женщины, которая захотела, чтобы её голос был услышан. И он был! Её роман "Хижина дядя Тома" повлиял на отношение общества к рабству в США. Эх, были времена, когда слово писателя или поэта могло переворачивать горы, когда достаточно было в произведении обличить какой-нибудь человеческий порок, и люди тут же задумывались...
Центральный персонаж романа, вынесенный в заголовок, негр Том. Чудесный работящий мужчина, очень набожный, честный и справедливый. Довольно счастливо для раба живёт у мистера Шелби в своей хижине, вскоре должен получить от хозяина вольную, но тут хозяин внезапно оказывается в долгах и вынужден продать своего лучшего раба Тома. Также у мистера Шелби есть рабыня Элиза, сына которой он вместе с Томом хочет продать работорговцу Гейли. Женщина решает сбежать вместе с сыном. А до этого побег совершает её муж Джордж, раб другого хозяина, уставший от его нечеловеческого отношения.
В итоге пути Элизы и Тома расходятся, она сбегает с сыном, а он оказывается проданным сначала работорговцу Гейли, а потом переходит в руки новым хозяевам — Сен-Клерам, где некоторое время счастливо живёт, приглядывая за маленькой мисс Евангелиной. Но это только начало приключений Тома, дальнейшие события далеко не такие радужные, как жизнь у Сен-Клеров.
Не стоит рассказывать весь сюжет, потому что вас ожидает много захватывающих и трагических часов с этой книгой. Скажу только, что в концовке книги будет и хорошо, и плохо. В этом плюс романа, поскольку полный хэппи-энд был бы слишком идеалистическим для произведения на такую тему.
Хоть события в романе происходили почти 150 лет назад, но тема актуальна как никогда: почему одни люди решили, что они лучше других только по той причине, что у них белая, а не чёрная кожа? Человечество развивается, общество развивается, но всё равно в каждом поколении найдутся люди которые будут утверждать, что они лучше не по каким-то умственным или моральным качествам, а по совершенно незначительным внешним.
После выхода книги на неё обрушилась волна негативных комментариев со стороны рабовладельцев, работорговцев и других, что, мол, роман клеветнический, не отражает действительность. Всё может быть, возможно, автор сгустила краски при описании рабовладельческого уклада, но как вообще можно позитивно описать явление, когда один человек, продаёт другого третьему, который, в свою очередь, волен распоряжаться им как хочет? Пусть рабовладельцы нормально относились в своим рабам, кормили их, не били, держали в хороших условиях. Но всё равно рабство остаётся рабством. По какому праву человек может владеть человеком против его воли? В книге очень много религиозного, верующие люди оправдывают рабство религией, приводят примеры. Но даже я, как человек абсолютно равнодушный ко всякой религии, понимаю, что это глупости. Люди созданы равными (не важно кем, богом, природой или макаронным монстром), но было бы так скучно жить, если бы при этом мы были бы одинаковы: одинаковый цвет кожи, волос, разрез глаз. Бродский писал:
"Все будем одинаковы в гробу.
Так будем хоть при жизни разнолики!"
Я знаю, что история циклична, но мне бы не хотелось, чтобы на нашей земле когда-нибудь повторялась история с рабством. Иначе всё, что мы делаем сейчас, как развиваемся, бессмысленно. Бессмысленно летать в космос, искать жизнь на Марсе, планировать высадки на другие планеты, развивать технологии. Всё это теряет смысл, как только человек решает, что он лучше, чем другие только потому, что он белый. Тупик развития человечества.