Умным деланием в православной аскетике называется духовный подвиг христианина – постоянное пребывание в молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – очищающий от страстей ум и сердце человека и соединяющий его с Богом. Это аскетическое упражнение требует большой духовной опытности и рассудительности. Именно такими Божиими дарами была наделена старица московского Иоанно-Предтеченского монастыря Досифея, еще при жизни почитаемая современниками, которые с большой верой прибегали к ее советам и молитвенной помощи.
Считается, что инокиня Досифея была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от законного, но неравного брака с А.Г. Разумовским. «Таинственную» инокиню долгое время вообще никто не видел. Автор первого описания Ивановского монастыря И.М. Снегирёв писал, что в 1785 году, по секретному повелению императрицы Екатерины II, в обитель была прислана «одна женщина не старых лет, по-видимому, знатного происхождения. Неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия…»
Монахиня Досифея жила очень уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игуменьи <…>. Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти».
Как сокрыта была для людей внешняя жизнь старицы Досифеи, так прикровенна была и внутренняя. И.М. Снегирёв писал, что все время «она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные ею за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии».
В начале XIX века строгий режим содержания был ослаблен, и старица Досифея стала принимать некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице «по какому-то особенному случаю», а как станет понятно впоследствии – за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял знаменитую Оптину пустынь, где укоренил старчество и возродил издание святоотеческой литературы. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, а впоследствии был избран братией настоятелем обители (1842–1858). Их младший брат Александр, в монашестве Антоний, также посвятивший свою жизнь Богу, ныне почитается в лике преподобных Оптинских старцев, как и его брат Моисей.
И.М. Снегирёв опубликовал и прижизненный портрет старицы, на котором подвижница изображена в монашеском одеянии, с четками, сидящей вполоборота к нам. Поражает взгляд подвижницы, который, хотя и направлен вперед, но, кажется, уже давно не видит ничего внешнего. Кроткий, самоуглубленный и сосредоточенный взгляд свидетельствует о высоком молитвенном настрое, о постоянном памятовании и обращенности к Богу. Около этого портрета, как и перед иконами, душа преображается, исполняется внутреннего мира и тишины, все житейские попечения умолкают и появляется молитвенная настроенность на общение с горним миром.
Старице Досифее можно поклониться в Новоспасском монастыре, где в храме в честь преподобного Романа Сладкопевца – усыпальнице Дома Романовых, покоятся ее честные останки, а также в Иоанно-Предтеченском монастыре, месте ее подвижнической жизни.
Полную версию статьи Варвары Кашириной можно прочитать на нашем портале «Монастырский вестник» в материале «Портрет старицы Досифеи» .
Рекомендуем другие публикации нашего канала:
Подвижницы и прилежные ученицы из Верхотурья