Найти тему

Ремень безопасности

Есть люди, незаслуженно забытые. Про них не пишут толстых книг, не ставят фильмов. А они достойны остаться в нашей памяти, как никто. Они спасли столько жизней, что человечество перед ними в неоплатном долгу.

Один из таких людей – шведский инженер Нильс Болин. Мало кто знает это имя, а ведь именно он когда-то разработал и запатентовал трехточечный автомобильный ремень безопасности.

Нильс работал в компании Saab АВ, авиастроительной шведской фирме и проектировал катапульты для пилотов. Он был очень способным инженером и его пригласили на работу в автоконцерн Volvo. К 1950 году эта компания много сделала для комфорта и удобства водителя и очередь дошла до безопасности. Был разработан двухточечный ремень, удерживающий водителя за грудную клетку. Но его эффективность была слабой. Вот над этой темой и предложили поработать Нильсу Болину.

Задача была непростой. Мало того, она была противоположной тому, чем Нильс работал до этого. Ведь катапульта предназначена для того, чтобы как можно быстрей «выбросить» пилота из кабины. Здесь же, напротив, нужно было зафиксировать водителя на месте. К тому же, тут была разница в подходе, летчики охотно пристегивались ремнями, чтобы быть заодно с сидением, а водитель автомобиля хотел свободы.

Ремень, которым пытались пользоваться раньше, был неудачной конструкции. Он пересекал грудную клетку поперек, находясь напротив наиважнейших внутренних органов. А в случае сильного лобового удара туловище водителя, по инерции движущееся вперед, буквально перерезалось им пополам.

Нильс изучал все наработки, которые были до него, в надежде наткнуться на интересную идею. Его заинтересовало предложение изобретателей из США, Роджера Грисвольда и Хью ДиХавена. Они в 1955 году разработали систему ремней, один из которых шел по диагонали, а два других обхватывали талию и все они соединялись в одно целое на груди. У изобретателей было авиационное прошлое и они разрабатывали свое изобретение в расчете на летчиков. Для автомобиля эта система была чересчур сложной, да и в краш-тестах она оказалась не на высоте.

Но Болин сумел взять из этой идеи главное – диагоналевое расположение одного из ремней. Он убрал из этой конструкции все соединения ремней, опустил нижнюю точку крепления в низ сидения и сделал всю систему трехточечной. Ремень обхватывал водителя и снизу, и сверху, равномерно размещался по диагонали туловища.

Теперь-то, видя перед собой эту конструкцию, никто не считает ее чем-то выдающимся. А Volvo почти год испытывало ремень в разных тестах, и только после этого, в 1959 году, Нильс Болин получил патент за свое изобретение. И изобретатель, и автокомпания не стали прятать свою разработку и позволили другим автопроизводителям применять ее. И уже через 4 года, начиная с родной Швеции, во многих странах стали появляться законы об обязательном использовании ремня безопасности.

Эксперты оценивают количество жизней, спасенных благодаря этому ремню, примерно миллион в год. Не тем мы ставим памятники, ох, не тем…

Пишите в комментариях, историю чего вы бы хотели узнать. Если понравилось – ставьте лайки!