Найти тему

ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ РЕБЕНКУ

Все мы, родители, я думаю, немало преуспели в вопросах примерно такого характера:

Ты уже встал?

Зубы почистил?

Руки помыл?

Почему ты бросил здесь носки?

Когда вы вернетесь?

Ну а для родителей школьников «классическими» являются вопросы типа «Как дела в школе? Что задали? Где дневник?».

Но будучи мамой, обучающей детей на дому, я стала постепенно понимать, какое огромное значение имеют вопросы, которые мы ставим перед детьми. Они могут быть по преимуществу дежурными, не требующими особого внимания и значения. Это вопросы, на которые мы из раза в раз получаем одинаковые ответы. Конечно, бытовое общение ни в коей мере не исключает такого рода взаимодействий. Однако часто мы ограничиваемся только такими фразами в общении с детьми или задаем другие вопросы крайне редко, что делает наше общение довольно скудным, безжизненным и низкопродуктивным. Но по мере взросления детей и приобретения пусть небольшого, но имеющего для меня огромную ценность опыта семейного обучения, я переоценила роль вопросов в общении внутри семьи и в частности с детьми. И тут начался мой уход от принятого в школе преимущественно монологичногоформата и путь к реальному живому общению. Это значительно помогло как в налаживании отношений с детьми, так и в академической сфере.

Мы завели традицию по вечерам перед сном вспоминать самые интересные и радостные события и благодарить Бога за прожитый день и за всё ниспосланное нам. Мы спрашиваем детей, что им больше всего понравилось, запомнилось, с чем было сложно справиться и почему. Такие вечера позволяют свободно делиться друг с другом радостями и горестями, укрепляют детско-родительскую привязанность, дают глубоко прочувствовать ощущение единения и взаимосвязи в семье.

В сложных ситуациях, когда дети ссорятся например, часто хочется как-то резко осадить всех, прекратить разборки, здесь для меня палочкой-выручалочкой оказался вопрос: «Что случилось?». Дети сами описывают и объясняют ситуацию, учатся тем самым выражать свои мысли, структурировать их. Они смотрят на положение дел со стороны, пытаются поставить себя на место оппонента.

А как любят дети сами задавать вопросы! Послушаем их внимательно, улыбнемся нашим маленьким почемучкам, задумаемся со спорщиками и помечтаем с поэтами! Мы, родители, подадим отличный пример, если не будем досадливо отмахиваться от вопросов, которые задают нам дети, отнесемся к ним серьезно и будем всегда стараться по возможности обстоятельно и вразумительно отвечать на них. Будем исходить из того, что у детей не бывает наивных или преждевременных вопросов. Малыши очень нуждаются в общении, делают в этом первые шаги и тоже способны многое понять!

Дети подросткового возраста, несмотря на кажущуюся независимость, как известно, тянутся к взрослым и даже ищут «значимых» людей, служащих ориентиром и способных поддержать. Кто, как ни родитель, может и должен оставаться ориентиром и авторитетом для ребенка?! А какие вопросы нужны вашему ребенку на этом этапе? Вспомним, что подростки очень любят анкетирование. Возможно, вы сами в этом возрасте с удовольствием обсуждали свои интересы и увлечения и отвечали на вопросы «Какие фильмы тебе нравятся? Какое блюдо ты любишь? Какую страну ты хотел бы посетить и почему?». Все эти вещи кажутся немного банальными, но в них скрывается проявление интереса ко вкусам, привычкам человека, а значит и к его личности. Вопросы «А как ты думаешь? Каково твое мнение?» звучат у нас дома практически каждый день и помогают нам учитывать мнение друг друга и обмениваться идеями.

В академическом плане правильно поставленные вопросы могут помочь найти главное среди большого количества информации, могут направить учащегося в тот момент, когда он знакомится с новым материалом, подтолкнуть к оригинальному решению или необычному применению уже имеющихся знаний.Как только вы сами научитесь задавать вопросы, ваши ученики начнут гораздо больше совершенствоваться в раскрытии собственных способностей. Подогревающие интерес к знаниям вопросы, таким образом, вносят существенный вклад в развитие детей на каждом этапе тривиума.

Если у вас дети-дошкольники и младшие школьники, то наверняка им иногда бывает непросто сосредоточиться на чем-то. А ведь для того, чтобы они не выпадали из процесса изучения чего-либо, нужно просто время от времени фиксировать их внимание, спрашивая о том, что мы изучили только что или на более ранних этапах. А насколько это тренирует память! И позволяет сразу же приступить к выстраиванию взаимосвязей между пройденным и текущим материалом! Хорошие вопросы помогают вспомнить недавно усвоенную лексику, времена, даты, географические объекты. В таком случае прочная основа знаний, которые они собирают, остается актуальной всегда! И дети рады вопросам, которые напоминают о том, что ты уже знаешь. Именно этим и следует заниматься в большей мере на этапе «Основ».

Обратим внимание также на штудии по науке, которые сформулированы в вопросно-ответной форме (Каков семь царств живых организмов? Из чего состоит вулкан? и др.). Вопросы очень конкретные, лаконичные, их легко держать в памяти родителям и время от времени задавать детям, не позволяя изученной информации улетучиваться из памяти. Научные опыты на занятиях в КБ обязательно сопровождаются вопросами: «Как вы думаете, что получится? Что из этого выйдет?». С одной стороны, дети учатся подмечать закономерности, анализировать и делать выводы, а с другой, они могут воображать, прогнозировать, находить нетривиальные решения.

Для детей возраста спорщика (ориентировочно 12-14 лет) подходят вопросы, побуждающие задуматься о чем-то более глубоком. Вопросы на этом этапе содержат что-то, что мы никогда ранее не обсуждали. Это побуждает к самостоятельному поиску и обработке информации. Родители направляют ребенка и учат отличать достоверный источник от недостоверного, авторитетный от неавторитетного. Штудии по истории начинаются со слов «Расскажи о…» и предоставляют нам богатый материал для ведения беседы и погружения в изучаемую тему. У нас хорошо идут вопросы на установление родственных связей между правителями: «Кем приходится Петру I Екатерина I? А Елизавета Петровна?». Дети любят обсуждать факты из биографии правителей, особенно их детство и юность. Так, надолго можно увлечься поиском ответов на вопросы: «Чем в детстве любил заниматься Петр I? В какие игры он играл? С кем? Как воспитывали Александра II? Какую роль сыграл в его воспитании В. А. Жуковский? Какие взаимоотношения были между детьми в семье последнего русского царя-страстотерпца Николая II?». В более старшем возрасте дети актуализируют полученную информацию, учатся видеть связь между современностью и историческими процессами, вместе с родителями размышляют над тем, какие страны в ООН имеют право вето и почему или что является причиной индо-пакистанского конфликта.

В некоторых случаях вопрос не должен быть слишком широким, например: «Как открыли Америку?». Ребенок может ответить что-то типа: «Плыли, плыли и открыли» и будет прав! Нам следует проявлять терпение и просто ставить более конкретные вопросы: «Кто открыл Америку? Когда это было? Какова исходная точка маршрута? Как вообще можно было добраться до этого континента?». И тут уже открывается большой простор для выстраивания различных маршрутов и продолжения беседы.

Иногда ребенок знает ответ на поставленный вопрос, но не осознает этого. Наводящие вопросы помогут ему справиться с трудной задачей. «Спорщики» с удовольствием возьмутся также за решение каверзной задачи или головоломки, в процессе работы над которыми открываются новые грани приобретенных знаний. Для детей-подростков откровением будут вопросы, способные вывести их из равновесия, взбудоражить.

Дебаты благоприятствуют продуктивному обсуждению дискуссионных вопросов в кругу сверстников. А нам, взрослым, остается только поощрять точное установление логических связей и четкую аргументацию.

Помните, что не всегда любые ваши задумки будут восприниматься на ура, но не считайте это подрывом статус-кво. Это просто ещё одна открывшаяся возможность поупражняться в искусстве задавать вопросы!

Учащиеся старших классов, как правило, зачастую могут принимать участие во взрослом общении. Они научились слушать собеседника и свободно высказывать собственное мнение, подкрепляя его серьезными доводами. Но совершенствование приобретенных навыков бесконечно…

==========================

Автор текста: Ольга Федотова