С раннего детства, когда научился читать, а было это в 5 лет, мое внимание, как и любого другого ребенка, было приковано к сказкам, мифам, легендам, героическим эпосам. Они всегда находили какой-то отклик в душе. Именно благодаря русским сказкам, я воспринял и всю русскую культуру. Именно они заложили в мою душу программу, которая и сформировала отношение к Родине. Другие сказки мне тоже очень нравились. Но русские – больше всего. Самое забавное заключалось в том, что даже в юношеском возрасте я все еще воспринимал сказки, как определенную реальность. И даже в зрелом возрасте с удовольствием их перечитываю.
Но вот удивительное дело: меня, почему то, всегда коробили презрительные высказывания в отношении сказок. Сердце мне подсказывало, что за сказками стоит что-то большее, чем вымысел. Они всегда вызывали ощущение актуальности, не смотря на их фантастические сюжеты. И, при этом, меня всегда мучили вопросы.
1. Для чего чужие выдумки, называемые сказками, до сих пор читают детям?
2. Почему сказки нравятся не только детям, но и взрослым?
3. Если сказки настолько несерьезны, то почему ими занимались известные ученые и они издаются колоссальными тиражами?
4. Почему до сих пор многие писатели пишут сказки и получают от этого огромную известность?
5. Откуда взялись народные сказки?
6. Какую роль сказки играют в жизни человека?
7. Какова цель конкретной сказки?
Эти вопросы долгое время моей жизни отходили на дальний план. Но с приобретением массива знаний по этнологии и аналитической психологии, данные вопросы актуализировались и вышли на передний план. Более того, как-то раз я попал на практическое занятие по сказкотерапии, и этот процесс меня сразил наповал. Я вдруг осознал, что детям и взрослым сказки жизненно необходимы. С этого момента начались поиски ответов на вопросы. И вот к чему они меня привели.
1. Детское развитие требует максимального количества примеров разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обычные отношения с родителями и в детских садах страдают однобокостью и ограниченностью. Дети не имеют возможности играть в ситуации, при которых они будут главными и от них будет зависеть результат в разрешении возникших отношений и проблем. Они всегда чувствуют защиту родителей и воспитателей, всегда сознают возможность пожаловаться взрослым, если их что-либо не удовлетворит. А сказка остается в памяти ребенка. И он часто играет разные роли одной и той же сказки. То есть он прокручивает в своем сознании возможные модели поведения и последующие результаты. Потому замечено, что поведение детей, которым читают много сказок, более пластично по сравнению с другими, не имеющими сказочного багажа знаний.
2. Сказки всегда поднимают и возбуждают тот слой души, который в аналитической психологии называется мифологическим. Именно в нем, в этом глубочайшем слое нашей психики, хранятся все сказочные образы, присущие нашей культуре, менталитету, определяющие нашу национальную самоидентификацию. Безусловно, и во взрослом состоянии человек испытывает различные эмоции благодаря игре воображения. Многим взрослым людям просто нравится вспоминать и испытывать детские эмоции, навеваемые сказками. Потому мы сами получаем огромное удовольствие, читая нашим детям и внукам давно любимые нами сказки.
3. Известные ученые всегда занимались поиском аутентичных, и, желательно, древних сказок. Это обусловлено многими причинами. К основным можно отнести следующие. Идентификационный код конкретного народа. Поиск сюжетов для своих последующих произведений. Культурологические и философские научные изыскания. Информация для психологов и литературоведов. Поиск религиозных и этнических корней конкретного народа. И это только малая часть того, что сказки могут дать для научного и творческого потенциала. Вспомним картины того же Васнецова, оперы и балеты, пьесы и кинофильмы. Да, всего и не перечислить.
4. Сказки, мифы и легенды являются бесконечным источником ситуаций, которые могут иметь место в нашей жизни. Один и тот же сюжет может иметь различное продолжение и различное окончание. Этим отличаются, к примеру, русские и западноевропейские сказки. Кроме того, авторские сказки несут на себе отблеск той культуры, в которой они родились. А особо гениальные сказочники, типа Г.-Х. Андерсена, в каждой своей сказке раскрывают глубины своей психической реальности, о которых, может, они и сами не подозревают. В свою очередь, братья Гримм и Шарль Перро, интерпретируя древние сказки, тем самым популяризируют культуру своего народа. На их сказки отзывается душа каждого немца или француза.
5. Знаменитые ученые, такие как М. Элиаде, М.Л. фон Франц и многие другие, считают, что сказки произошли из снов и визионерского опыта. Авторские сказки, как у Андерсена, произошли из активного воображения. С мнением указанных ученых трудно не согласиться.
6. Сказки играют колоссальную роль в жизни людей разных возрастов. В детстве они представляют собой площадку, на которой ребенок может постигнуть разнообразие отношений между людьми, между человеком и животным, между человеком и природой, между человеком и богом. Еще он может понять свое положение в мире. Тренироваться строить указанные выше отношения, а также прогнозировать определенный результат. Люди в возрасте и с гуманитарным образованием могут увидеть в сказках все что угодно. Например, психологические типы людей и разрешение каких-либо психологических комплексов в символическом виде. В принципе, каждый человек в сказках может найти что угодно для себя или своего круга.
7. Полагаю, что со мной можно поспорить. И каждый специалист выделит в сказке свой, узкопрофессиональный круг вопросов. Но, на мой взгляд, происхождение сказки из сновидений может говорить об их единой компенсаторной цели по отношению к человеческой психике. Сказка, также, может иметь целью посвящение в определенные тайны психики или жизни. Главное – это увидеть и проанализировать с нужной стороны.