Найти в Дзене
Мурманский вестник

Ритм и эмоции Арктики в стоп-кадрах

Северян ждет уникальная фотохроника

Екатерина Андреева

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко

Бесконечные белоснежные просторы, в которых отчетливо слышатся то треск ломающегося льда, то детский смех, то собачий лай, - такие ощущения возникают при входе в большой зал Культурно-выставочного центра Русского музея. И вроде бы на стенах лишь черно-белые фотографии, но смотришь на них и буквально погружаешься в происходящее, становишься свидетелем того, что запечатлела камера.

- Экспозиция «Арктика» стала результатом продолжения сотрудничества московского Мультимедиа Арт Музея и областного художественного, - сказала региональный министр культуры Ольга Обухова. - Посетители увидят документальные хроники важных событий в истории нашей страны.

- Выставка представляет собой три проекта, созданных почти век назад. «Арктика» посвящена экспедиции парохода «Смоленск» по спасению челюскинцев, которая состоялась в период с 28 февраля по 7 июня 1934 года, прибытию дирижабля «Граф Цеппелин» в Ленинград 25 июля 1931 года и воздушной экспедиции на Северный полюс 21 марта 1937 года, - взяла слово директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Экспозиция уникальна еще и тем, что, глядя на снимки, мы чувствуем ритм, свободу, ощущаем то время. И все это благодаря автору - Владиславу Микоше, оператору, режиссеру документального кино, сценаристу, фотографу, фронтовому кинооператору, публицисту, народному артисту СССР, лауреату Сталинских и Государственной премии СССР. Он сам говорил, что создавал не «повести временных лет», а фотодокументальные корабельные журналы.

Владислав Микоша. «Самолеты готовятся к старту на полюс». 1937 г.
Владислав Микоша. «Самолеты готовятся к старту на полюс». 1937 г.

Во время экспедиций в 30-х годах ХХ века ему удалось снять не только значительную часть материалов для документального фильма «Герои Арктики», который вышел в свет в 1934-м, но и уникальный фотодневник экспедиции «Смоленска» по спасению членов экипажа парохода «Челюскин». Увидеть черно-белую ленту, а также часть фотохроники северяне могут, придя в музей.

Вот, например, «Битый лед» в бухте Провидения. Трое мужчин стоят у лодки, а вокруг - разбуженные торосы. Или «Пароход «Смоленск» у ледяного причала». С корабля скинута веревочная лестница, один моряк еще на середине спуска, а второй уже внизу, ощущение, будто он опустился ниже белой площадки. Конец этого не самого надежного трапа с «земли» держит другой человек. Смотришь на фотографию и хочешь, чтобы она скорее ожила, потому что переживаешь, все ли будет в порядке.

На другой стене - портрет боцмана «Челюскина» Яныча Виновского. Мужчина, слегка прищурившись, широко улыбается - сразу понятно, что операция прошла успешно. Другие счастливые люди: Хуго Эккенер, Линкольн Элсуэрт и Рудольф Самойлович. Они видны в окне, улыбаются, переговариваются во время прилета дирижабля в Ленинград. Еще один снимок может запросто ввести в заблуждение. Владислав Микоша нажал затвор в момент прощания Отто Шмидта с сыном перед отлетом на Северный полюс 22 марта 1937 года. Знаменитый исследователь виден в профиль во время поцелуя и очень похож на кубинского лидера Фиделя Кастро.

Однако на выставке можно увидеть не только людей, здесь очень много фотографий собак. Так, на кадре «Вожак собачьей упряжки» мы видим корабль, на палубе которого члены экипажа что-то обсуждают, а на переднем плане - гордый профиль пса, густота его шерсти обнадеживает, что животное не сильно замерзнет. А рядом - уже сама упряжка во время экспедиции по спасению челюскинцев. Фотограф поймал момент, когда псы замерли, ожидая дальнейшей команды. И среди этих меховых бегунов мы сразу узнаем уже знакомый гордый профиль вожака.

Анатолий Полищук. «Новое утро Арктики». 2009 г.
Анатолий Полищук. «Новое утро Арктики». 2009 г.

- Эта выставка очень неспешная, требует внимания к деталям. Здесь есть и подробности быта, и поэзия отчаяния, и счастье спасения, семейные фотографии. Есть главный символ Арктики - огромное количество снега, но в нем уже появился человек. Посмотрите на лица людей, на их эмоции, как они меняются. Если на снимках, посвященных торжественному и важному событию прибытия дирижабля, у людей радостное настроение, то в серии, отображающей спасательную операцию, мы видим весь спектр: испуг, озабоченность, счастье, свободу. Очень любопытны типажи: кто-то хохочет, кто-то элегантен, - продолжила Ольга Александровна. - Перед нами часть большого архива, подробный рассказ о событиях. Здесь нет лишних деталей, это снимки на уровне художественного искусства. И нам очень повезло, что эти снимки приехали в Мурманск, ведь то, что мы видим, происходило совсем рядом, родственники некоторых были очевидцами.

Монохром и документальность экспозиции дополняет довольно яркая выставка картин мурманских авторов - членов творческой группы «Арктика». Наши мастера кисти неоднократно бывали в Арктике и свое видение этого сурового и прекрасного края передали на полотнах.

- Среди снимков Владислава Микоши есть так называемые случайные кадры, но они вовсе не случайны и заслуживают не меньшего внимания, чем другие экспонаты, а зачастую вызывают даже больше эмоций. Например, фотографии маленьких коряков, встречающих прилетевший самолет, - сказал заслуженный художник РФ Виталий Бубенцов. - Север богат красками. Еще Константин Коровин говорил, что у нас несравнимо больше тонов, чем на юге. У Арктики есть и контраст, и в то же время мягкость, которые художникам очень трудно передать.

Владимир Скокленёв. «Радуга во льдах». 1991 г.
Владимир Скокленёв. «Радуга во льдах». 1991 г.

Нынешняя выставка стала очередным, но не последним свидетельством дружбы двух музеев. В следующем году в Кольское Заполярье приедет другая серия работ Микошы - «Героический Севастополь», рассказывающая о легендарном городе русских моряков. А пока будем ближе знакомиться с родной Арктикой. Экспозицию можно посетить до 21 марта.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.02.2021