Нельзя сказать, что кинематограф в России находится сегодня в глубоком кризисе. Тут весь вопрос заключается в том, с каким именно временем сравнивать. С 90-ми что ли? Ну, так и тогда наш кинематограф был не на подъёме. Есть определенный процент публики, ностальгирующий по СССР, но дело в том, что те приемы, которые работали тогда, не могут работать сейчас. И зрителю не нужна вторая «Ирония судьбы» или «Джентльмены удачи». Каждую эпоху рисуют свои мастера. И вот на переломе двух эпох нашёлся талантливый, если не сказать гениальный режиссер, который сумел нарисовать наше с вами недавнее прошлое, а в момент съёмок настоящее.
Это только на первый взгляд, кажется, что снимать в настоящем времени просто. На мой взгляд, снимать прошлое или будущее куда легче. А вот безжалостно фиксировать реальность, препарируя окружающий мир, задача зачастую неподъёмная. И здесь достаточно вспомнить культовые фильмы последних 25 лет. С моей точки зрения именно двухтомник «Брат» и будет здесь главным.
По какой-то злой иронии персонажа из этого фильма стали в какой-то момент считать чуть ли не главным русским героем. Хотя если вдуматься герой там весьма недобрый. Его жесткость в настоящем оправдывает жестокость в прошлом и благословляет всю ту же жесткость в грядущем. Это такой замкнутый круг получается.
Что самое поразительное все, что делает персонаж этих культовых фильмов, он проделывает с холодным безразличием. По какой-то загадочной причине многие ребята стали примеривать на себя этот образ, но дело в том, что никакого морального права вести себя, так как ведёт Данила Багров у большинства людей нет. Мы же помним, что по сюжету он человек войны и живёт в соответствии с военными представлениями о справедливости. Естественно никакого гуманизма в нём нет. Стоит ли винить Балабанова за то, что он создал такого персонажа? Естественно нет. Это наша реальность создавала таких людей. Балабанов же лишь безжалостно её зафиксировал. И, на мой взгляд, именно это и делает его большим режиссером большой страны.
Бесспорно «Брат» стал культовым фильмом, но для меня не менее важными картинами у режиссера являются «Жмурки» и «Мне не больно». Самое же поразительное, что он снял это ужасающий в своей беспощадности «Груз 200». Нарисовать такое тяжелое и убедительное полотно дано далеко не каждому. Когда он вышел, зрители разделились на две категории. Одни фильм хвалили, вторые ругали. Равнодушных точно не было. И это ещё один признак великого мастерства.
Если смотреть биографию режиссера то можно выявить, что по образованию он был переводчиком. Успел отслужить в армии. Служил довольно пёстро. Как переводчик бывал в странах Азии и Африки. В нескольких источниках пишут, что до кучи он ещё и воевал в Афганистане. Насколько я понимаю, это несколько не соответствует действительности. Алексей Октябринович не воевал, а сопровождал так называемые «Чёрные тюльпаны». Так называли самолеты, вывозящие погибших бойцов. Отчасти это объясняет его равнодушную мрачность во многих картинах. Да и в интервью он сам признавался, что снимать надо, так что б тебе верили, то есть, опираясь на собственный пусть и негативный опыт. Дослуживал же Балабанов в рядах ВМФ.
Насколько я понимаю гибель Сергея Бодрова и всей съёмочной группы серьёзно надломила режиссера. И себя он считал погибшим в ущельях вместе со своими друзьями. По инерции он продолжал жить и снимать фильмы. Как раз тогда-то и были сняты «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200». А так же «Морфий» и «Кочегар».
Все ленты поразительны и точны. Почерк режиссера был невероятно узнаваемым. И, несмотря на произошедшую трагедию, мастерство Балабанова никуда не делось. Тем и печальнее мне было смотреть его последний фильм «Я тоже хочу». Честно я не понял, зачем он снял это кино. Такое ощущение, что это был его способ попрощаться с миром и попробовать ответить самому себе на какие-то вопросы. Надеюсь, у него это получилось, потому что меня фильм не впечатлил совершенно.
18 мая 2013 года великого режиссера не стало. Ему было всего лишь 54 года. Можно сказать, что это огромная потеря, но я не люблю такие рассуждения. От них лучше или легче не становится. Другой вопрос, что пословица Свято место пусто не бывает, в этом случае не сработала. Ведь никого подобного Балабанову у нас не появилось, и появиться видимо не может. Это был человек из другой эпохи, сформированный в абсолютно иных условиях. И потому-то он и останется навсегда в нашей памяти. Во всяком случае, именно его новых фильмов я всегда ждал. И это единственный русский режиссер, который вызывал у меня такой интерес. При этом я не припомню, что б его ленты как-то широко рекламировали. Просто те, кому надо и так знали, что, где и когда смотреть. Случай уникальный.
Сегодня же режиссер мог бы отметить свой очередной день рождения. Именно по этой причине я о нём и вспомнил. Хотя не только по этой. Таких режиссеров надо помнить независимо от всяких дат. Ведь не так-то часто у нас рождаются люди, снимающие столь пронзительное кино. А на сегодня так и вовсе я его считаю последним большим режиссером нашей страны. Во всяком случае, на горизонте что-то никого не видать такого же разного и убедительного.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.