Учения древности отличались от нынешних не только отсутствием или наличием высоких технологий.
Отличался принцип познания. Опора изначально делалась на нравственные критерии. Соблюдались заповеди.
Заповедь. Старославянское – zapovedati (сообщить, рассказать). Слово образовалось в славянских языках с первоначальным значением – «то, что сообщено». В древнерусский язык пришло из старославянского и вошло в употребление в X в. Современное значение больше относится к религиозной области (заповедь – то, что нужно соблюдать). Источник: Этимологический словарь Семёнова
То есть, заповеди - это опытным путем выведенные истины, аксиомы, соблюдение которых гарантировало безопасность житейского и социального бытия. Так как заповеди проводились путем верований, то и их значение переместилось в область религиозных культов. Как только религиозные культы утратили доказательную базу, то и заповеди перешли из внутреннего закона нравственности в статус внешних рекомендаций, не потеряв при этом своего изначального и по своей сути всем понятного значения...
Сейчас принцип познания изменился. Его критериями стали конъюнктура, меркантилизм, прямая выгода, причем чаще всего выраженная в банальном денежном эквиваленте. "Любой труд должен оплачиваться" - не любой. Оплачивается только тот труд, который востребован для получения выгоды в обозримой перспективе. А раз следование нравственным принципам не является критерием выгоды, его востребованность крайне умозрительна, следовательно, и труд на основе следования нравственным принципам под монетизацию не попадает. Даже наоборот, такую свою приверженность придется обеспечивать дополнительными усилиями, или даже бороться за выживаемость в условиях агрессивной среды, которая, логично, терпит убытки от законов природы в лице нравственных принципов.
Достижения науки на этом фоне все чаще выглядят сомнительными, для выявления подлогов, в науке создаются специальные структуры, так же мотивированные монетизацией. А навыки, продиктованные монетизацией это не то же самое, что навыки, продиктованные нравственными принципами.
Деньги (монетизация) - это некая величина, от которой много чего зависит, однако сама по себе эта величина ничем не обеспечена. Объективно, деньги не обеспечены заслугами, усилиями, и т.д., а вот представление, что так "должно быть" - сохранилось, как рудиментарный остаток с тех времен, когда материальное благополучие и личные заслуги находились в прямой пропорциональной зависимости. Сейчас (и в обозримом прошлом, на протяжении всего функционирования "монетизации" общества) зависимости материального благополучия и качества личности не просто нет, часто случается их противоречие, то есть, обратная зависимость. То есть, моральные качества должны находиться в статусе осознанной необходимости, а их польза - очевидна и обеспечена.
Когда-то соблюдение заповедей диктовалось объективными условиями: без них истинно научного познания не могло быть. А когда нет объективных (научных) знаний, нет и практической мощи. Как закон природы, этот принцип реализации и сейчас действителен. Однако, сам критерий "выгодного обмена" поменялся: зачем тратить столько усилий на нравственность, самообразование и самовоспитание, если того же эффекта мощности (личного могущества) можно легко и быстро достичь, воспользовавшись любым из социальных лифтов?
Да, не все способны к социальным лифтам на основе каких-либо клише. Поскольку нравственность - это генетический и органический фактор. Его сломать не просто, но если в какой-то части общества его нет и он никем не культивируется, то деградация упрощенного и беспринципного мышления становится общепринятым клише, нормой.
В итоге, социальное клише - это отличительная черта монетизированной цивилизации, где не важно, что человек из себя представляет [на деле]. А вместе с нравственностью утрачивают значение и её производные: образование, воспитание, способность думать.
Определенные критерии поведения, образа жизни влияют на чистоту восприятия, формируют необходимые навыки работы разума и качества личности, что очень практично... - но критерии поведения и образ жизни не просто формируют необходимые навыки, они же делают выбор, какие именно навыки являются наиболее продуктивными в условиях монетизации... То есть, совершенствование не то, что стало отсутствовать, оно поменялось функционально. Ведь и глупость, и безграмотность, и некомпетентность требуют навыков, следующих из поведения и образа жизни, а, значит, могут достигать своего рода совершенства.
И тут "многие знания - многие печали" в прямом смысле. Поскольку все, что природно познаваемо и находится в прямом соответствии с качествами личности - функционирует и есть всегда, как и в условно "древние времена". Но результат этих наблюдений не радует при ближайшем же включении в тему.
Наблюдение
Мышление является не только процессом решения разных задач, у него есть и другая функция: наблюдения. Это разные режимы.
Например, мы что-то знаем о сне и бодрствовании, но есть сведения, что наши предки могли использоваться сном так же, как бодрствованием, в практической жизни. Как и с помощью чего они это делали? Этот навык существует и в наше время, основной компетенцией его реализации является наблюдение.
Мышление, его тактика и возможности - это отдельная тема, но...
Мышление в любой фазе деятельности нуждается в объективности.
Объективность важна, например, потому что мы - разные. Споры являются следствием индивидуальных различий. Объективность - это тот "зрячий среди слепых" - алгоритм наличия видения, то есть - наблюдения.
Когда мышление находится в состоянии загнанной лошади относительно своей объективности, это естественно, плачевно сказывается и на здоровье, и на достижениях. То есть действовать - не достаточно, для действия нужен обзор, знания, наука, компетенции - и все это мышление получает находясь в режиме наблюдения и восприимчивости. То есть, у наблюдения в свою очередь есть несколько режимов функционирования: наблюдение может быть восприимчивым, невосприимчивым, зеркальным, и т.д.
У наблюдения есть так же "мышцы": внимание, широта обзора, динамика, сила и отстраненность, а так же: критика, анализ, синтез - как режим мышления, наблюдение содержит в себе все его инструменты.
Монастыри, ашрамы, и другие школы с древности имели конкретное назначение. Они могли служить "тренировочной базой" для навыков применения мышления в освоении нравственных категорий - базовой основы объективной оценки реальности. Но Жизнь, это далеко не "аквариум", поэтому наличие самого института таких школ во многих обществах (и уже очень давно) пережило существенную деформацию или совсем исчезло.
Однако как концепция, практика этих школ ничего не потеряла.
В принципе, любую социальную формацию можно соотносить с такой школой, но вот цели этих школ...
Нравственных заповедей не так много не помню, но кажется в разных культах их разное количество. Однако, это не так важно, а вот почему: имея изначально соответствие природным ритмам, заповеди вписываются (и обусловлены) не только в физиологические параметры, как любые "медицинские факты", такие вещи имеют четкое математическое выражение. Заповедей может быть 10, 12, 13, 5, 3, 7, 8 и так далее, но они всегда содержат в себе ритм комплексной самореализации.
К соблюдению заповедей, как и здоровому образу жизни, надо относиться разумно и осмысленно. Иначе, даже от следования такой полезной вещи, как заповеди гуманизма, не останется и следа пользы, а разум погрузится в слепые по своей сути фразы, клише и догматы.
Главное условие, которое подразумевал для себя истинный ученый с древности: прежде чем изучать что-либо, или помогать другому, следует настроить собственный инструмент познания - себя.