Я учитель русского языка на пенсии. Иногда занимаюсь с учениками подготовкой к ОГЭ. Когда слышу о том, что это не экзамен, а профанация, я, мягко говоря, недоумеваю. Тот, кто это говорит, видел саму работу?
Да, до предыдущего года это был не очень сложный экзамен. По крайней мере, подготовиться за год к нему могли даже те ребята, у которых были огромные пробелы в знаниях. Но в 2019-2020 учебном году задания существенно поменялись. Их стало меньше: ранее было тестовых 13 заданий, в 2019-2020 – 7, но эти семь стоят тринадцать.
Изложение и сочинение почти не изменились, как и требования к ним. Нужно написать сжатое изложение, соблюдая все микротемы, не допустить ошибок в абзацном членении и использовать в каждой микротеме один или несколько способов сжатия.
Сочинение тоже осталось прежним. Правда, в предыдущие годы изложение и тема третьего сочинения (их три на выбор) дополняли друг друга, и если ученик не мог сформулировать понятие, то имел возможность воспользоваться какими-то подсказками из текста изложения. Сейчас, по всей вероятности, такого совпадения тем изложения и сочинения не будет.
А вот об оставшихся семи заданиях нужно говорить отдельно.
Задание 2
Синтаксический анализ
Это задание может быть представлено в двух вариантах.
Вариант первый.
Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Эта тема изучается детально в 8 классе. Чтобы правильно выделить грамматическую основу, ученик обязан знать, что это такое, из каких частей состоит. То, что грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого, ребята знают. Но вот, например, что подлежащее может быть выражено не одним словом, а несколькими, у многих вызывает затруднения. Понятие «цельное словосочетание» для некоторых совсем не известно. И удивляться нечему, если вспомнить, как проходило обучение в том году. Могут видеть «два человека», но «несколько человек» уже ускользают из их поля зрения.
Со сказуемым и того хуже. Знают, что есть ПГС, СГС, СИС (особенно СИС), а что это такое – для них пустой звук. Понятно, что когда разберёшь, то простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое чаще всего трудности не вызывают (хотя инфинитив коварен), а составному именному сказуемому совсем не повезло: то вообще его не видят, то только половину выделят, то краткое причастие глаголом называют…
Вариант второй.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
5) Грамматическая основа в предложении 5 — нравственность оказывается подчинена.
В этом задании можно встретить грамматические основы, односоставные предложения (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные), обособленные члены (согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства), вводные слова, типы сказуемых, виды сложных предложений, виды придаточных предложений, способы подчинений придаточных предложений (однородное, параллельное, последовательное).
По сути, вся программа 8 и 9 класса представлена в этом задании. За выполненное задание дают 1 балл. Ученик может правильно выполнить 4 задания, ошибиться только в одном, но уже никакого балла, ни полбалла он не получит.
Задание 3
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Предлагается одно довольно объёмное предложение или несколько предложений, в которых указано несколько мест, где могут стоять или не стоять знаки препинания.
Увидев бравого бородача (1) шагавшего по улице в форменной шинели и фуражке (2) которую носили только офицеры (3) старушка (4) потрясённая известиями о стремительном движении деникинских частей (5) и о том (6) что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения (7) собранного силами (8) поддержавших деникинцев местных отрядов (9) не на шутку перепугалась.
С этим заданием справляются получше, потому что многие всё-таки научились неплохо читать и расставляют знаки препинания часто в соответствии с интонацией. Как и в предыдущем задании, здесь собрана пунктуация всего курса русского языка в школе. И тоже, как и во втором задании, один неверный ответ не даст возможности получить всего один балл.
Задание 4
Синтаксический анализ
Замените словосочетание «встретить с радостью» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.
Это самое простое задание. Для того чтобы его выполнить, нужно знать только такие способы подчинительной связи, как согласование, управление, примыкание. Обычно его выполняют почти без ошибок.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЦИРКУЛЬ — в корне слова буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) ПРЕГРАДИТЬ (путь) — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ -.
3) КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А- .
4) РЕЗАНЫЕ (овощи) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН- , пишется Н .
5) ДРУЖОК — в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О .
Всего пять слов. Казалось бы, что здесь сложного? Слова записаны без ошибок, но возможна ошибка в объяснении орфограммы. И эта ошибка может быть в любом слове: написано «в корне», а орфограмма в суффиксе; «причастие», а может быть и прилагательное и даже наречие; «чередующаяся гласная», а может быть проверяемая или непроверяемая и так далее. Чтобы безошибочно выполнить это задание, ученик должен знать:
· Орфограммы в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся гласная; буква «И» в корне слова; Ё после шипящих в корне).
· Орфограммы в приставках (неизменяемые, приставки на -з и -с, пре- и при-; Ы-И после приставок на согласную).
· Н-НН в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных, причастий (полных и кратких).
· Гласная в окончании глаголов.
· Гласная в окончании существительного.
· Гласная в суффиксах причастий.
· Ъ и Ь знаки ( разделительные, смягчающий, как показатель формы части речи)
· Слитное и раздельное написание Не со словами разных частей речи.
· Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
· Слитное, дефисное написание сложных прилагательных.
· О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.
И это не все орфограммы, только основные. И опять, если хоть в одном слове ошибёшься, долгожданного балла не получишь.
Задание 6
Анализ содержания текста
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов.
Даны 5 ответов. Вот это задание вполне можно выполнить без ошибок. Нужно только очень внимательно прочитать текст, а когда будешь отвечать, перепроверить и найти подтверждение в тексте.
Задание 7
Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является…
Здесь чаще всего встречается эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, фразеологизм. С этим заданием тоже неплохо ребята справляются, если знают, что это за понятия.
Задание 8
Лексический анализ
В этом задании требуется найти в тексте синоним, антоним, фразеологизм или слово по его лексическому значению. И если первые три понятия не вызывают опасений, то отыскать по значению слова бывает многим очень сложно – слишком мал у ребят лексикон.
Если честно, я устала писать этот текст, а ведь выпускникам не только прочитать, но и выполнить его надо как можно лучше. За все эти задания в лучшем случае можно заработать только 7 баллов.
И, конечно, нужно постараться написать сочинение и изложение, допустив как можно меньше ошибок, потому что малое количество баллов за грамотность даже при получении высоких результатов не позволит быть оценённым на «4».
А теперь можно сделать вывод – так ли прост этот экзамен?
Но, конечно, не нужно впадать и в другую крайность – говорить о том, какие же несчастные ученики и злобные эксперты. Если уже с пятого класса готовиться к урокам, то тогда всё будет по силам, потому что никакого особого материала, с которым ученика не знакомили, в программе русского языка нет. Всё, что требуется для достойной сдачи экзамена, изучается на уроках. Поэтому я призываю тех родителей, чьи дети учатся в пятом-шестом классах, обратить уже сейчас пристальное внимание на то, как ваш ребёнок усваивает материал.
Девятиклассникам же я пожелаю наверстать всё то, что они пропустили, время ещё есть. И помните, все заинтересованы в том, чтобы вы были лучшие.