Найти тему
камчадалка

Размышления по поводу ОГЭ

Я учитель русского языка на пенсии. Иногда занимаюсь с учениками подготовкой к ОГЭ. Когда слышу о том, что это не экзамен, а профанация, я, мягко говоря, недоумеваю. Тот, кто это говорит, видел саму работу?

Да, до предыдущего года это был не очень сложный экзамен. По крайней мере, подготовиться за год к нему могли даже те ребята, у которых были огромные пробелы в знаниях. Но в 2019-2020 учебном году задания существенно поменялись. Их стало меньше: ранее было тестовых 13 заданий, в 2019-2020 – 7, но эти семь стоят тринадцать.

Изложение и сочинение почти не изменились, как и требования к ним. Нужно написать сжатое изложение, соблюдая все микротемы, не допустить ошибок в абзацном членении и использовать в каждой микротеме один или несколько способов сжатия.

Сочинение тоже осталось прежним. Правда, в предыдущие годы изложение и тема третьего сочинения (их три на выбор) дополняли друг друга, и если ученик не мог сформулировать понятие, то имел возможность воспользоваться какими-то подсказками из текста изложения. Сейчас, по всей вероятности, такого совпадения тем изложения и сочинения не будет.

А вот об оставшихся семи заданиях нужно говорить отдельно.

Задание 2

Синтаксический анализ

Это задание может быть представлено в двух вариантах.

Вариант первый.

Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Эта тема изучается детально в 8 классе. Чтобы правильно выделить грамматическую основу, ученик обязан знать, что это такое, из каких частей состоит. То, что грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого, ребята знают. Но вот, например, что подлежащее может быть выражено не одним словом, а несколькими, у многих вызывает затруднения. Понятие «цельное словосочетание» для некоторых совсем не известно. И удивляться нечему, если вспомнить, как проходило обучение в том году. Могут видеть «два человека», но «несколько человек» уже ускользают из их поля зрения.

Со сказуемым и того хуже. Знают, что есть ПГС, СГС, СИС (особенно СИС), а что это такое – для них пустой звук. Понятно, что когда разберёшь, то простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое чаще всего трудности не вызывают (хотя инфинитив коварен), а составному именному сказуемому совсем не повезло: то вообще его не видят, то только половину выделят, то краткое причастие глаголом называют…

Вариант второй.

Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

1) Предложение 1 сложносочинённое.

2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.

3) В предложении 3 четыре грамматические основы.

4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.

5) Грамматическая основа в предложении 5 — нравственность оказывается подчинена.

В этом задании можно встретить грамматические основы, односоставные предложения (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные), обособленные члены (согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства), вводные слова, типы сказуемых, виды сложных предложений, виды придаточных предложений, способы подчинений придаточных предложений (однородное, параллельное, последовательное).

По сути, вся программа 8 и 9 класса представлена в этом задании. За выполненное задание дают 1 балл. Ученик может правильно выполнить 4 задания, ошибиться только в одном, но уже никакого балла, ни полбалла он не получит.

Задание 3

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Предлагается одно довольно объёмное предложение или несколько предложений, в которых указано несколько мест, где могут стоять или не стоять знаки препинания.

Увидев бравого бородача (1) шагавшего по улице в форменной шинели и фуражке (2) которую носили только офицеры (3) старушка (4) потрясённая известиями о стремительном движении деникинских частей (5) и о том (6) что они вошли в город с бесчисленным количеством вооружения (7) собранного силами (8) поддержавших деникинцев местных отрядов (9) не на шутку перепугалась.

С этим заданием справляются получше, потому что многие всё-таки научились неплохо читать и расставляют знаки препинания часто в соответствии с интонацией. Как и в предыдущем задании, здесь собрана пунктуация всего курса русского языка в школе. И тоже, как и во втором задании, один неверный ответ не даст возможности получить всего один балл.

Задание 4

Синтаксический анализ

Замените словосочетание «встретить с радостью» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Это самое простое задание. Для того чтобы его выполнить, нужно знать только такие способы подчинительной связи, как согласование, управление, примыкание. Обычно его выполняют почти без ошибок.

Задание 5

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЦИРКУЛЬ — в корне слова буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

2) ПРЕГРАДИТЬ (путь) — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ -.

3) КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А- .

4) РЕЗАНЫЕ (овощи) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН- , пишется Н .

5) ДРУЖОК — в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О .

Всего пять слов. Казалось бы, что здесь сложного? Слова записаны без ошибок, но возможна ошибка в объяснении орфограммы. И эта ошибка может быть в любом слове: написано «в корне», а орфограмма в суффиксе; «причастие», а может быть и прилагательное и даже наречие; «чередующаяся гласная», а может быть проверяемая или непроверяемая и так далее. Чтобы безошибочно выполнить это задание, ученик должен знать:

· Орфограммы в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся гласная; буква «И» в корне слова; Ё после шипящих в корне).

· Орфограммы в приставках (неизменяемые, приставки на -з и -с, пре- и при-; Ы-И после приставок на согласную).

· Н-НН в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных, причастий (полных и кратких).

· Гласная в окончании глаголов.

· Гласная в окончании существительного.

· Гласная в суффиксах причастий.

· Ъ и Ь знаки ( разделительные, смягчающий, как показатель формы части речи)

· Слитное и раздельное написание Не со словами разных частей речи.

· Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

· Слитное, дефисное написание сложных прилагательных.

· О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.

И это не все орфограммы, только основные. И опять, если хоть в одном слове ошибёшься, долгожданного балла не получишь.

Задание 6

Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов.

Даны 5 ответов. Вот это задание вполне можно выполнить без ошибок. Нужно только очень внимательно прочитать текст, а когда будешь отвечать, перепроверить и найти подтверждение в тексте.

Задание 7

Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является…

Здесь чаще всего встречается эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, фразеологизм. С этим заданием тоже неплохо ребята справляются, если знают, что это за понятия.

Задание 8

Лексический анализ

В этом задании требуется найти в тексте синоним, антоним, фразеологизм или слово по его лексическому значению. И если первые три понятия не вызывают опасений, то отыскать по значению слова бывает многим очень сложно – слишком мал у ребят лексикон.

Если честно, я устала писать этот текст, а ведь выпускникам не только прочитать, но и выполнить его надо как можно лучше. За все эти задания в лучшем случае можно заработать только 7 баллов.

И, конечно, нужно постараться написать сочинение и изложение, допустив как можно меньше ошибок, потому что малое количество баллов за грамотность даже при получении высоких результатов не позволит быть оценённым на «4».

А теперь можно сделать вывод – так ли прост этот экзамен?

Но, конечно, не нужно впадать и в другую крайность – говорить о том, какие же несчастные ученики и злобные эксперты. Если уже с пятого класса готовиться к урокам, то тогда всё будет по силам, потому что никакого особого материала, с которым ученика не знакомили, в программе русского языка нет. Всё, что требуется для достойной сдачи экзамена, изучается на уроках. Поэтому я призываю тех родителей, чьи дети учатся в пятом-шестом классах, обратить уже сейчас пристальное внимание на то, как ваш ребёнок усваивает материал.

Девятиклассникам же я пожелаю наверстать всё то, что они пропустили, время ещё есть. И помните, все заинтересованы в том, чтобы вы были лучшие.