Найти тему
Киносфера

Голливудские стереотипы: почему русские - плохие парни?

Оглавление

Голливуд часто прибегает к национальным стереотипам при изображении кинозлодеев, но зачем им отталкивать часть своей аудитории?

От бывшего сотрудника КГБ-садиста в «Мстителях» до русских злодеев в «Хорошем дне, крепкий орешек» - в последнее время на экране определенно не было недостатка в русских злодеях. Российские политики и кинематографисты заявили о своем недовольстве тем, что американская киноиндустрия продолжает изображать русских персонажей злодеями. Существовала даже угроза бойкота русских голливудских фильмов, что подчеркивает риск, на который идут студии, демонизируя национальность.

Российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило в августе, что Батый Хасиков, член комитета по культуре верхней палаты федерального собрания страны, заявил, что «фильмы, в которых все, что связано с Россией, открыто демонизируется или показывается примитивно и глупо, должны быть запрещенным к театральному распространению».

Изображение русских злодеями имеет давнюю историю. "Еще до холодной войны Россия часто представлялась как геополитическая угроза для Запада" - говорит Джеймс Чепмен, профессор кинематографии в университете Лестера. «Но этот стереотип приобретает особую идеологическую окраску во время холодной войны, когда вы получаете ассоциацию не только с Россией, но и с советским коммунизмом».

Удивительно, но падение Берлинской стены не положило конец российским злодеям на экране. Возможно, на какое-то время их присутствие ослабло, но русские остаются излюбленными злодеями студии.

«Невозможно даже включить телевизор и пойти в кино, не упоминая о русских как об ужасе», - говорит проживающий в США российско-американский профессор Нина Хрущева, правнучка советского лидера Никиты Хрущева.

Кеннет Брана сыграл зловещего российского миллиардера в фильме «Джек Райан: Теневой рекрут»
Кеннет Брана сыграл зловещего российского миллиардера в фильме «Джек Райан: Теневой рекрут»

Хрущева, преподающая в Нью-Йоркской школе, следит за тем, как русских изображают в американских развлечениях, и, по ее оценке, преобладание русских как злодеев не уменьшилось со времен холодной войны. «Она никогда не успокаивалась настолько, чтобы Россия почувствовала, что она не постоянный враг» - говорит она.

Ученые видят в жесткой позиции президента России Владимира Путина причину увеличения присутствия российских злодеев в настоящее время. «Я думаю, особенно после возрождения Путина и гораздо более жесткого режима, особенно с проблемами, которые сейчас возникают на Украине, возникло ощущение, что Россия остается геополитической угрозой и враждебной державой, даже если она посткоммунистическая и я думаю, что это действительно причина, по которой вы видите такое злодейство » - говорит Чепмен.

Что старое есть новое

Русские могут быть предпочтительным злодеем прямо сейчас, но на протяжении десятилетий многие разные расы и национальности оказывались в центре внимания злодеев. Примерно во время Второй мировой войны, по понятным причинам, немцы, как и японцы, выступали в американских фильмах в роли злодеев.

Одна группа, которая десятилетиями демонизировалась с разной степенью интенсивности - это арабы и мусульмане. Еще до того, как Рудольф Валентино сыграл роли в немых фильмах, таких как «Шейх» в 1921 году, актерский состав был настроен на изображение арабов как сомнительных персонажей, которые воровали и убивали. В арабо-американском сообществе изображения Голливуда на протяжении десятилетий рассматривались как страдающие «синдромом 3B», при котором арабы были показаны либо в роли танцовщиц живота, либо в миллиардеров, либо в террористов.

После терактов 11 сентября среди американцев арабского происхождения росла обеспокоенность по поводу того, что их приписывают террористам. Хотя некоторые фильмы действительно появлялись с более округлыми изображениями обычных арабов, доктор Джек Джи Шахин, автор книги «Плохие арабы: как Голливуд унижает народ», утверждает, что изменений не произошло. «К сожалению, арабские и мусульманские злодеи по-прежнему регулярно появляются в фильмах и телешоу» - заявляет он.

Китай внес свою лепту в кинозлодеев еще с тех времен, когда Фу Маньчжу предстал в образе недоверчивого китайского персонажа в первые дни разговорного кино. Когда MGM выпустил «Маску Фу Маньчжурии» в 1932 году, посольство Китая в США подало официальную жалобу, потому что титульный персонаж был изображен с такой враждебностью. Но в наши дни в голливудских фильмах почти нет и следа китайского персонажа со злым умыслом, потому что Китай стал жизненно важным рынком для киностудий.

Это стало ясно с римейком американского военного фильма 2012 года Red Dawn. Он был снят с участием китайских злодеев, но из-за опасений, которые могут поставить под угрозу его выход на китайский кинорынок, злодеи были преобразованы в северокорейцев в пост-продакшн за значительные деньги. Учитывая, что в Северной Корее нет распространения голливудских фильмов, продюсеры знали, что из-за отчуждения этой страны не может быть потери кассовых сборов.

Ремейк Red Dawn 2012 года превратил своих китайских злодеев в северокорейцев во время постпродакшна
Ремейк Red Dawn 2012 года превратил своих китайских злодеев в северокорейцев во время постпродакшна

Голливудские изображения злодеев могут иметь очень конкретные и ощутимые последствия. Как и в случае с Россией, они могут рассердить политиков, они также могут дать им образцы для подражания. В своем блоге Нина Хрущева, которая явно не поклонница, заявляет, что на Владимира Путина значительно повлиял голливудский парад злых русских. «Он перешел в тот злодейский образ, который был представлен Голливудом России или российскими лидерами. Он смотрел все эти фильмы. Он сказал: «Ну, ты все равно собираешься изобразить меня злодеем, так что я мог бы пойти и начать откусывать другие части из других стран» ».

Независимо от того, вдохновлялся ли Путин голливудскими плохими парнями или нет, в действительности ведутся серьезные разговоры об ограничении присутствия голливудских фильмов на российских экранах. Хрущева считает, что американская киноиндустрия действительно может найти штрафы. «Вполне возможно, что российский рынок будет несколько закрыт для Голливуда», - говорит она.

Учитывая, что Россия представляет собой седьмой по величине кинорынок в мире, почему студии рискуют противодействовать одному из своих наиболее значимых клиентов? Одна из возможностей состоит в том, что жалобы России на голливудские фильмы могут оказать положительное влияние на связи с общественностью в пользу киностудий. «Они будут рады проявлению интереса и внимания», - говорит Джеймс Чепмен. Кроме того, Клаус Доддс, профессор геополитики в Royal Holloway, Лондонский университет, говорит: «Я думаю, что Голливуд гораздо больше обеспокоен китайским рынком». Действительно, в Голливуде почти одержимость Китаем, но теперь, когда недовольство россиян может снизить кассовые сборы, может произойти некоторая переоценка.

Охота на новых злодеев

Поскольку осталось так мало национальностей, что Голливуд может безопасно демонизировать его, ему явно нужно найти новых злодеев.

Исламское государство может быть источником злодейских персонажей, но это чревато трудностями, потому что оно состоит из множества разных национальностей, пришедших с Ближнего Востока, Северной Америки, Великобритании и других стран. Доддс говорит: «Я думаю, что с ISIS у вас действительно есть то, что можно назвать репрезентативной проблемой. Какой человек или люди будут заменять ИГИЛ, учитывая, что это такое многонациональное дело с точки зрения тех, кто считается среди его членов? »

Учитывая сложность сегодняшней геополитики, вполне вероятно, что злодеи перестанут определяться в первую очередь по их национальности. Аптон говорит: «Одна из тенденций, которые вы, вероятно, увидите в ближайшем будущем - это то, что плохие парни будут загрязнителями или отрицателями климата». Фактически, враги окружающей среды уже были злодеями в самом кассовом фильме всех времен «Аватар» 2009 года.

Проблема в том, что ни один из злодеев в сегодняшних фильмах не имеет такого веса, как прошлогодние. Во время холодной войны, особенно в драматические времена, такие как кубинский ракетный кризис, российский злодей на экране был гораздо более опасным, потому что кинозрители знали, что американские и советские центры управления запуском ядерных ракет были готовы к войне. К счастью, такая непосредственная ядерная угроза уменьшилась, но в результате она защитила наших злодеев. Нам просто придется мириться с экологическими врагами и общей угрозой террора, пока Голливуд во вспышке вдохновения не изобретет заново суперзлодея из фильма. Или не дай бог, реальная геополитика дает нам врага с такой неминуемой уничтожающей силой, что персонаж, представляющий эту страну, внезапно приобретает зловещий актуальный резонанс.