Добрейшего всем дня! Со многими из мастеров, которые стали моими гостями на этом канале, я общалась не один год в интернете, с частью из них знакома лично. А вот завязавшемуся общению с моей сегодняшней гостьей я обязана как раз этой своей затее с заметками сумасшедшей рукодельницы. Сперва она появилась в комментариях к темам. Потом мы подружились в ВК. Потом я зашла к ней на страничку, и на время забыла, как дышать, увидев количество и разнообразие работ.
Не удивительно, что тут же возникла идея пригласить ее сюда уже в качестве почетного гостя, и я очень рада, что она согласилась. Знакомьтесь, у нас на канале замечательный мастер из города Новосибирска, дипломированная златошвейка Татьяна Арслангареева.
В каком возрасте проявилась тяга к рукоделию и что было первым увлечением? Сохранились ли какие-либо из Ваших первых работ до сих пор?
В каком возрасте, я даже не помню. Помню, что у нас дома стояла швейная ножная машинка, и я играла с ней. Чтобы я не поранилась, мама снимала иголку, и я крутила педали руками. Если садилась, то я не доставала своими ногами до самой педали. Укачивала на ней кукол, опускала и поднимала лапку, она так забавно щёлкала. А вот за вышивку когда села, помню. Мне было 10 лет, это было в январе, сразу после зимних каникул. Ко мне школе подошла одноклассница, Оля, позвала к себе домой, чтобы показать свою вышивку. Я пошла, Оля вышивала гладью голубые цветы, но я увидела, что у неё стежки лежат неправильно, хотя до этого не вышивала. Просто знала, что это неправильно.
Очень захотелось домой, чтобы самой вышить по-другому. Мама была на работе, и я давай искать лоскуток и нитки. Пока искала, устроила, можно сказать, погром. Всё повыкидывала из шкафа. И тут пришла мама. Увидев дома беспорядок и узнав, в чем причина, не стала ругаться. Не поев и не отдохнув, а работала она за станками на фабрике, показала, как правильно вышивать. В советское время трудно было достать мулине, и мама к тому времени уже сама перестала вышивать. Так вот, чтобы вышить на салфетке фиалки, мы распускали катушечные нитки. Эта салфетка мне очень дорога, и до сих пор я её храню.
В Ваших работах по большей части просматриваются народные мотивы, а как Вы относитесь к новым веяниям на рукодельном фронте? Считаете ли их интересными, или же все достойное внимания уже изобретено нашими предками?
Говорят, что «все новое - это хорошо забытое старое», а также «плохая та швея, которая не имеет своего шва». Народная культура - это наши корни. Я считаю, что это должны знать все, хотя бы познакомиться. Многие современные мастерицы, даже не зная, знакомятся с народным, исконным, пусть и не в том чистом виде, немного видоизмененном.
Народная культура - это не только знаки свастики или ромба, это и знакомые нам швы. Например, шов вперед иглу - это старинный досюльный шов. Или столь знаменитая, а сейчас современная люневильская вышивка - а в основе её лежит «мышиная тропка», она же тамбурная вышивка, очень архаичная и древняя. Не имея корней - не вырастет дерево, без основ нельзя построить здание. Развиваться надо, в том числе и рукоделию. Без развития мы бы до сих пор жили в землянках и добывали огонь трением. С развитием прогресса появляются новые материалы, техники. Порой очень интересные. Конечно, надо смотреть, чтобы наше творчество несло не просто украшающие функции. Например, вышивку на железной лопате или сковороде я не понимаю. Да, красиво, повисит такая работа на выставке, а дальше будет лежать без дела, то есть исчерпает свое предназначение. А вышитый забор будет радовать хозяйку и окружающих довольно долго, только вышивать нужно не нитками, а, например, цветными проводами. А вот поделки из продуктов категорически не поддерживаю.
Среди Ваших основных увлечений – золотное шитье, вышивка, роспись… Занимаетесь ли Вы всем одновременно или же чередуете их?
Среди моих увлечений вышивка - это первое и основное увлечение, в том числе и золотом. А еще роспись по дереву. Я начала заниматься, когда работала в школе русских традиции «Добродея». Моя начальница и золотой человек Полищук Любовь Михайловна нас, учителей, просила, чтобы мы учили друг друга каждый своему искусству, чтобы могли подменить на уроках. Также я изучила русскую куклу, городецкую и мезенскую роспись. Оказалось, очень затягивает, а Мезень - ещё и очень архаичная роспись, можно её читать, как книгу.
С бисером я немного была знакома по вышивке, но в основном освоила во время зимних морозов. Я живу в Сибири и не помню зим, чтобы не было минус 35. Ученики сидят по домам, но учителя должны быть школе. Меня девочки (ученицы) давно просили показать бисероплетение, и когда выдалась возможность - освоила.
С ткачеством у меня вообще афера вышла. Когда жила на Кубани, в селе Белая Глина, мои работы отправили на одну из выставок, и там они заняли призовые места. После этого ко мне подошла глава культуры нашего района и предложила на работу купить ткацкий станок при условии, что я буду ткать. Я согласилась. Афера состояла в том, что до этого я вообще не ткала. И была вероятность того, что мне могло не понравиться. Я согласилась, и это оказалось тоже моё. Самое интересное, что в юности, когда я выбирала профессию, мама не хотела, чтобы я уезжала учиться через пол страны (я жила в Кустанае). Ехать надо было Тверскую область, город Торжок. Она выбила мне комсомольскую путёвку на местный КСК, на профессию ткачихи. Это путёвку я порвала и выкинула. И это во времена СССР. Сейчас я задаюсь вопросом, а каким бы я была мастером, если бы пошла в ткачихи?
Техники могу чередовать или заниматься чем то одним, зависит от того, что просит душа или заказчик. Росписью давно не занималась, с лета. Хочу сесть порасписывать, но отвлекают другие дела. Месяца 2 вышивала «по бели». Лежит незаконченная полоса на юбку тамбуром и картина крестом. Есть задумка себе сделать бисерный гайтан. И на днях начну картину золотом. Недавно попробовала лепить из глины - тоже понравилось.
Золотное шитье обычно практикуется в мастерских при церквях и храмах. А Ваше творчество связано с религией, или же Вы творите шедевры в любой тематике?
Золотное шитьё применяется не только мастерских или при церквях. Скажу, что я не христианка, придерживаюсь древней старославянской веры. Если меня просят вышить для какой-то веры, то это для меня просто как искусство. В Краснодарскую епархию вышивала закладки Евангелие, просили изготовить несколько икон. Это для меня как картины. Относиться любой религии надо с уважением, а так создаю в любой тематике, главное, чтобы не работа не вразрез душе была. Если работа не нравится – то я от заказа откажусь, работы доброй не будет. Мне не нравится вышивать, например, черепа и любую надгробную тематику. Мы живём в живом мире, а не в мёртвом. Прославлять надо живой мир.
Что из рукодельных умений Вы хотели бы освоить в будущем?
Что бы я хотела освоить? Ну, во-первых, ткачество на станке освоить полностью, ведь я же самоучка. Есть планы на игольное кружево. Надеюсь, что это будет моё. Хотелось бы попробовать объемную вышивку — я понимаю как делать, но вот никак не решусь, потому что у меня рука резкая, не плавная. Это как почерк, не изменишь.
Занимаетесь ли Вы обучением? И если да, то где в и в каком формате, на личных занятиях или дистанционно? Делали ли Вы какие-либо мастер-классы? И если да, то где их можно найти или купить?
В начале двухтысячных, когда я переехала со своей родины в Сибирь, меня нашла одна женщина, Полищук Любовь Михайловна. О ней я говорила выше. Она пригласила меня обучать вышивке девочек. Можно сказать, с этого началась моя педагогическая деятельность, и я нашла ещё одно своё призвание - делиться своими знаниями. Сейчас даю много мастер-классов, семинаров. В основном лично, так как не все можно показать дистанционно. Преподаю в Новосибирским детском доме творчества Октябрьского района, там же Русском фольклорном центре и областном доме творчества, на различных ярмарках и выставках. Некоторые техники по вышивке могу провести онлайн, но занятия тогда веду персонально, только по одному человеку. Также дистанционно могу давать какие-то консультации. За спиной несколько изобретенных или улучшенных технологий, некоторые можно бесплатно посмотреть соцсетях. Если кого-то интересует что-то конкретное - то связываются со мной и мы обсуждаем условия.
Вы работаете на заказ. Поделитесь, пожалуйста, советами с теми, кто только начинает осваивать науку продаж плодов своего творчества, как грамотно выстраивать общение, чтобы и заказчик был доволен, и мастер не обижен?
На этот вопрос, мне кажется, нельзя дать чёткого однозначного ответа. То, что подходит для одного, может не подходить для другого. Но одно могу сказать: надо дать заказчику почувствовать ваши знания и умения, тогда он начнёт больше доверять вам. Не прогибаться, но сказать, если заказчик не знает, чего хочет: "На мой вкус так-то и так, но у вас тоже прекрасный вкус, и я бы хотела выслушать Вас». Всегда уважать заказчика, его мнение, не настаивать на своем. Если чувствуете, что взаимопонимания не находится, то лучше отказаться от заказа, иначе заказчик будет недоволен и вы сами будете чувствовать, что вы чего-то не умеете, не можете сделать. Попробуйте прочувствовать настроение заказчика, его желания, даже если они не такие, как у вас. Но не творите то, что вам неприятно, ни за какие деньги.
Что служит для Вас источником вдохновения?
Источник вдохновения - да весь мир! Это может быть и фраза, брошенная подругой, или красивый цветок. Может это просто фантик от конфеты, по которому идёт красивый завиток. Может песня, хотя сама не пою, навеет какой-нибудь сюжет. Это все вокруг. Обожаю картины Жозефины Уолл и Томаса Кинкейда. Первая раскрывает таинственный мир, а Томас Кинкейд - в его картинах такой свет, простор и покой... Нравится слушать классическую музыку, народные песни и некоторые современные группы. Под них тоже представляешь вязь узора, хоть и не всегда их можно сразу ухватить, запечатлеть.
Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.
Начну со второй части вопроса. Самое неприятное, это когда ты творишь, а тебе дают понять, что твой труд никому не нужен и ты «ничего не делаешь, всего лишь тычешь иголочкой. Вот пойти работать дворником - это труд. Это востребовано». К радости, таких моментов мало. Радостно, когда рождается твоё творение. Для нас, мастеров, это сродни тому, как дитя выносить и родить. И когда то, что ты задумал, создал, обретает жизнь, да ещё и востребовано... Это большая радость.
Но если конкретно, то радостных моментов, связанных с творчеством, очень-очень много. Расскажу о последнем. У нас семье принято дарить эмоции. Если дарим какую-то вещь, желательно, чтобы она была окрашена эмоционально. Вещь может пропасть, сломаться, а эмоции останутся. Так вот, недавно у меня был день рождения, и я попросила у близких конкретный подарок - профессиональные раздвижные пяльца. Кстати, если дарим вещи, тоже желательно, чтобы это было сюрпризом, а тут подарок знаю, дочка со мной консультировалась, чтоб взять то, что надо. Получается, ни сюрприза, ни эмоций. За неделю до события она начала мне намекать, что пяльца скорее всего не получится подарить. В день Х она приезжает ко мне с длинным подарком (пяльца сами по себе длинные). Подарок упакован и концы загибаются, как у лыж. Далее следует монолог, что «они передумали мне дарить пяльца и дарят лыжи, так как мне надо больше гулять. Это очень нужная вещь». Можно смело сказать что я «купилась». Лыжи - так лыжи. Свежий воздух нужен. Я распаковываю... а там пяльца! Оказывается, дочка весь вечер из картона надстраивала «носки» для лыж из картона, чтоб меня разыграть.
Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.
Я желаю новичкам, и не только им, а всем-всем: верьте в себя и оставайтесь собой, несмотря ни на что!
С уважением Татьяна А.
От автора. Для тех, кто хочет поближе познакомиться с творчеством Татьяны:
И приглашаю полюбоваться на красоту!
#интервью #интервью с мастером #золотное шитье #роспись по дереву #вышивка