Темы
Стартапы и бизнес
Первыми пользователями Clubhouse были жители Кремниевой долины, поэтому предпринимательство и стартапы стали якорными темами сервиса. Это не изменилось и после прихода в Clubhouse массовой аудитории: большая часть обсуждений даже в российском сегменте посвящена бизнесу, маркетингу, стартапу, IT-сфере и инвестициям.
Стоит учитывать, что комнат на любые другие темы сильно меньше. И даже в комнаты на отвлеченные темы с высокой вероятностью обязательно зайдут маркетологи. У Clubhouse свой «закон Годвина» — тут любое обсуждение в какой-то момент затрагивает темы работы, бизнеса и маркетинга.
Самые частые комнаты — это мероприятия маркетологов, сотрудников IT-компаний, пиарщиков, журналистов и всех, кто каким-то образом работает с медиа или технологиями. В этом смысле российский Clubhouse почти не отличается от американского, куда сразу после запуска переместились все жители Кремниевой долины.
Психология
Другая якорная тема Clubhouse, которая связана с бизнесом. Предприниматели довольно много обсуждают практики осознанности и популярные топики вроде «синдрома самозванца». Множество комнат каждый день посвящены медитации, а также различным способам справиться с выгоранием.
В клубе Dacha есть даже постоянная рубрика «Человеку нужен человек», в которой можно поделиться своими переживаниями и обсудить все, что тревожит, с профессиональными психологами и терапевтами. Правда, делать это придется на всю аудиторию в комнате, которая достигает нескольких сотен человек.
Юмор
Популярная тема и в русском, и в англоязычном Clubhouse. Сам формат сервиса идеально подходит для комиков и стэндаперов, которым всегда важнее, чтобы их слышали, а не видели. В русскоязычный Clubhouse комики пришли даже раньше многих знаменитостей, но пока они не делают ничего системного: обычно спонтанно собираются и начинают шутить на случайную тему.
Вероятно, со временем комики освоятся и начнут устраивать регулярные юмористические шоу, как это произошло в английском Clubhouse. В сервисе есть для этого все условия, а сама концепция «комнат» повторяет «сцену» в барах, где часто выступают стэндаперы.
Интервью и знаменитости
После Илона Маска и Марка Цукерберга в Clubhouse пошли и другие знаменитости, в том числе российские. В основном они появлялись, чтобы целенаправленно дать интервью, — лишь некоторые участвовали в случайных комнатах и не всегда делали это успешно. Например, спонтанное появление Ивана Урганта многим показалось несмешным и натужным.
Некоторые перенесли свои шоу в Clubhouse. Например, так поступил Сергей Минаев с передачей Minaev Live — и быстро оказался в топ-5 по числу подписчиков в сервисе. При этом пообщаться с популярными блогерами и знаменитостями напрямую сейчас уже удается редко: они нечасто появляются в комнатах со случайными людьми.
Политика
Тема, которую начали обсуждать в русском Clubhouse c первых дней, но по-настоящему массовой она стала после прихода в сервис журналистов и других представителей медиасферы. Авторы из общественно-политических изданий обсуждают последние события вместе с коллегами.
Разговоры получаются откровеннее, чем на любых других площадках. Журналисты также используют эту платформу, чтобы обмениваться данными в реальном времени — например, это произошло во время суда над Алексеем Навальным.
Тренды
Профессиональное заполнение «био» и аватарок
Как только Clubhouse стал популярен в России, маркетологи начали обсуждать, как работать с сервисом. Спустя неделю они разработали целый свод требований по «правильному» заполнению профиля и созданию продвинутых аватарок.
Суть правил сводится к тому, чтобы использовать эмодзи и заполнять информацию о себе короткими фразами в одну строчку, но максимально подробно; наверх рекомендуется выносить самую успешную должность в карьере или самый известный проект.
Но «правильно» заполненного профиля мало, нужна еще корректная аватарка. Специально для этого IT-предприниматель Антон Лобовкин создал сайт Pic.House , где такую можно сгенерировать бесплатно — достаточно прислать сервису свое фото, после чего он предложит выбрать рамку. Это нужно, чтобы в списке участников беседы пользователь всегда выделялся на фоне остальных.
Почти сразу в ответ на профессиональные профили появился обратный тренд — насмехаться над теми, кто столь серьезно воспринимает общение в неформальном сервисе. Был создан даже отдельный сайт , генерирующий «профессиональные» описания профилей на случайной основе.
Самореклама
Маркетологи не остановились на профессиональном заполнении профилей и аватарок. Многие из них начали заходить в разные комнаты, чтобы прорекламировать себя или свои проекты: обычно они «поднимают руку» и вклиниваются в обсуждения, чтобы рассказать о себе.
Теперь во многих комнатах модераторы перед тем, как дать человеку слово, предупреждают, чтобы он не занимался саморекламой. В большинстве комнат к такой рекламе относятся с раздражением, но в комнатах самих маркетологов и предпринимателей это считается нормальным.
Монетизация модерации
Количество участников комнаты в Clubhouse напрямую зависит от популярности спикеров. В сервисе пока нет общедоступной ленты или поиска по комнатам, поэтому узнать об обсуждениях можно только при подписке на конкретных людей, которые в них участвуют.
Из-за этого в русском Clubhouse быстро развилась уникальная модель монетизации — пользователей сервиса с большим количеством подписчиков зовут модерировать мероприятия с прицелом на то, что их аудитория получит пуш-уведомления и станет слушателями. В некоторых случаях популярные пользователи просто заходят в комнату послушать, но их специально делают спикерами, чтобы привлечь побольше людей — к примеру, так было с Олегом Тиньковым и Ильей Красильщиком.
Некоторые модераторы активно зарабатывают на своем участии в комнатах. Например, создатель «Кто такой и зачем нужен» Анатолий Капустин рассказал The Bell, что получает от 20 тысяч рублей за час модерации.
Биониклы, Соловьев и зона без биониклов
Биониклы пришли в Clubhouse из твиттера, где зародилось движение (после протестов в России 23 и 31 января). В русском Clubhouse ключевыми действующими лицами биониклов стали главный редактор студенческого издания ВШЭ DOXA Армен Арамян, комик Александр Долгополов и блогер Майкл Наки. Они сформировали манифест биониклов на основе манифеста коммунистической партии и начали устраивать «дипмиссии» в другие комнаты каждый день по вечерам.
Для этого участники движения в 23:00 собирались в комнате «Мата Нуи», меняли аватарки на биониклов, а потом массово приходили в какую-то комнату, где с разрешения ведущих зачитывали манифест. Суть «набегов» была в продвижении кампании DOXA-ОВД по поддержке студентов, которых задержали на протестах или на которых оказывают давление в учебных заведениях. Биониклы просили жертвовать от 1312 рублей в обмен на возможность выиграть комикс о биониклах. Таким образом они за неделю собрали более 40 тысяч рублей.
После первой недели биониклы начали многих раздражать. Вскоре появилась «зона без биониклов» — другая постоянная комната, участники которой ставили на аватарки лего-человечков и открыто критиковали биониклов. В какой-то момент два сообщества оказались на пороге «первой межпластмассовой войны», но объединились перед лицом общего противника — Владимира Соловьева.
Телеведущий пришел в Clubhouse 15 февраля, но не смог провести ни одного эфира — его заблокировали из-за массовых жалоб биониклов и лего-человечков. После этого он объявил им «войну» и попытался оторвать биониклу голову в прямом эфире Clubhouse, а Роскомнадзор потребовал разблокировать Соловьева. На движении биониклов это не отразилось, зато к ним добавились машинки Hot Wheels и «черти».
Подкасты
Подкастеры одними из первых пришли в Clubhouse — площадка оказалась удобной для проведения подкастов в прямом эфире. Обычно это выглядит как запись выпуска — можно прийти и послушать любимых ведущих без монтажа.
Некоторые начали запускать пилотные эпизоды прямо в Clubhouse, чтобы проверить идею подкаста, но не тратить ресурсы на полноценную запись. Например, Сергей Епихин из Beardycast и автор телеграм-канала «Информация опасносте» Алекс Пацай запустили совместный подкаст «Купертино» именно в Clubhouse.
Некоторые ведущие решили вернуть старые шоу в Clubhouse. Так, журналисты Александр Плющев, Павел Кушелев и Андрей Подшибякин возродили передачу Starʼцы, которая долгое время шла на Games TV. Обычно подкастеры общаются без сторонней аудитории, но иногда зовут каких-нибудь гостей комнаты в качестве спикеров.
Искренние интервью самых известных людей
Clubhouse начал набирать популярность, в том числе и в России, на фоне интервью Илона Маска. Предприниматель рассказал об успехах своего стартапа Neuralink и успел ввязаться в спор с основателем сервиса Robinhood Владом Теневым о движении WallstreetBets и инвестициях в GameStop.
В России самым неожиданным гостем Clubhouse стал Олег Тиньков — он появился в комнате от «Тинькофф банка». Предприниматель дал первое интервью за два года, в котором рассказал , что «ушел на пенсию» и не собирается открывать новые бизнесы, о слагаемых успеха своей компании и создании банка — и посоветовал не заниматься построением личного бренда.
Этот тренд понемногу ослабевает. По мере наполнения сервиса массовой аудиторией знаменитости все реже отвечают на вопросы рядовых пользователей без какого-то медийного бэкграунда.
Блокировки неугодных с помощью массовых жалоб
На данный момент это самая актуальная проблема в работе сервиса. При желании можно заблокировать абсолютно любого человека, если начать массово жаловаться на его профиль. Похоже, в Clubhouse не проводят разбирательств — возможно, система работает автоматически.
Именно таким образом Clubhouse заблокировал Владимира Соловьева (из-за жалоб биониклов и лего-человечков). Другой «жертвой» стал Сергей Минаев, который резко высказывался в дискуссии о феминизме. Также сервис заблокировал участницу движения биониклов и фем-активистку Лизу Лазерсон.
Неясно, как можно обойти подобные блокировки. Вероятно, пока что единственный способ — избегать непопулярных или резких высказываний, которые могут вызвать желание пожаловаться.