Вопросы о необходимости и способах участия в Таинстве исповеди возникают каждый раз, когда мы решаем участвовать в нем и хотим достойно подготовиться к принятию Евхаристии. Поэтому естественно, что мы ищем ответы на них в этом посте. Настойчивость и важность этих вопросов возрастают не столько с течением времени и приобретенным опытом, сколько с поиском пути Божьего, и тем более с приближением к Нему.
Попробуем вместе ответить на первый, казалось бы, единственный невинный вопрос: «зачем мне исповедоваться?» - Итая много статей и отзывов я обнаружил, что люди, чтобы избежать дискуссий, говорят, что верующий не задает таких вопросов и не должен решать такие дилеммы. Но потом кто-то на стороне говорит, что ответ очень прост.
Это причастие, которое подготавливает нас к принятию Евхаристии, и точно так же, как мы моем руки перед едой, мы должны открывать свою жизнь Богу, рассказывать Ему наши грехи, чтобы омыть нашу совесть и очистить ее от грехов.
Этот ответ предполагает, что мы больше озабочены усмирением своей совести, чем ее очищением. Но исповедь не открывает Богу наших секретов. Он был с нами и слышал наши слова. Он видел наши дела. Он знает наши мысли! ...
Исповедь - это прежде всего осознание самому себе состояния своего духа. Это критический взгляд на пройденный путь и оценка оставленных следов! ... Бог в своей вечной заботе о нас, чтобы помочь нам избежать искушения оправдать или обвинить окружающую среду, окружение, экономические трудности. Именно Святой Дух вдохновил апостола Иакова написать:
Итак, исповедуйтесь друг перед другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы вы исцелились . (Иак. 5:16)
Вот почему в первые века христианства исповедующиеся исповедовали свои грехи перед всеми, собравшимися на службу. Это было особенно необходимо, когда был совершен грех отклонения от веры, отречения от Христа перед лицом неминуемой опасности, пыток и гибели людей.
Чтобы вернуться в сообщество детей Божьих, он должен был рассказать об этом своим братьям и сестрам и принять эпитим (покаяние) от них и от священнослужителя.
Иногда кающиеся устанавливают собственное время для покаяния - духовное преобразование своей жизни, и несколько лет они стояли в притворе вместе с оглашенными (непосвященными - некрещеными), и, войдя в храм, они просили молитвы о заступничестве перед Богом. Чтобы они могли дождаться конца периода, от унижения и вновь получить честь принимать Тело и Кровь Христа.
Итак, как мы видим, Причастие требует осознания греха, а не чувства мнимой чистоты. Не успокаивая или очищая нашу совесть, но повышая ее чувствительность, чтобы она снова могла предостеречь нас от совершения ошибки, принятия неправильного решения или небрежного шага.
Особенно это заметно в молитвах перед приемом Евхаристии, т.е. после исповеди. Примером могут служить отрывки из молитв св. Ян Злотоустый.
Господь, [...] Я знаю, что я недостоин и не готов войти под кровлю храма моей души ... »Другой: Боже! Смягчай вину, прости меня, прости мои грехи, которыми я согрешил против Тебя ... »
И как раз перед Евхаристией, то есть - после затворничества, после предписанной правилами подготовки, после Евхаристического Канона:
Прошу вас - помилуй меня и прости мне грехи мои сознательные и бессознательные! ...».
Никто из святых не осмелился сказать:
«Боже, я чист, и теперь ты можешь и даже должен прийти ко мне»
Эта смелость утверждать, что исповедание очищает нас, пришла с Запада, наряду с убеждением, что индульгенции можно купить, что духовник дает отпущение грехов, как омовение, и что они предлагают награду на небесах за молитву на земле. (Какой несчастной была бы семья, где за каждого «папу», «маму», за каждый визит своих детей родители должны были бы платить!). Дело в том, что пережитки таких рассуждений передались многим православным христианам.
Если мы поймем, что молитва - это результат и дар любви, мы не будем сравнивать ее с усвоенным уроком. Если мы чувствуем, что каждый наш успех, каждый хорошо прожитый день делает Бога счастливым, мы не будем говорить, что Бог должен платить нам за каждое доброе дело. Когда мы поймем, что мы дети Божьи, а не наемные работники, нам будет легче ответить на второй вопрос - как пойти на исповедь.
Сравнение сына и наемного работника содержится в Евангелии. Эти слова мы слышали в воскресенье о блудном сыне. - О том, как вернувшийся сын говорит отцу:
« Я больше не достоин называться твоим сыном». Сделай меня одним из своих наемников (Луки 15:19).
Теперь, когда работа стала товаром, нам легче понять разницу. Люди выбирают работу там, где им предлагают более привлекательные предложения. Они плачут, когда их обманывают, потому что предложение было лишь иллюзорным. Зло использует серую повседневную жизнь, чтобы влиять на нашу духовную жизнь. Сколько раз после призрачных снов нас оставляла только горечь разочарования? Сколько раз цель мечты оборачивалась очередной ошибкой? ... Бог не хочет, чтобы Его дети отмечали свой образ жизни памятниками погребенной мечты.
Вот почему он заказал признание. Она хочет, чтобы каждый из нас мог оглянуться назад и сказать:
«Боже. Ты верил в меня. Вы дали мне силу и рассудительность, разум и время, способности как инструмент и мир как материал. И я сделал так много ошибок».
Не так ли думает художник о мольберте, инженер - о проекте? хирург - после сложной операции? ... Без их критики мир был бы бедным, серым. Наша жизнь становится похожей без любви, без духовного размышления, без радостного подчинения своих мечтаний Богу и без успеха в их реализации!
А теперь пора сказать, как не пойти на исповедь. Без подготовки нельзя пойти на исповедь. Найдите время, чтобы подумать о том, что мы собираемся сказать Богу. Да! Боже! ... В молитве перед исповедью священнослужитель, обращаясь к верующим, спрашивает:
«Вот, дети, Христос стоит незримо, чтобы принять исповедание ваших грехов. И я всего лишь свидетель, чтобы засвидетельствовать Ему то, что я услышу от тебя ... »
Нехорошо приходить к исповеданию в последнюю минуту, непосредственно перед принятием Евхаристии. Мы сами сокращаем время, отведенное для разговора с Богом, и думаем, что благодаря короткому перерыву между исповедью и присоединением к св. Мы больше не будем много грешить. Между тем исповедь должна давать нам чувство долга перед Богом, а не чувство безнаказанности! ...
Не вините свои ошибки, лень, нервы, гнев или ненужные слова, обвиняйте других людей - семью, соседей, окружение. Лучше заметить и оценить собственный негативный вклад или влияние на возникновение конфликта или так называемое подливание масла в огонь.
Не оправдываться стечением обстоятельств, эмоций или даже болезнью. Ибо чего стоят наши оправдания перед Всеведущим Богом! Лучше строго судить себя и слышать от Бога:
«Я знаю, дитя, но тогда ты заболел, и я посетил тебя дома, потому что ты не мог прийти в церковь». Это просто повод.
Признание не может быть использовано для разговора с духовником. Исповедник - свидетель и помощник, следящий за тем, чтобы исповедь была таинством, а не блужданием. Если кто-то хочет обсудить религиозные темы, договоритесь о встрече со священником для отдельного разговора. Исповедь - не место для изучения катехизиса!
Не будем стараться делать добро в глазах духовника. Мы исповедуем свой грех перед Богом. Поверьте: самая большая награда для духовника - это ощущение, что его присутствие не только не мешает, а, наоборот, помогает духовнику открыться Богу. Тогда духовник испытывает к духовнику величайшее уважение.
Раньше, исповедовавшись и помолившись о прощении грехов, священник взял исповедника за руку, возложил ее ему на плечо и сказал:
« Твой грех - моя ноша ».
Хотя этого жеста сегодня нет, суть осталась прежней! Слушать исповедь, то есть взять на себя обязанность совести: молитва - перед Богом, тайна - перед людьми и уважение - тому, кто избрал его свидетелем его беседы с Богом!
Как должно выглядеть правильное признание?
В идеале мы подходим к нему накануне принятия Евхаристии, во время вечерней службы , предшествующей Святой литургии. Мы даем себе - и священнику - больше времени на то, чтобы поговорить с Богом. После таинства исповеди в присутствии священника наступает время для молитвы, чтобы дополнить то, что осталось в сердце. Вечером можно сказать:
«Ангел-хранитель. Вы видели мои ошибки. Подскажите, если вы забыли. Защити меня, если зло попытается втянуть меня в мою жизнь. Помоги мне завтра, во время литургии, принять Христа в свое сердце, в свое сознание ».
Утренняя молитва перед св. Причастие - все направлено на подготовку к участию в Евхаристии.
Если нам сложно перечислить все наши грехи или мы боимся, что забудем сказать некоторые из них перед свидетелем, вы можете записать их на листе бумаги. Что касается паролей или предложений - важно, чтобы они были разборчивыми и были реальной помощью, а не препятствием. После признания карту лучше всего сжечь, чтобы она не стала причиной чьих-то шуток и злого умысла. Расположите в соответствии с Десятью заповедями, дополнив их девятью заповедями блаженства, оценивая, насколько мы были верны каждой из них.
Во-первых, поговорите о том, чем мы непосредственно причиняем Богу боль - испытании силы моей веры (кому я доверяю больше всего?), Частоте моих молитв, моем отношении к святыням, участии в воскресных и праздничных службах, лечении постом. Даже если мы выполнили эти обязательства, давайте рассудим, сделали ли мы это из любви к Богу или из страха - чтобы не вызвать Его гнев и не заслужить наказания.
Кроме того, грех против других - это преступление против любви. - Итак, даже если нам удалось выполнить тот или иной долг перед Богом и насладиться им, как если бы от свечи, поставленной на светильник, гнев или ненависть к ближним погасит эту свечу, покроет уродством то, что было прекрасным, и сотрет моменты радости по памяти.
Не разделяйте грехи на мелкие и большие - это своего рода самооправдание или искушение усыпить свою совесть.
В каждый литургический год мы впервые переживаем Рождество. Попробуем принять это как еще одно Божье доверие и веру в нас: Он снова вверился нам в виде беспомощного Младенца! ... Теперь, во время постной исповеди, мы видим Его на кресте и осознаем, что каждый наш грех - это рана, нанесенная Ему нами! Так что говорить:
«Я нанес только маленькие раны», по крайней мере, неуместно. Небольшой грех, оставленный в сердце, подобен сорняку в саду - он растет, ему нужно все больше и больше еды и места, не позволяя там расти ценным овощам или красивым цветам.
Когда мы готовимся к Таинству исповеди - мы будем действительно готовы испытать радость, когда, приняв Тело и Кровь Христа, мы станем родственниками Бога, Его детьми .