Для всех гневных комментаторов ))) Оригинал текста датирован 1850 годом, а это, на минуточку, более 170 лет назад. За это время сменилось несколько поколений, изменился как мир, так и люди. Авторы книг - военные, которые описывали народы Российской Империи со своей жизненной точки зрения, на это тоже делайте поправку. Желающих ознакомиться с оригиналом, даю ссылку на книгу (страницы 47-53).
Языческие племена, обитающие в Казанской губернии: Чуваши, Черемисы, Вотяки и Мордва, по свидетельству древнейших исторических источников, суть Финского происхождения. Первоначально они находились в диком состоянии, жили в юртах или скитались по разным местам, снискивая себе пропитание в лесах звериною ловлею.
Со времени присоединения Казанской губернии к Российским владениям, эти племена ведут жизнь оседлую в селах и деревнях, занимаются хлебопашеством и скотоводством, управляются общим для всех начальством, имеют права и обязанности наравне с прочими крестьянами, и за исключением небольшой части, исповедуют Христианскую веру. Поселения их находятся выше и ниже Казани, по обе стороны Волги: Черемисы в числе около 70 000 душ живут большею частью на севере губернии, по левому берегу этой реки, а Чуваши до 310 000 душ на правом. Вотяки же в числе 3 500 душ к востоку от Волги близ р. Вятки, а Мордва около 16 000 обоего пола душ, в южной части губернии. Оставшиеся в языческой религии считается: Чувашей 4884, Черемис 2681 и Вотяков 1041 душ обоего пола.
Рассматривая наружность этих племен, нельзя заметить столь разительного отпечатка в их физиономиях как у Татар, Калмыков, Киргизов и других азиатских народов. Между ними встречаются различные лица: широкие, узкие, продолговатые, овальные, с разнообразными чертами, но большею частью сухие и изнуренные, с красными глазами от курных изб. Женщины, в особенности Чувашские, по наружности имеют более единообразная; они почти все с круглыми лицами, высокими скулами, маленькими глазами и большею частью черноволосы; между ними есть довольно правильные лица.
Хотя в обращении между собою и с другими народами они весьма кротки и миролюбивы, но это должно почесть следствием трусости и слабости характера; в иных случаях обнаруживают сварливость, мстительность и малодушие. Суеверие в этих нациях развито в высшей степени, к чему много способствуют, как будет объяснено ниже, основания языческой религии.
Просвещение у них находится на самой низкой степени; они не имеют никакого понятия и нисколько не стараются разгадать, о начале и настоящем положении всего их окружающего. Языки, происходящие от финского наречия у всех трех народов различны, и заключают в себе много слов Русских и Татарских, а сами по себе весьма бедны и недостаточны для названий даже весьма обыкновенных предметов и действий, а тем более для выражения отвлеченных понятий. Букв и вообще письма не знают, и потому исключая некоторых извлечений из священного писания, напечатанных Русскими буквами и в некоторых половина слов Русских же, других книг не имеют, что не мало препятствует к распространению между ними просвещения. В селениях, немногие знающие грамоту, находившиеся в общении с Русскими и побывавшие во многих городах, считаются между ними образованнейшими и употребляются ходатями по делам в пользу целых обществ, такие люди называются коштанами и обыкновенно во зло употребляют доверенность других.
Исповедующие с давних времен православную Греко-Российскую веру, языческого происхождения жители губернии имеют о нашей религии весьма темные понятия и, не смотря на тщательный присмотр земского и духовного начальства, придерживаются во многом, языческих верований и обрядов, в особенности те из них, которые живут в удалении от сообщества с Русскими. Многие не знают никаких основных догматов. В несчастьях, и при других случаях, с нерешительностью прибегают к обеим религиям.
Главное основание здешних языческих верований заключается в понятии о двух существах: бог добра (по Чувашски тор, по Черемиски юма) и бог зла или злой дух (керемет), по Вотякски перей. Первый из них всем безусловно дарует добро, за то все уважают его, но не поклоняются ему, потому что он этого не требует. Керемет же, не делающий никогда добра, есть источник всех человеческих несчастий, как в настоящей так и в будущей жизни, требует поклонений и кровных жертвоприношений; - для него то исключительно совершаются, в многочисленном собрании, все моления всегда и преимущественно во время частных и общенародных бедствий, в уединенных рощах, в местах называемых по его имени кереметями. Сверх этих главных богов, есть другие: мать бога, боги: солнышка, месяца, житниц, ирих (домашний бог, изображаемый в маленьком оловянном слитке) и другие, наконец верят домовому нечистому духу (шайтану).
Весьма трудно собрать верные сведения об идолопоклоннических обрядах, потому что они изменяются и в целой губернии разнообразны, а при том тщательно скрываются язычниками, из опасения ответственности и обращения в православие, не смотря на кротость, употребляемых для сего, мер. Празднества их большею частью состоят в пировании с отделением части для жертвы керемети, в плясках, песнях и т.п. Пятница почитается у них тоже священным днем, и многими из тех, которые считаются христианами, но без всяких оснований, а вероятно по примеру татар. Обряды исполняются стариками большею частью вдовыми, которые называются у чуваш иомзами, у черемис картами. Они-то вообще назначают жертвы и дни молений, предсказывают будущее, ворожат, лечат больных и проч., а потому в народном мнении пользуются большим уважением и доверенностью, даже между крещенными.
Из готовых праздников более известны:
1) Шорон-Ион (что значит овечья нога) во время рождественских святок, в избранный вечер пируют целыми селениями, угощаясь: пивом, водкою, сопровождая это разнообразными играми и песнями; девицы и парни хватают овец за ноги, из коих покрытые шерстью предсказывают счастье. В те же дни сгребают на полях кучи снега, в которые втыкают пучки ярового и ржаного хлеба, если занесет последние сии последние снегом, то предвидится хороший урожай. Праздник этот у Чуваш менее известен.
2) Гарня (сырная неделя, с понедельника масленицы до чистого понедельника). В это время катаются на горах.
3) Кон-Кече, на страстной неделе, в среду, не кормят свой скот для того, чтобы летом он не ломал полевые и огородные прясла, сами в этот день не работают, и друг другу ничего не дают заимообразно.
4) Сорта-Кече, на страстной неделе в четверг, поминки умерших родителей и родственников. Каждому из покойников зажигают свечи, в особые миски отламывают куски лепешек, бросают говядину, яйца, льют пиво, сопровождая это проговариванием; прося покойников жить на том свете дружно и не тревожить оставшихся живыми; после, куски эти бросают домашним собакам, и если последние подерутся, то это послужит признаком несогласной жизни покойников. Впрочем, поминки проходят различно, по нескольку раз в год; из них большие бывают осенью на кладбищах и сопровождаются пиршествами, жертвоприношениями, смехом, плачем, плясками и т.п. При этом оставляют на кладбищах, в пользу покойников: куски холста, полотенца, рубашки, говядину, пиво и проч.
5) Ага-Парем, в пасху празднуется в лесах, с целью испрошения урожаев.
6) Шурем (по Черемиски); Синзя (по Чувашски), Акашка (по Вотякски) празднуется во время цветения хлеба. Тогда, чтобы не повредить хлебным растениям, запрещаются все работы, и дозволяется только, как безгрешное занятие, дранье лык и мочал. При этом совершается Мун-Чук или Ойчук, главное или полевое моление на пашнях с жертвоприношениями, после этого молодые парни ездят верхами по полям и по деревенским дворам, с криком стучат палками, по избам, хлевам и амбарам, для прогонения домового шайтана.
7) Кишал, по случаю нового хлеба празднуется по домам, для чего после молитвы со свечами, едят в первый раз испеченный хлеб, из вновь собранного зерна.
Вообще языческие празднества и моления не бывают постоянны как по времени, так и по обрядам, это зависит от назначения или лучше сказать от произвольных выдумок местных иомз или картов, которые при этих торжествах не упускают из виду личную свою пользу. В крайних случаях, в особенности при урожаях, неблагоприятной погоде, во время болезней, скотских падежей и т.п. назначаются моления с жертвоприношением; семейные в домах и общие в лесах. На последние иногда собираются многими селениями, даже из соседних уездов ближайших губерний; на общие деньги покупают: лошадей, коров, овец, гусей, уток и проч., которых как жертвоприношения, убивают, в кереметях, варят и съедают, с отделением некоторых частей в огонь и с приношением молитв. Таковые праздники продолжаются иногда по три дня и более. Прежде в некоторых местах они происходили периодически чрез два и три года, в священных кереметях, а в настоящее время хотя и примечаются иногда, но не столь многочисленны и шумны, и по возможности совершаются скрытно.
При рождении младенцев совершаются многочисленные обряды; более известны следующие:
1) Иомза или карт берет новорожденного на руки и когда дитя заплачет переговаривает многие имена; при котором ребенок утихнет, тем именем обыкновенно и нарекают. Когда дети в семействе не живут, или подвержены частым болезням, то в отвращение этого назначают им имена животных: собака, кошка, овца, корова и т.п.
2) Высекают огнивом огонь, перебирая имена: из них называют новорожденного тем при произношении которого искра зажжет трут.
3) Иногда просто приглашают кого-нибудь из родственников с тем чтобы они, по своему произволу назначили младенцу имя.
При всех этих случаях неминуемо тоже угощение яствами и пивом.
При свадьбах, первоначально от имени жениха договаривается сваха с родителями невесты о калыме, приданном и дне бракосочетания. – После этого некоторое время происходят взаимные угощения в домах родителей или родных со стороны жениха и невесты; при этом делаются расчеты калыма, приданого и подарков. – В назначенный день родственники вместе с женихом, целым поездом, обыкновенно в числе 15-20 человек, отправляются в телегах или санях, в доме невесты, увозят ее оттуда к жениху, где все в этот вечер пируют. На другой день происходит брачный обряд, перед столом, поставленным на дворе или на гумне, обнесенным досчатым забором. – На стол кладут хлеб, блины и пиво в бурак (род деревянной кружки) с прилепленными к нему двумя восковыми свечами. Карт или иомза произносит молитвы с испрошением для молодых всех благ, потом надевают на невесту головной женский убор, вслед за тем молодые целуются и тем оканчивается вся церемония. После этого дня, более недели, продолжаются пиршества и разъезды по домам родных, впрочем, различия в этом заметны не только по уездам, но даже по волостям. Крещеные хотя и венчаются в церквах, но весьма часто исполняют тайком и языческие обряды.
Умершего всегда обмывают, одевают в чистую одежду и кладут в обыкновенный гроб (иногда выдолбленный из дерева); потом сзываются родственники и тело покойника относят или отвозят на кладбище, где опускают его в могилу. Весь обряд сопровождается молитвами, причем нередко зажигаются восковые свечи. По понятию языческих народов, покойники могут выходить из могил, посещать дома оставшихся в живых, делать зло своим родственникам, не быть никем видимыми: они верят, что все житейские потребности покойников делаются не столько для спасения души усопших, сколько для испрошения их милости, а при погребении даже и крещеные скрытно кладут в гроба деньги, топоры, лапти, съестные припасы, трубку, табак, пиво и проч., стараются покрепче приколачивать крышку гроба, чтобы покойнику труднее было выходить из могилы: в особенности поступают подобным образом в отношении тех, которые, по их ненадежному характеру при жизни, кажутся более опасными. Крещеные нередко хоронят умерших тайком от приходских священников.
Оставшиеся идолопоклонниками упорны в правилах своей религии и если случается, что некоторые из них соглашаются добровольно креститься, то не по убеждению в превосходстве христианской веры, а только во избежание какого-либо наказания за преступления и для личных выгод, а потому и по крещении в сущности остаются по прежнему язычниками.
Мужская одежда у всех этих народов весьма мало отличается от одежды Русских крестьян, кроме покроя рубах, которые имеют на рукавах, плечах и свите нашивки с узорами из шерсти. Женская одежда, почти также как у мужчин, с тою разницею, что на поясе, на шее и на четвероугольном кожаном нагруднике носят крупные и мелкие монеты, с корольками, бисером и змеиными головками (мелкие раковинки); в ушах, длинные до шеи проволоки серьги, наподобие дуги, с привешенными монетами. Главное различие по нациям несколько заключается в головных уборах. Чувашские женщины имеют на голове высокие холщовые колпаки (кашпа), а девки носят нечто вроде ермолок (туфья). Черемиские девушки надевают на головы деревянные, а чаще холщовые волосники, с острыми углами, или рогами, наподобие лопаты, которые обертывают повязками из белого холста, вышитыми по краям и углам шерстью; - девки повязываются белою холщовою косынкою с узорчатыми вышивками по углам, а в косы вплетают шерстяные шнурки с бисером и монетами. У Вотячек и Мордовок тоже высокие головные уборы: у первых нередко из берестовых коробок. В этих уборах заключается вся важность и признаки достоинства замужней женщины, а потому уборы тщательно украшаются и при свадебных обрядах надеваются с церемониями, в присутствии зрителей. В заключение следует заметить, что отличительный характер женских уборов, как у языческих народов, так частью и у татар, состоит во множестве на головах, в ушах, на шее, за поясом, на груди и в косах украшений из бисера, корольков, шумовок (мелких раковин), оловянных кружков и преимущественно мелких и крупных серебряных монет. Деньги для нанизывания на проволоки просверливаются, что уменьшает достоинство находящейся в обращении монеты и делает затруднения и убытки в коммерческих оборотах; впрочем ныне, по распоряжению правительства, постепенно прекращается прием оной при уплате.
Вообще все Чуваши, Черемисы, Вотяки и Мордва не умеют приготовлять вкусной и здоровой пищи, т.е. варить щей и похлебок, ни печь хлеба, который часто зажаривается на золе. Обыкновенные их кушанья: салма из пшеничной, гречневой и даже ржаной муки, (куски хлеба, круто зажаренные в масле), из овсяной крупы ляшка (кашица( с кислым молоком, редька, лук, картофель, капуста и проч. В праздники: ватрушки с творогом, овсяные кокурки (лепешки), щи с говядиной или бараниной, блины, пироги, яичница, сыр; едят также зайцев, всякую домашнюю и дикую птицу, иные употребляют в пищу сорок и галок, а некрещеные лошадиное и медвежье мясо. Для питья, кроме воды, приготовляют сквашенное как уксус молоко, пополам с водою (ойрен), пиво и мед со хмелем. Вообще все они в домашней жизни весьма скупы и большую часть припасов стараются продавать на базарах для выручки денег, которые тщательно прячут, иногда даже скрытно зарывают в землю, так что деньги не достаются даже наследникам, если только не будут отысканы случайно.
Жилища Чувашские, Черемисские и других, языческого происхождения, народов находятся большею частью в лесистых местах, в оврагах при речках и ручьях; расположены совершенно неправильно и разбросаны на несколько околотков или выселков в 5-20 дворов, имеющих особые названия, в расстоянии от 1 до 2 и более верст. Причину такого разбросанного положения деревень должно полагать что места эти в прежние времена были покрыты лесами, между которыми удобнейшие поляны избирались жителями для поселения. Въезды в деревни неудобны, а проезды чрез оные запутаны множеством переулков извилистых и до того грязных, что осенью и весною колеса у телег вязнут по ступицу, и только хорошо зная расположение улиц, можно приехать по ним безошибочно; в противном же случае весьма легко заехать во двор, или наткнуться на овраг. Дворы между домами, в противоположность улицам, до того обширны, что в них помещается до 3 и 4 разных хозяев, почти всегда родственников, земля на дворах покрыта зеленою муравою и вообще они содержатся опрятно. Вокруг дворов зажиточных хозяев насажены ветловые деревья и изредка яблонные, рябиновые и черемуховые. Амбары строятся внутри против домов, а сараи и конюшни сзади. Двери избы отворяются прямо на двор, перед дверьми имеется открытое крыльцо; внутри устроены глиняные печи без труб, одно или два маленькие окошки со стеклами, но чаще забитые досками, и по прежнему языческому верованию обращенные на восток. Пол состоит из досок, неплотно пригнанных и без нижнего наката; сами стены, закоптелые от дыма, покрыты черным лоском; кругом устроены нары. Пребывание в подобных жилищах, для непривычных, весьма вредно, даже многие из местных жителей страдают глазными болезнями от дыма, головными – от угара, и ломотою в ногах – от холода. Дома нередко бывают двухэтажные, из которых нижний, называемый подклетью, назначается для содержания мелкого скота: овец, свиней и домашних птиц. Бани при дворах почти вовсе не строятся и в зимнее время жители моются, изредка, водою из очажных котлов, а летом купаются в реках; в некоторых лишь деревнях отделены от жилых домов в оврагах, при ручьях или по нескольку бань, устраиваемых преимущественно в землянках. Для летнего времени имеются на дворах особые лачуги без печей, потолка и окошек; в них привешены на крюках котлы, или складены особые очаги, для варения пищи. Наконец следует заметить, что вновь строящиеся после пожаров, села и деревни располагаются по планам, под наблюдением местного начальства.
Источник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 1-5. - 1850-1853.
Т. 5, ч. 1 : Казанская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Ромишевский]. - 1850. - [4], IV, [2], 136, 44 с., [9] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Казанской губернии