Скоро закончится неделя о мытаре и фарисее, а мы еще не поговорили о нашем втором персонаже. А именно о фарисее.
Тут мы тоже попадаем в ловушку и нашей "испорченности" христианством и частично русского языка. Так же как с мытарем.
Господь ни разу в Евангелиях не сказал плохого слова о тех же бандитах-мытарях, о проститутках, о ворах... Но много говорил о книжниках, фарисеях и садукееях. Хотя бы вспомнить 27 главу евангелия от Матфея
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры
И так несколько раз. Но вот, что странно. Иисус обвиняет их в лицемерии, или буквально в том что они носят чужую маску, но при этом говорит
все что они говорят вам - делайте
Оказывается учение фарисеев то было не плохо. Их отношение было плохим. Лицемерие. Самопревозношение. А в самом главном, что в том ради чего они должны были жить - они проиграли. Почти все. Был конечно Никодим (3 глава Иоанна), был Иосиф из Аримафеи, был в конце концов апостол Павел, но все это было ничтожно по сравнению с тем сколько их было тогда.
Иосиф Флавий называет приблизительное число фарисеев того времени в 6 000 человек.
На языке оригинала кстати, ничего похожего на "фарисеи" нет в их названии. Вообще. Это звучало как "перушим". Вот где тут "фарисеи"? Такой казус.
В то время эти люди считались достойными и уважаемыми гражданами. Ведь действительно это течение принесло много блага Израилю. К примеру в области образования. Они реально добились, чтобы каждый мальчик в возрасте совершеннолетия владел грамотой, к примеру.
Это было не просто так. Когда то ряд религиозных людей задумалось, почему евреи попали в так называемое "вавилонское пленение" и пришли к выводу, что это Бог разгневался и покарал их. А почему Он разгневался? Люди не исполняли Его закон. Значит хотя бы надо сделать так, чтобы народ знал Слово Божие. Ведь не зная, как исполнять.
Фарисеи активно занимались благотворительностью, да и что говорить вроде как хорошие то были люди.
Но...
Мало делать хорошие вещи, надо же чтобы и внутреннее содержание соответствовало сделанному. Делать доброе, чтобы Бог на тебя не разгневался и не стер с лица земли... Мне кажется, что от таких людей Бог скорее отвернется в печали, потому что Ему будет стыдно. Ведь они представляют Бога каким то, сорри, маньяком, которому нравится карать людей. И да, я знаю, что в православном богословии не принято очеловечивать Творца. Но что делать, если само Писание делает так.
Итак, почему Господь так гневно относится к тем же книжникам (т.е. знатокам Слова Божьего) и фарисеям? Поставить рядом проститутку и фарисея, мытаря и фарисея... Понятно, кто лучше же. Так ведь и спрос другой.
Вот стоит фарисей на молитве и молится: "Господи, спасибо что я такой хороший.". В себе же молится, не кричит вокруг.
Сохранилась молитва одного раввина того времени
Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидят на перекрестках улиц; ибо я встаю рано, и они встают рано: я встаю ради слов закона, а они – ради суетных дел; я тружусь, и они трудятся: я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают ее; я бегу, и они бегут: я бегу к жизни мира грядущего, а они – в преисподнюю
Раз сохранилась, значит он ее произносил. Кто то записал. Кстати, у меня какие то ассоциации рождаются сейчас. А нет ли похожего примера в каком то житии?
Этот же фарисей молится в себе. При этом он славит Бога за то, что "я не такой". Я так понимаю, что начало его молитвы должно было звучать так
Благословен Ты Господь Царь вселенной...
Барух Ата Адонай...
Вот если задуматься, разве плохо восхвалить Бога? Но все равно его сердце было неправо.
Чем закончили фарисеи? Тем что название их движения стало нарицательным. Для лицемеров, религиозных хаджей, осуждающих других за то в чем виновны сами. Есть и книги достаточно интересно поднимающие подобные темы
В любом случае, что мы видим в этой притче? Как ни странно, Господь не осудил ни одного, ни другого. Он сказал, что мытарь ушел из храма более оправданным, чем фарисей. И в фарисее он нашел доброе.
Ну и снова осмелюсь порекомендовать для исследователей той эпохи замечательную (не без спорности конечно и предвзятости) книгу "Революция в Иудее. Иисус и еврейское сопротивление". В этой книге автор кстати показывает Иисуса как типичного фарисея того времени. Не в том смысле конечно, который мы вкладываем в это слово сейчас.
https://www.labirint.ru/books/124317/?p=21080