Часть 2
Не так давно правоохранители, чиновники и депутаты вновь задумались о безопасности детских игр и сериалов. В этот раз «под раздачу» попала японская анимация, а именно уже культовые произведения «Тетрадь смерти» и «Наруто». Их обвиняют в жестокости, пропаганде самоубийства и в целом характеризуют как опасные мультфильмы для детской психики.
Одинокий мальчик обретает семью
Аниме «Наруто» рассказывает историю мальчика-сироты, который был изгоем в деревне, и мечтал обрести семью, признание. В течение нескольких сезонов зрители могли наблюдать как Наруто Узумаки рос, обретал и терял друзей, становился сильнее и не терял веры в добро, справедливость, силу дружбы. В конце концов, он смог победить и стать счастливым после всех испытаний.
Подобный сюжет не является редкостью ни для кино, ни для литературы. Так, классика детской литературы «Приключения Оливера Твиста» от Чарльза Диккенса рассказывает нам история одинокого мальчика, который вопреки всем злоключениям, обретает семью и любящий дом, не теряя при этом свой моральный облик. Жизненные испытания, лишения и потери уготованы и главному герою романа Гектора Мало - маленькому Реми. Но все эти трудности не сломили ребенка, и маленький мальчик остался добрым и честным.
Более современный и популярный вариант данного сюжета - «Гарри Поттер» от Джон Роулинг. Исходные данные все те же: сирота, враждебное окружение, обретение друзей и семьи, испытания, счастливый финал. И «Наруто» по своей сути тот же, просто в нем также есть элемент экшена, необходимые для динамики и раскрытия персонажей, их мотивации.
Жестокость в литературе из школьной программы
Если смотреть объективно, то различные жестокие моменты есть и в классической литературе, которую читают дети с младшего школьного возраста. Так, Русалочка Ганса Христиана Андерсона, в отличие от своей диснееевской версии, сначала испытывает невыносимую боль, а потом превращается в морскую пену, отвергнутая и преданная. Пусть автор и говорит в конце о том, что душа несчастной переродится, обретет некое подобие счастье, но по факту мы имеем: одну загубленную влюбленную девочку, безутешную семью, которая не смогла ее спасти. Разве это не жестоко?
А финал рассказа «Муму» Ивана Тургенева? Маленькая собачка, погибшая ужасной смертью, и несчастный Герасим, который в полной мере ощутил свою бесправность, бессильность, и потерял единственное дорогое своему сердцу существо. Разве такой печальный финал не оставляет осадок от понимания человеческой жестокости? Разве ребенок не будет плакать, пока читает о гибели невинного существа?
В поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» главные герои находятся в поисках счастливых людей, но по ходу сюжета мы знакомимся чаще с печальными историями. При этом особенно ужасной кажется судьба маленького сына крестьянки Матрены - Дему съели свиньи.
А Катерина из островской «Грозы»? Разве самоубийство как протест, как выход из ситуации является сегодня посылом, который можно транслировать на детей?
И таких примеров достаточно много. Произведения, которые считаются классикой литературы, на современный взгляд полны жестоких и травмирующих моментов. Разница лишь в том, что для той эпохи ценность человеческой жизни, восприятие детской психики были иными, нежели сейчас. Воспитатели XV века использовали розги как эффективный инструмент воспитания, а не изуверское наказание. Так почему же мы не может воспринимать современные произведения через призму понимания разных эпох, культур, взглядов на мир? Может быть, всем деятелям образования стоит регулярно повышать свою квалификацию, изучать новые методики и технологии, а не действовать, следуя за стереотипным мышлением?
Это же касается и родителей, преподавателей. Сегодня информационное пространство так велико и многообразно, что ребенку необходима помощь и поддержка, чтобы не потеряться в нем. И в большинстве своем оказать такую поддержку достаточно просто: стоит лишь поговорить. Спросите ребенка о чем аниме-сериал, как он понимает сюжет, персонажей. Вполне возможно глубина ответа вас удивит.