Часть 1
Не так давно правоохранители, чиновники и депутаты вновь задумались о безопасности детских игр и сериалов. В этот раз «под раздачу» попала японская анимация, а именно уже культовые произведения «Тетрадь смерти» и «Наруто». Их обвиняют в жестокости, пропаганде самоубийства и в целом характеризуют как опасные мультфильмы для детской психики.
Возрастные ограничения в мультипликации
Для того, чтобы понять суть проблемы необходимо сперва разобраться с заблуждением, которое преследует многих людей. Мультфильм - это направление кинематографа, который может иметь разные сюжеты и, следовательно, различную аудиторию, ограничения по возрасту. Поэтому проблема не в том, что дети смотрят мультфильмы, в том числе и японские, проблема в том, что родители не вникают в сюжет, не участвуют в формировании вкуса своего ребенка. Чаще всего они действуют стереотипно: это мультик, можно смотреть ребенку.
Но на деле все не так. Современная мультипликация имеет свои подвиды для всех возрастных категорий. И поэтому ее стоит соотносить с фильмами и сериалами. Ведь ни один родитель не будет думать о фильме «Крестный отец»: сюжет посвящен семье и верность, он прекрасно подойдет для нашего пятилетнего сына. Скорее всего, выбор остановится на добром семейном кино «Дети шпионов», основной посыл которого: семья - главная ценность, за каждого члена семьи надо встать горой.
И с мультипликацией стоит вести себя абсолютно идентично: если сюжет произведения не знаком, стоит предварительно его изучить, посмотреть обзоры и трейлеры, почитать отзывы, уточнить его рейтинг. Такая предварительная проверка поможет понять стоит ли дать посмотреть своему ребенку произведение или поискать альтернативу.
Также отметим, что «Тетрадь смерти» имеет отметку 16+, а «Наруто» - 13. Поэтому если ребенок младше представленных возрастных границ смотрит эти сериалы, то проблема не в аниме, а в том, что родители не обращают внимание на увлечения своего ребенка. Все же пресловутые «Симпсоны» многие в России воспринимают как детский мультик, хотя изначально авторы проекта поднимают бытовые и социальные темы, свойственные обычным американским семьям. И они уж явно не ориентированы на российских школьников, что очень наглядно можно понять по взрослым шуткам, понимание которых приходит с возрастом.
Просветительский посыл аниме
Большим заблуждением является мнение многих взрослых о том, что японские мультики - вредная и опасная глупость. Да, как и в любой отрасли там есть достойные и не очень произведения, поэтому подбивать все под одну гребенку не стоит. Все же никто не будет случать человека, прочитавшего только детективы Дарьи Донцовой, что весь детективный жанр - полная глупость. Особенно, когда знаешь о существовании таких культовых авторов, как Агата Кристи, Эдгар Алан По, Ян Флеминг, Стиг Ларссон.
Так что говорить о всем многообразии аниме в негативном ключе нельзя как минимум, потому что до сих пор творит невероятные анимационные шедевры японский режиссер Хаяо Миядзаки, подаривший миру такие картины, как «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Принцесса Мононоке». Каждая из его работ - это история о личностном росте, становлении, развитии, которая может похвастаться не просто глубоким сюжетом, но и невероятной по своей красоте картинке.
Если же обратиться к «опасным» аниме «Тетрадь смерти» и «Наруто», то сегодня каждое из этих произведений является культовым и имеет обширную базу поклонников, а сюжет и авторский посыл до сих пор будоражат умы.
«Тварь я дрожащая или право имеющий?»
Помните знаменитую теорию Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского? Для того, чтобы подтвердить свою теорию он убил старуху-процентщицу, но сюжет романа наглядно показал, что практическое применение теории имело совершенно иные последствия.
И сюжет «Тетради смерти» имеет схожий мотив: Ягами Лайт определяет себя как право имеющего и вписывает на мистические страницы имена тех, кто, по его мнению, не заслуживает быть среди живых. Фактически японский автор заменил топор и физическое присутствие на месте преступления тетрадью и мистическим ореолом, но при этом оставил многие нравственные вопросы, переправив их в современность. При этом сама проблематика добра и зла значительно глубже и неоднозначнее: допустимо ли преступление во спасение, имеет ли право человек вершить самосуд, желая при этом достигнуть мира, почему добрые намерения преобразуются в ощущение вседозволенности и безнаказанности.
Зрители и читатели «Тетради смерти» наблюдают трансформацию прилежного студента, доброго парня, хорошего сына и любящего брата в преступника, который ослеплен своей силой и не ставит ни во что человеческие жизни. И согласитесь, такое «развитие» вполне возможно, если герой решил, что он «право имеющий».