Для полноценного развития интеллекта ребенка, так же как и его личности, очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский.
Папа – большой ребенок, и это – его уникальная особенность. Именно папа использует весь окружающий мир как большое игровое развивающее поле, папа учит ребенка причинно-следственному принципу, папа умеет использовать обычные вещи необычным способом и таким образом расширять границы сознания ребенка, папа не боится умеренных стрессов, так как знает, что они закаляют.
Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу .
В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит так же отцу.
Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.
По мнению психологов, первые 3-8 лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и женственности у девочки.
Именно отец определяет женскую судьбу своей дочери. Ее успех в личной жизни, выбор партнеров и отношения с ними — это зона отцовской ответственности.
Для девочек невероятно важен физический контакт с отцом — поцелуи, объятия растят и подпитывают ее чувство собственного достоинства. Как и для мальчика, для девочки отец — тоже образец, только представителя противоположного пола.
От того, как папа ведет себя с ней и мамой, зависит сценарий будущей жизни дочери — от матери это зависит в минимальной степени. Основная потребность дочери — ласка и доброта по отношению к ней.
Поведение отца дочь усваивает как образец мужского отношения к женщинам, его образ становится ее романтическим идеалом, и в будущем девочка неосознанно ищет подобного отношения к ней.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков.
Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.
У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленные, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки.
Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.
Если отец отсутствует по каким либо причинам в жизни ребенка, то такой ребенок будет испытывать затруднения в обучении навыкам общения с представителями противоположного пола.
И становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.