Одним из первых трибьютов в России был наутилусовский «Отчёт за 10 лет». Помню тогда, в 93-м, это казалось чем-то невероятным: знакомые песни в новой интерпретации. Помню как затаив дыхание слушал Лору с Могилевским, как возмущался версии «Прогулок» от Выхода и как вкатили версии Аквариума и Агаты Кристи.
С тех пор было много трибьютов разной степени интересности, удачных и не очень.
Попсоватые (в хорошем смысле) «Детский сад — штаны на лямках», «Песни для Аллы», «Секретные материалы» (группе Секрет), «Посвящение Михею» и «Звёздный каталог» (группе Браво).
Интересные «ReАквариум», «Выход Дракона» (Рикошету) и первые два трибьюта Гражданской Обороне.
Дань уважения от коллег в виде трибьютов Зоопарку, Чернецкому, Калинову Мосту, Дюше, Пикнику, Машине Времени и тому же Наутилусу Помпилиусу (НАУ БУМ).
Чувственные посвящения Башлачёву и Высоцкому.
Непонятный реверанс «Депеша для Depeche Mode».
Также были «ковры» ради «ковров». Началось всё с интересных «КИНОпроб», которые к третьей части превратились в «чтобы было» и закончилось жирной кляксой от рэперов. Пафосные «Иллюминатор» Кормильцеву и «Без меня» Летову. Совсем непонятные (цель и мотивация) тибьюты Мумий Троллю (несколько), ДДТ, Чижу, Цою («Мы вышли из Кино»). Недавний неплохой поклон Сектору Газу.
Ещё был крутой сборник «Живой Маяковский». Редкий случай, когда стихи были удачно превращены в песни.
А недавно вышла ещё одна попытка положить стихи на музыку, на этот раз стихи Мандельштама. И получилась эта попытка очень странной. В комментариях к трекам молодые исполнители важно рассуждают о том, как они выбирали текст, как подбирали музыку, как «само врывалось в сознание» и тому подобный возвышенный пафос. Есть, конечно, и нормальные исполнения (Агутин, Лагутенко, Айова, Текила или Нойз), но финальный трек очень характеризует весь альбом. Точнее, предисловие продюсера (Ромы Либерова) о том, что последний трек это особенная гордость всего альбома, потому что сложнейший пиковый текст Мандельштама Оксимирон не превратил в рэп под бит. Отличное достижение. При этом, сам трек в плане вокала абсолютно без эмоций, как клише на старомодных чтецов, когда они с отрешённым лицом произносят текст в стиле компьютерного синтезатора речи.