Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится - мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне.
Особенно нелегка эта задача по отношению к детям, о которых пойдет речь, - эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Эти дети часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними. К этим детям часто применяют эпитеты «неусидчивый», «расторможенный», «гиперактивный», «импульсивный» и т.д. Учителя часто жалуются на их поведение и некую «отрешенность» на уроках . Таких детей начинают ругать и критиковать и взвывать к совести, в надежде, что они послушают и исправятся. Большинству кажется, что все они делают специально, не предполагая, что в их поведении и непохожести на остальных «виновата» работа их головного мозга, а именно наличие Синдрома Дефицита Внимания (СДВ)
СДВ - это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.
Нет двух одинаковых детей с СДВ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений. Это психиатрическое расстройство - его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т. п. Часто СДВ сопровождается гиперактивностью, что с проявляется в виде чрезмерной активности, слабого контроля побуждений, неусидчивости, вспыльчивости и суетливости. Им также присуща частая смена настроения.
Но не стоит в дошкольном и младшем дошкольном возрасте у всех активных и неусидчивых детях подозревать синдром дефицита внимания, поскольку СДВ (СДВГ) - крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены настолько сильно, что значительно затрудняют обучение, социальную адаптацию и в целом психологическое развитие ребенка. Поэтому данный диагноз , после ряда специальных исследований и диагностик, может поставить только детский психиатр.
Основными причинами появления СДВ или СДВГ у ребенка являются:
- генетический фактор-57%в частности, с генами, которые отвечают за регулирование обмена и активности двух нейротрансмиттеров - дофамина и норадреналина. (как правило , если один из родителей или близких родственников имеет такой синдром,вероятность проявления СДВ у ребенка повышается).
-перинатальное повреждение нервной системы во время беременности и родов (84%)
Именно поэтому СДВГ - это расстройство развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. К сожалению усугубляться проявление синдрома могут из-за внутрисемейных факторов ( в семьях с неблагополучным эмоциональным фоном риск проявления симптомов СДВ увеличивается на примерно на 63%).
В нашей стране не принято ходить или водить детей с подозрением на СДВ к специалистам, поэтому показатели в нашей стране крайне неточны, но Американские врачи говорят, что от СДВГ — синдрома дефицита внимания и гиперактивности – страдает около 11% детей в возрасте от 4 до 17 лет. Следовательно в каждом классе может быть один или несколько детей с синдромом дефицита внимания (СДВ (Г)).
Основные особенности детей с синдромов дефицита внимания:
-хорошие интеллектуальные способности, но запаздывание психических функций (внимание), нарушение социальных норм;
-живут по принципу «хочу-не хочу» ,живет в сфере ближайших интересов (именно поэтому на уроках они как бы выключаются из общего образовательного процесса;
-стремление привлечь к себе внимания;
-иногда могут быть «шутами» в компании. Иногда «покупают» друзей , т.к. дружить они не умеют (бывают конфликтны и агрессивны в общении)
-низкая самооценка, т.к. часто слышат от окружающих о своем «несносном «поведении;
-низкая мотивация к обучению (им попросту скучно на уроках)
-чувство внутреннего дискомфорта. Они часто бросают начатое дело и уходят.
-подвержены девиантному поведению и злоупотреблению ПАВ.
Для уменьшения проявлений СДВ родители должны быть последовательны в своих действиях,эмоционально стабильны, с хорошим чувством юмора. И главное не переводить поведение ребенка в оценочную систему («Я тебя люблю не смотря ни на что»)
Если вы заподозрили у своего ребенка симптомы синдрома дефицита внимания (СДВ) нее стоит искать виноватых и упрекать кого либо. Главное, обратиться к специалисту (психиатр,психотерапевт).