Найти тему
Островитянка

Как может стать бессмысленным получение образования в России

Отрицать преимущества, которые способен дать современный цифровой арсенал человечества, пожалуй, бессмысленно. И в России, наверное, уже почти не осталось людей, кто ни разу не пользовался интернетом или теми средствами, которые не смогут без него работать.

Вот и кассы в магазинах теперь напрямую в ИФНС обо всех продажах докладывают. И благородная сея миссия ведь также не без всемирной паутины осуществляется.

Впрочем, речь не о кассах. О них как-нибудь в другой раз. Речь об образовании.

Фото с сайта kinolocftion.ru
Фото с сайта kinolocftion.ru

И ему, точнее, возможности получить его, интернет может помочь несказанно. К примеру, в прежние времена, дабы написать в школе какую-нибудь работу, помните, приходилось идти в библиотеку, рыскать там по полкам? И зачастую всё оканчивалось продолжительным сидением (в лучшем случае, на протяжении нескольких часов) в читальном зале, поскольку нужная книга оказывалась ценной, и на руки её не выдавали. Сидением и переписыванием. А после – дома – повторным переписыванием, уже набело.

А теперь как? Включил компьютер, вышел в сеть, нашёл нужные источники, скопировал, приправил собственными мыслями/выводами, скомпоновал, как нужно, и всё – работа готова! Ах нет, ещё распечатал. И всё это не выходя из дома!

Фото с сайта www.eduportal44.ru
Фото с сайта www.eduportal44.ru

А теперь вот ещё и уроки и лекции можно, находясь за тысячи километров от преподавателя, слушать. Чем не благо?! Экономишь время, средства, нервы, в конце концов.

Однако практика с теорией, как это часто бывает, разнятся до неузнаваемости. То ли желающих всерьёз учиться не хватает, то ли сама организация процесса пробуксовывает, но истекший почти уже год со дня первого опыта дистанционного обучения наводит на подозрения, что что-то тут всерьёз не так.

Причём, что случается не часто, не только в нашем не самом упорядоченном государстве, но и в других, более склонных к жизни по правилам.

На деле, увы, те, кто с усердием учился и в «живой» школе (заметьте, я имею здесь в виду именно усердие, а не внешнюю – отметочную – успешность), те продержатся и на дистанционке, и даже, как я упоминала в самой первой статье , на требующем особенной самодисциплины – семейном обучении.

Тех же, кому и живой педагог – не повод терпеливо покорпеть над книгой, «эфирное» обучение расслабляет окончательно. Хоть и хочется верить, что не бесповоротно.

Но добить образование, на мой взгляд, может даже не дистанционный процесс обучения, но дистанционное его завершение, а именно - экзамен.

Объясню, почему. На собственном (то бишь моего ребёнка) опыте довелось испытать это ни с чем не сравнимое «счастье», когда в ходе zoom -конференции слишком успешный ответ произвёл обратный эффект. И человека обвинили в «считывании с экрана» и ответах с помощью взрослого.

К счастью, это была всего лишь олимпиада одного из ведущих вузов нашей страны, и к счастью, ребёнок далеко не в выпускном классе. Именно поэтому, мы, попытавшись, конечно, бороться, сдались довольно быстро, поняв, что «тамада всегда прав». Доверимся судьбе и тому, что Бог не Тимошка…

Но, если думать на перспективу, НАМ БЫ МЕНЬШЕ ВСЕГО ХОТЕЛОСЬ ещё раз оказаться в подобной ситуации. Особливо на каком-нибудь выпускном экзамене. И не суть важно, школьном ли, вузовском ли. Вы только представьте: учитесь вы, стараетесь, мечтаете о светлом и продуктивном будущем в любимой профессии, а потом какой-нибудь душевный экзаменатор, бац, и объявляет бездоказательно, основываясь только своём «померещилось», что вы нарушили в ходе проведения испытания всё, что только можно было нарушить. И все ваши годы усердной и вдохновенной учёбы – известному животному под хвост…

Фото с сайта www.educaltai.ru
Фото с сайта www.educaltai.ru

А вы хоть апеллируйте, хоть о суде помышляйте, ответ от учебного заведения будет один: «у нас нет оснований не доверять нашему специалисту».

И вот это отсутствие основания не доверять (именно и всегда лишь своему) и будет контрольным выстрелом в российское образование. Ибо оставит оно нашу страну только с теми выпускниками, которые каким-то чудом не вызовут подозрений. Ну, или с нужными (читайте "достойными"). Вы же знаете, как у нас это бывает. Нет, дело даже не во взятках или прочих прямых благодарностях! Дело в благородстве происхождения. И снова поясняю...

Лет эдак (о, ужас! уже почти...) двадцать семь назад одна преподаватель, в советское время служившая в тогда ещё ленинградском университете, рассказала , как обстояло дело на вступительных экзаменах на филологический факультет.

Для справки, если кто не застал те времена: в советское время учёба на филфаке и, как следствие, профессиональное знание иностранного языка (или хотя бы диплом) была одним из немногих способов получения доступа к поездкам за рубеж.

Так вот эта женщина не один год была членом приёмной комиссии, и в числе прочих педагогов принимала у абитуриентов устный экзамен.

Всякий раз откуда-то сверху (увы, не от Бога) спускали список, в котором чётко было указано, кто ни за что не должен пройти через сито экзамена, а кто должен получить высший балл. И приходилось порой моей знакомой, в душе обливаясь слезами, топить (экзамен-то устный, дополнительные вопросы не возбраняются) в бездонной немецкой грамматике неоспоримо талантливых, но не в тех семьях выросших юношей и девушек. А их сверстникам "правильного происхождения" ставить "пять", даже если они двух слов без ошибок связать не могли.

Скажите, может, я несколько или даже слишком сгущаю краски?!? Ведь теперь-то всё можно снимать на камеру, а запись использовать, как доказательство. Так вот именно, в случае НОРМАЛЬНОГО, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО проведения экзаменов это ещё спасёт, ведь в аудитории всегда есть свидетели.

А вот коли Вас будут экзаменовать за десятки-сотни-тысячи километров, и вы фактически будете один на один с вузом, то, коли не сойдёте за достойного, всегда смогут сказать, ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ЗАПИСИ, что Вы чем-то там воспользовались. "Аппаратура при нём!" и точка!!!

Самой хотелось бы верить, что я ошибаюсь. Но больше почему-то верится в то, что обрисованная ситуация – одна из очень вероятных перспектив.

А вам или вашим детям доводилось сдавать экзамены через zoom ? Напишите, пожалуйста, каковы впечатления.