Эта история, случившаяся во времена СССР, не была засекречена благодаря только одному факту: случайному участию в ней иностранного журналиста.
Самолёт, на котором он вылетел из Москвы, развернули прямо в воздухе и посадили обратно в столице, а всех пассажиров отправили на жесточайший карантин. На кону были десятки тысяч жизней.
Однако об всем по порядку.
Начиналась эта история, как заправский хоррор: поначалу вообще ничего не предвещало катастрофы.
Шел декабрь 1959-го. Страна, уже воспрявшая после Второй мировой, готовилась к самому весёлому празнику года.
В эти дни в столицу вернулся видный деятель культуры Москвы - Алексей Кокорекин. Кстати, родной дедушка известной сегодня телеведущей Ольги Кокорекиной.
Товарищ Кокорекин был любимцем системы - художник, который специализировался на плакатах и чьи работы знала вся страна. Думаю, до сих пор знает.
Один из самых известных плакатов Алексея Кокорекина был создан во времена ВОВ - "Смерть фашистской гадине". Если порыться в памяти, наверняка всплывет этот образ. У меня всплыл.
В декабре 1959 года тов. Кокорекин прилетел в столицу из Индии - партия поощрила его командировкой за рубеж за заслуги перед отечеством.
Выходя из самолета и слегка покашливая, Кокорекин и представить не мог, что жить ему оставалось считанные часы, и что его недолгое перемещение по Москве спецслужбы потом восстановят в хронологическом порядке до минут.
Итак, он вышел из самолёта, но домой не поехал. Дома его ждали только на следующий день.
Вместо этого Кокорекин поехал к любовнице, где и собирался провести неучтённые сутки.
Как и своим родным, он привёз ей подарки из-за рубежа. Обратите внимание на момент с подарками, он ключевой. Именно он собъет следствие.
От подруги товарищ плакатист поехал домой. Самочувствие у него уже было плохим и постоянно ухудшалось - поднялась температура, начался сильный кашель. Он счёл, что простудился во время перелёта.
А его любовница в это же время поехала в комиссионку - продавать полученные индийские подарки.
Надо понимать, какие были времена: тотальный дефицит и закрытые границы. Поэтому за недолгое время, которое индийские диковинки пролежали в комиссионке, их успело посмотреть и потрогать ПОЛ-МОСКВЫ. Это тоже очень важный момент.
Дома Алексею Кокорекину станоло совсем плохо, его отправили в болницу, где буквально через сутки он умер. Тело отправили на вскрытие. И вот тут возникло замешательство.
Врачи не могли определить причину смерти 53-летнего Алексея Кокорекина.
Помог случай. У одного из патологоанатомов в это время гостил коллега из Ленинграда - профессор, начинавший свою врачебную практику еще в дореволюционной России. Напомню, на дворе стоял 1059 год. Его пригласили на консультацию.
Он-то и произнес страшное: variola vera. ЧЁРНАЯ ОСПА. Болячка, про которую врачи в СССР в середине 20 века даже думать забыли!
По дальнейшим событиям можно было снимать голливудский триллер. Разумеется, делом сразу занялись спецслужбы. С учётом того, что Кокорекин был в Москве уже двое суток, Москве грозила эпидемия оспы.
Все понимали: если болезнь выпустить из столицы, за неделю накроет всю страну. Variola vera уносит жизнь каждого третьего заболевшего среди невакцинированного населения.
Продолжение завтра.