Найти тему
SOTA

Дума решила сажать за оскорбление ветеранов

Не так давно политику Алексею Навальному суд назначил штраф в 850 тысяч рублей за клевету на ветерана, который снялся в ролике за поправки в Конституцию. Оппозиционер назвал участников видео предателями, за что и получил очередную уголовку.

И тут мы видим интересное: как впопыхах ко второму чтению законопроекта об усилении ответственности за реабилитацию нацизма пытается успеть Яровая с новыми поправками. Вице-спикер предлагает назначать лишение свободы до 5 лет и штраф до 5 миллионов рублей за оскорбление ветеранов.

В первом чтении документ единогласно приняли 10 февраля.

Яровая пояснила, что изменения направлены на то, "чтобы никто и никогда не остался безнаказанным за преступления, которые подлы и циничны по отношению к ветеранам". Предполагается ввести ответственность за «действия, которые будут оскорблять память, оскорблять ветеранов, <…> оскорблять память ушедших».

Звучит патриотично, но есть несколько «но» (как всегда). Во-первых, такие действия депутаты собираются приравнять к реабилитации нацизма. Получается, если оскорбил ветерана, то автоматически оправдываешь нацизм. Какая оценка у депутатов была по логике в вузе (и была ли), остаётся загадкой. Но крайне сомнительно, что человека могут сажать за то, чего он не делал и не хотел – за реабилитацию нацизма. Или всё-таки депутаты имеют в виду те оскорбления, которые оправдывают нацизм? Пока непонятно. В любом случае, важнейшее значение имеет умысел. И, с точки зрения права, наказывать за оправдание нацизма из-за любого нелестного отзыва о ветеранах – не совсем по-правовому. По сути, это должна быть другая статья УК. Просто потому, что оскорбить не равно оправдать нацизм. Ждем конкретики или разъяснений от Конституционного суда, если поправки примут в таком виде.

Следующее, что непонятно от слова совсем. Что такое оскорбление? Является ли оценочное суждение, мнение оскорблением? И как всё это будет проверяться? Если, например, ветеран сам скажет: «Меня высказывания Васи Петрова не оскорбили», то поступок не будет наказываться? А если речь идет об абстрактных ветеранах или о конкретных, которых нет в живых? Как установить факт оскорбления? Формально, исходя из толкования речи Яровой, любое негативное или неодобрительное высказывание в сторону ветеранов будет караться. Причем не имеет значения, правду человек сказал (например, установленный факт) или просто высказал мнение. Либо хорошо, либо никак.

Приведем отличную позицию ЕСПЧ. Правовая концепция определенности требует, чтобы лицо могло разумно предвидеть уголовные последствия своих действий. Концепция правовой определенности отражена как во внутреннем законодательстве региона ОБСЕ, так и в региональных и международных документах по правам человека. Закон, предусматривающий ужесточение наказаний, но неясный в отношении обстоятельств, при которых эти наказания будут применяться, скорее всего, не выдержит этого основополагающего критерия.

Также ЕСПЧ последовательно признавал, что законы должны иметь общее применение, в результате чего их формулировки не всегда точны. Действительно, необходимость избегать чрезмерной жесткости и идти в ногу с меняющимися обстоятельствами означает, что многие законы неизбежно сформулированы расплывчатыми терминами. Толкование тут зависит от практики. Таким образом, даже в общей формулировке конкретное положение может рассматриваться как совместимое с требованием о “качестве права”, если оно будет толковаться и применяться национальными судами строго и последовательно (Дело № 10692/09 «Савва Терентьев против Российской Федерации»).

Сейчас мы не можем судить о том, каким будем закон и как он будет применяться. Но, учитывая происходящее в стране, ожидать чуда не приходится.

Алина Винтер