В конце учебного года во всех классах, начиная с первого, проводятся тесты. Они называются в регионах и в школах по-разному: ВПР, КИМ, ВСОКО, МЦКО и так далее. Но все они итоговые, и все преследуют одни и те же цели:
- Оценка качества работы школ
- Оценка работы учителей
- Проверка знаний и уровень усвоения материала у учеников
Как начать готовиться к ним правильно, расскажу в этой статье, читайте её до конца. Также опишу наиболее частые ошибки, которые допускают родители и школьники при подготовке.
Всё из собственного опыта. Я готовила учеников своего класса к итоговым тестам, а также на протяжении многих лет готовила учеников индивидуально, как репетитор. Готовлю теперь и своего сына-школьника. Расскажу откровенно и о своих педагогических ошибках и об успехах учеников.
Начну с ошибок.
Чего нельзя делать при подготовке к итоговым тестам:
❌ Набирать много учебников за все предыдущие года и на все прошлые темы и сидеть читать их с умным видом. Так к тестам не подготовиться! Если есть цель - повторить прошедшие темы, то следует составить себе список тех тем, которые вызывают затруднения. И повторять конкретно эти темы, а не всё подряд. Как выявить пробелы и темы, вызывающие затруднения, я расскажу ниже.
❌ Нанять репетитора за несколько дней до ВПР.
Многие родители считают, что у репетитора есть волшебная палочка, которая поможет их ребенку за 2 дня подготовиться к итоговому тесту и написать его хорошо. Репетитор - это же педагог, у него методики, у него подход, мы несём ему деньги, и он подготовит наше дитя.
Это в корне неправильные мысли. Нельзя весь год жить беззаботно, а за 2 дня до экзамена начать подготовку к экзамену даже при сильном репетиторе. Но тем не менее, из года в год родители активно ищут репетитора именно перед самыми итоговыми тестами.
❌ Начинать подготовку слишком рано тоже не стоит. Осенью: с сентября по ноябрь - не время. В сентябре идёт повторение за предыдущий год, а далее только начинаются новые темы, учебный год недавно стартовал. В тестах же будут темы за весь год, это итоговые тесты. Я начинала подготовку в январе.
❌ Зубрить ответы - не вариант. Тесты будут совершенно другие. Это не экзамен по билетам, где вопросы на билетах давно известны.
❌ Любые тесты для подготовки не подходят. Лучше всего посоветоваться с учителем, он и покажет те пособия и материалы, которые подойдут конкретно для вашего класса для конкретной работы.
❌ Уделять внимание основным предметам и не уделять литературному чтению и окружающему миру. Эту ошибку совершают многие родители и даже учителя. Я своему классу делала упор при подготовке на русский и математику, считая остальные предметы менее важными, с которыми ученики справятся и без моей помощи. Но я ошибалась. Итог: класс написал ВПР по окружающему миру хуже, чем по математике и русскому. Вывод: распределять равное время на подготовку каждого предмета.
Что нужно делать, и как правильно готовиться к итоговым тестам:
✔️ Подготовка по тестам. В интернете можно найти демонстрационную версию. Можно купить готовые книги.
Но по опыту - проработать всю книжку не успеваем до итогового теста. Поэтому мне предпочтительней найти электронный вариант в интернете и распечатать несколько вариантов. Также решать можно онлайн через интернет на различных платформах типа решу впр и т.д.
✔️ Первый вариант теста решаем и разбираем вместе с ребенком для того, чтобы выявить пробелы, неусвоенные темы, слабые места. Записать эти темы на листочке. Объяснить их на следующих занятиях, вспомнить правило, дать упражнения на закрепление.
✔️ Заинтересовать ученика. Просто сидеть и решать тесты - скучно, ребенок будет постоянно вертеться и отвлекаться. Можно решать на сайте, это больше нравится современным школьникам. Найти и подобрать игры, презентации, интерактивные тренажеры на неусвоенные темы. Например, тему безударных гласных я повторяла с учениками на интерактивном тренажере, а тему природных зон по окружающему миру по настольной игре по типу лото "Кто где живёт".
✔️ Уделять внимание вопросам теста и оформлению работы. Уже почти нет заданий вида: вопрос и четыре варианта ответов к нему, и ученику надо выбрать один правильный. В итоговых тестах нужно решать задачи, чертить фигуры, разбираться в таблицах и графиках, вписывать слова в клетки, понимать прочитанный текст и высказывать своё мнение в виде мини сочинения и так далее.
Всё это усваивается методом "натаскивания". Впервые решающий такой тест не будет понимать, как его правильно оформлять. Но решив 10 вариантов, ученик уже имеет представление, что куда вписывать, где выбрать один ответ, а где несколько, как и чем рисовать или чертить, как писать своё мнение в одном-двух предложениях и так далее.
✔️ Самопроверка и самостоятельное выставление баллов. Когда готовую работу красной ручкой поверяет учитель, родитель или репетитор, даже объясняя параллельно ошибки ученика, всё равно ошибки остаются неусвоенными. В следующем варианте теста ученик снова их допустит. Как этого избежать? Дать возможность ребенку самому проверить свою работу по ответам, выставить себе баллы, исправить свои ошибки, повторить ещё раз правила на эту тему. В следующий раз он будет помнить о своих ошибках, будет стремиться их больше не совершать.
✔️ Родители не должны передавать ребенку свои страхи, переживания и опасения "как же ты будешь в школе решать, если ничего не помнишь, не знаешь?" Наоборот, нужно настраивать ребенка на успех, говорить, что у него всё получится. Верный настрой - это уже половинка будущей "пятерки" за тест. Другая половинка - это знания ученика и память.
✔️ Если не запускать учёбу на протяжении всего года, то проблем с подготовкой и написанием итоговых тестов не будет.
Успехов вам и только хороших отметок!
Ставьте 👍, если информация была полезна для вас. Пишите в комментариях, что вам помогает готовиться к итоговым тестам, секреты и советы. Подписывайтесь на канал.