Битва при Судбищах, как и всякое сражение средневековья, многогранно, а посему требует отдельного серьезного изучения от исследователя и длительного вдумчивого чтения от читателя.
В данной публикации будет рассмотрен лишь один эпизод, который собственно и привел к битве при Судбищах. А именно преследование войском Шереметьева по Муравскому шляху войска Девлет-Гирея.
Началось это преследование в районе "рва между Мжом и Коломаком" (современная Харьковская область) и закончилось в районе села Судбищи (современная Орловская область). Назвать с точностью до метра протяженность безусловно захватывающей погони затруднительно, но протяженность Муравского шляха на этой дистанции превышает 440 километров!
Историография.
Эта статья пишется в 2016 году, после того автор совершил путешествие по Муравскому шляху из Белгородской области к Судбищам в мае 2015 года. А посему имеет смысл отослать читателя к статье В. В. Пенского 2009 г. в которой историография вопроса рассмотрена весьма подробно. Она общедоступна в сети интернет, и собственно с основными тезисами В. В. Пенского нам и предстоит дискутировать.
Пенской В.В. Сражение при Судьбищах 3-4 июля 1555 г. - эпизод русско - крымского противостояния / В.В. Пенской ; БелГУ // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. - 2009. - №7, вып.10.-С. 87-95.
Точка отсчета: верх Мжа и Коломака.
И как воеводы пришли верх Мжа и Коломока и прибежал к ним сторож от Святых гор да станишник Лаврентей Колотовской товарища прислал с тем: царь Крымской Донец перелез со многыми людми, а идет к Резанским или х Тулскым украйнам. И воеводы послали царю и великому князю с вестью, что царь Крымской идет на его украйну, а сами воеводы воротилися, а пошли под сакму.
ПСРЛ. стр. 256
Регион "Мож и Коломак" в истории Муравского шляха хорошо известен. Здесь находился знаменитый ров перегораживающий шлях в узком междуречье Ворсклы и Северского Донца.
Оттого мы можем отослать читателя к работам предшественников, сосредоточившись на нерешенных вопросах. Главнейший из них, почему именно сюда привел своих людей Шереметьев с Тульской Украйны?
Ответ нам кажется следует искать в том, что Шереметьеву предстояло наладить взаимодействие с отрядами из Северщины. А Мож и Коломак был известной точкой наблюдения за Муравским шляхом у Путивльских станичников.
Говоря языком современного военного искусства Путивль был для войска Шереметьева стоявшего "верх Мжа и Коломака" тыловой базой. Расстояние от Мжа и Коломака до Путивля составляет более 200 километров даже по прямой!
Таким образом узнав о походе татарского войска на Москву Шереметьев мог избежать столкновения и вернуться в Тульские земли через Путивль. Но как следует из источника он принимает решение "пойти под сакму".
Вот с этим термином нам предстоит разобраться, однако прежде надо посмотреть на обходной маневр ханского войска и увидеть ту точку где пути Шереметьева и и Дивлет-Гирея впервые пересекутся.
Изюмский шлях как ответвление шляха Муравского.
От Муравскои дороги на лево, от Семских Котлубанов, ис под Пузацкого лесу, Изюмская дорога, а по леву Изюмские дороги леве Юшковы бояраки.
Книга Большого Чертежу.
Если в междуречье Ворсклы и Северского Донца проходит шлях Муравский, то вдоль восточного берега Северского шляха идет шлях Изюмский. Это всего лишь ответвление Муравского шляха и встречаются две дороги в верховьях Сейма возле Юшкова буерака на севере современной Белгородской области. "От верха Мжа и Коломака" это в более чем 220 километрах! То есть более половины пути (которое напомним составляет 440 километров) Шереметьев шел параллельным маршем к татарскому войску ничем не рискуя при правильной организации разведки!
Поскольку о Изюмском и Муравском шляхах на территории Белгородской области рассказывается в других наших работах, здесь мы не будем описывать эти отрезки подробно.
История противостояния Шереметьева и Девлет-Гирея начинается не у верх Мжа и Коломака, она начинается у Юшкова буерака! Здесь Шереметьеву и предстояло "взойти на татарскую сакму".
Термины преследования татарского войска.
Когда одна Орда преследовала другую, то говорилось,
что преследующая "томит" врага и находится у него на "хребте".
Г. Ф. Карпов. История борьбы Московского государства
с Польско-Литовским 1462-1508.
глава III. Степняки.
Было бы ошибочно полагать, что войско Шереметьева на своем 220-километровом пути находилось в мужественном одиночестве, а все остальные подданные Московского государства бежали при приближении татар.
Есть все основания верить в то, что на встречу татарскому войску с Тулы, Рязани, Путивля и других окраинных городов неслись лучшие всадники на лучших лошадях!
Война не возможна без разведки, и конное войско противника во все времена принято окружать завесой свой легкой кавалерии. Если же мы откроем устав сторожевой службы, написанный через 16 лет после сражения у Судбищах, то найдем там характерную строчку:
"А будет пойдут царь, или царевич или многие воинские люди, и им к тем головам и сторожем потому ж отсылати, а велети им ехати на тое ж сакму и сниматись с собою часа того".
По всей видимости это было динамичное зрелище. К огромной массе конного татарского войска на всех парах неслись лучшие всадники Московского государства!
В. В. Пенской говорит о Шереметьеве, что тот "повис на хвосте" у войска татарского хана. Этот образ не соответствует эпохи. Тогда, как свидетельствует Г. Ф. Карпов говорили "сел на хребет".
Следующие 140 километров от Юшковых буераков до переправы на реке Быстрая Сосна в районе современного города Ливны Шереметьев пройдет сидя на хребте у татарского хана, окружив его "подъездами и сторожами".
От Юшкова Буерака до Ливен: по местам "полевым не крепким".
Этот отрезок Муравского шляха славен прежде всего тем, что даже в эпоху массового строительства крепостей Московское государство не сумело (хотя пыталось) поставить здесь хотя бы одну крепость! Причиной тому был рельеф: "полевой и некрепкий".
То есть Шереметьев в 1555 году преследовал татар в их стихии. В случае обнаружения его безусловно ждала судьба быть окруженным. Он погиб бы так, как погибли Ливенцы выйдя в междуречье Тима и Кшени в 1633 году! Вряд ли его спасением было то, что он мог перейти на Пахнутцеву сакму по одному из бродов на реке Тим. .