Вместо предисловия
История - это наука, изучающая прошлое человечества. Чтобы понять события, происходящие сегодня, нужно знать их причины, скрытые во вчерашнем дне. История помогает понять, почему многие вещи сегодня таковы, какие они есть. К сожалению, дошедшие до нас исторические материалы не могут рассказать о прошлом абсолютно все - приходится выбирать для рассказа самые главные события и деяния отдельных личностей, которые изменяли ход истории чувашского народа, начиная с дальних его предков.
Жизнь любого народа протекает не в изоляции от остального мира... и историю предков чувашей невозможно рассматривать в отрыве от "водоворота" тех процессов, что происходили вокруг них и в значительной степени повлияли на ход их истории.
Что удивительно, в отдельные исторические периоды этнические общности предков чувашей нередко, волею судеб, расщеплялись на несколько частей, которые расходились в разные концы континента. Некоторые... погибали в неравной борьбе или ассимилировались с другими этносами. Однако... появлялись благоприятные условия для "воспроизводства" и "синтеза" - этнос возрождался и, как выясняется, не потерял при этом не только свое название, но и специфику древней культуры и языка.
Академик В.В. Николаев (1939-2007), основатель Фонда историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова, автор книги "Иллюстрированная история чувашей" (2006-2007).
Немного о версиях происхождения чуваш
Есть версия, что зона первоначального обитания чуваш находилась в Западной Сибири между Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ сыбыр жил по среднему течению Иртыша до прихода туда предков сибирских татар. В 1992 году Д.М. Исхаков записал в д. Лайтамак (Тобольский район Тюменской области) легенду об Илек-алпе, воевавшем с «народом сыбыр». Стало быть, и название города Старый Сибирь (Тобольск), а затем и самого сибирского края пошло от народа сыбыр (они же сабир, они же субар, они же савар, они же сувар).
Но, друзья, не все так просто. История - вещь древняя, и негоже нам, имея столько источников информации, чего не было раньше, просто так, по лености своей, начинать изучать историю где-то так с 10-13 веков. А что было раньше - например, во 2 веке? А что было еще раньше - скажем, во втором тысячелетии до нашей эры? Откуда пошли народы? И все то ли правда, о чем пишут. Как мы можем делать выводы, опираясь лишь на модныt ныне историческиt дисциплинs, или как мы можем что-то утверждать лишь на основании археологических раскопок. Как говорят: вот мы докопались до 16 века и зафиксировали культурные пласты земли. Типа, дальше глубже копать смысла нет, там, скорее всего, ничего нет. А я вам, дорогие наши историки, скажу: значит, либо плохо копали, либо не там копали! Не останавливайтесь на достигнутом, копайте дальше...
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ имеет право быть: ведь так называемая официальная доктрина до своего признания на государственном уровне, как раз и называлась альтернативной и даже преследовалась властями и общественностью...
...На 3530 километров растянулась великая река ВОЛГА. Так называют ее славяне. ЭДИЛ, ИДИЛ, АДЫЛ, ИДЕЛ. Так называют ее тюркоязычные народы. В честь кого или чего десятки многочисленных, а с в свое время самых многочисленных, народов России и Казахстана именно так зовут эту реку, которая в настоящее время является одним из символов России. Только Реку ли они так величают или Что-то еще большее, чем река?..
АДЛ представлял собой крупнейшую цивилизацию и объединение племен, которые все явились выходцами из Южного Урала (УРАЛОИДЫ).
По мнению Эдуарда Дейнекина, народ, имеющий повышенный процент древних гапло, есть носитель НАСТОЯЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.
Для уралоидов самой старой гапло считается тип К , возникший 40 тысяч лет назад. Среди современных мужчин - ограниченное количество так называемых бореалов - носителей К2: бурзяне - 1 %, осетинцы - 7 %, татары - 10 %, чуваши -15 %. Наличие у этих народов генного типа К2 говорит о том, что они: очень древние (во-первых), когда-то были единым народом (во-вторых).
"Бореалы" примерно 25 тысяч лет назад заселили рубеж Анатолия - Иран - Индия - Индонезия. А через 20 тысяч лет их потомки заселили земли по рубежу Средняя Русь - Приволжская возвышенность - Приуралье.
Главным понятием уралоидов был БАШ, изначально означающий голову своего тотема - Волка. На их боевых знаменах была голова волка. Слово БАШ для будущих тюрков также означало "род, народ", сами люди БАШ. Первыми обособленными племенами башей стали БАШкорты и суБАШи. Вожди субаш назывались СЭБЭР (СЫБЫР). Сэбэры оказались самыми пассионарными среди вождей идельских уралоидов: именно они в 10-м тысячелетии до нашей эры, когда в Идель свирепствовал мор (эпидемия), возглавили все пять идельских племен БУЛГАР (БУЛЫГ+АР: "пять родов"). К слову, в чувашском языке ПИЛĔК [билǝг] также означает «пять»: «Пĕр алăра – пилĕк пÿрне» (На одной руке – пять пальцев). БУЛГАРЫ, спасаясь от мора и стремясь выжить, пересекли Уральску ось, разделяющую Азию и Европу, и пошли в 3 основных направлениях: на Балканы, на Украины и на Мессопотамию. Считается, что третья группа впоследствии основала державу САМАР, переросшую в ШУМЕРСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ, главным компонентом которой вначале были сэбэры (жрецы) из числа субашей.
Мы с Вами писали о соседях субарейцев - урартцах и хурритах - которым субарейцы постоянно помогали в их борьбе за независимость, на которую посягали аккадские, шумерские, ассирийские, вавилонские правители. Дело в том, что эти народы были родственными для субарейцев и в свое время тоже основали свои колонии во время дошумерских заселений.
Еще одна загадка: почему в древнем Шумере жрецы назывались именем "эсегель", означающим "Божий Город". А не потому ли, что слово имеет тюркское (идельское) происхождение: АС+ГИЛЬ ("дом для всевышнего")?
В Сибири, в Омском крае, глав тюб - иналов - выбирают из числа биев кыргызского племени "искилик", которое иногда произносят вариативно как "аскалык" или "эсегелик" (а помните у ибн-Фадлана: царю Алмушу-Алмасу отказал вождь суваз Аскал). Сибиряки родиной аскалов считают историческую местность Сэбэр (Сыбыр). Поэтому иногда искиликов называют также "сэбэрцами".
Древнейшие источники разных лет писали, что в 7 веке до нашей эры во главе крупнейшего военно-политического союза того времени - АДЛ - стоял "кан канов" (главный царь) БУРТАС (БУРДЖАН), положивший начало ТАЗБАШАЗ ("эпоха власти бритых голов"). Буртас происходил из правящей в то время династии племен, которые, кстати, северные земли Ассирии (современный Ирак) называли СУ-ВАР ("между вод, междуречье"; реки Тигр и Ефрат). К слову, "вар, варри" с чувашского переводится как "между, посередине". Буртас правил союзом АДЛ (чувашское название реки Волга) примерно в 683-633 годах до нашей эры. В числе колоний, образованных отдельными представителями АДЛ в древней Мессопотамии, отмечаются СУБАР и ШУМЕР. Для понимания, правящими династиями ИДЕЛЬ в разное время были выходцы из разных племен союза, в целях классификации эти периоды условно названы так:
Сарматская династия (с 9 века до н.э. по 2-й век н.э.)
Хуннская династия (со 2 века н.э. по 5-й век н.э.)
Аварская династия (начало 6 века н.э. - 1-я пол. 6 века)
Суварская династия (2-я пол. 6 века - 1-я пол. 7 века)
Хазарская династия (2-я пол. 7 века - 1-я пол. 9 века)
Чтобы "доказать" ЭТО, нужно сделать ссылки на тысячи документов, составленных древними китайцами, греками, византийцами, арабами, персами... Эти документы есть - можете не сомневаться! Или были - пока их не уничтожили, как тщательно уничтожили в свое время китайцы все без исключения документарное наследие так называемой Монгольской Империи - а на самом деле никаких "монголов" не было, но по воле и инициативе одного из воинов по имени Темучжин Борджигин была сформулирована грандиозная идея-цель по созданию новой империи с названием Мын Гу Эль ("Большая страна"). Сам Темучжин Есугеевич назвался первым мынгуэлем, первым гражданином этой страны, где, по его мнению, должен править Закон (Ясы). Кстати, в чувашском языке Мăн [мын] означает «большой», а также «старший» и «великий»: мăн çын («крупный человек»). Мăн кун («Великий день»), мăнак («старшая тëтя»). ГУ означает "эта" (в чувашском КУ [гу] означает «этот»: ку çын ырăскер («этот человек добрый»). ЭЛЬ (ЯЛ) в общетюркском языке означает "сторона, край" (название чувашского районного центра ЯЛЬЧИКИ означает "крайняя сторона" (ЧИКĔ [чигǝ] («граница, черта»). Темучжин и его род близко не стоят к предкам чувашей: возможность объяснять этимологию отдельных "монгольских" слов лишний раз подтверждает, что когда-то будущие "монголы" заимствовали много слов из будущего чувашского языка, по одной простой причине - язык был очень древний. Кто-то считает, что ЧИНГИЗХАН означает "великий хан", а на самом деле это куда более символично: Чын Гыз Хан означает ("Истинно Народный Хан"). ЧЫН это "настоящий, истинный" (в чувашском языке ЧĂН [чын] употребляется в значении «правдивый»: «Чăн сăмахра суя çук – в правдивом слове лжи нет»). Пратюркское слово ГЫЗ означает "род". Например: КЫРГЫЗ означает "сорок родов": КЫРК+ГЫЗ (к слову, в чувашском ХĔР(ĕ)Х тоже означает «сорок»). Таким образом, в слове Чынгызхан заложена идея о правителе, который должен избираться народом на демократической (представительской) основе.
Теперь совсем немного о модной ДНК-генеалогии, которая пришла к выводу, что кыргызы - это потомки чингизидов и у них среди мужчин преобладает гапло R1, а у современных "монголов" гапло R - ноль! Те же китайцы (ханьцы) в период ТАН (6-7 вв.) описывали енисейских кыргызов как рыжих, с белыми лицами и голубыми или зелеными глазами. А?
На языке Адельской цивилизации сарматы-кыпчаки, прозванные по ошибке татары - это народ, бывший главным конкурентом и извечным врагом для аракытайского рода борджигин, из которых вышел Чингизхан (Темучжин Борджигинов) и который, усилив свою команду соратников, полностью уничтожил та-тар, которые в свое время отравили его отца. С тех пор слово «татар» стало носить смысл «смертник», а Чингисхан Борджигин приказал называть так и другие народы, которые он покорял. Почему же Борджигины есть аракытайские племена? Ответ хитрый, но правдивый: потому что так называемые "китайцы" до того, как стать "кытайцами" были разного рода ханьцами, имэнцами и т.д. и т.п. А почему появился Китай, а не Хань, Имэнь и т.п.? А потому что эти уже "китайцы" присвоили себе это великое имя, от которого тогда все дрожали вокруг. А почему дрожали? А потому что державу КИДАНЬ (на Амуре) в свое время создали БОРЕАЛЫ, выходцы из ИДЕЛЬ, древнейшие супервоины.
Говоря об эпохе Таз Баш Аз, нужно пояснить что в древнетюркском языке были этнонимы и другие имена с корнем или в словосочетании с БАШ, который означал "ГОЛОВА, ГОЛОВНОЙ, ГЛАВНЫЙ". И здесь, думаю, мы можем приблизиться к истине и смело предположить этимологию слов - как, например: этноним БАШКИР произошел от БАШ-КОРТ ("главный народ") - не зря они не ушли и остались там же, в центре очага ИДЕЛЬ.
Что думают ученые о древних предках чуваш?
Н.Я. Марр, порой чересчур критикуемый сторонниками "новой волны", назвал древних предков чувашей "мессопотамскими субарами".
По мнению современных исследователей, субары "по своему языку, внешнему облику, религии, культурному развитию, военному производству и историческим судьбам были близки к соседним хурритам, населявшим северо-западную часть Передней Азии и Северную Сирию, шумерам из Нижней Мессопотамии, проживавшим в низовьях Ефрата и Тигра, урартам Закавказья, горным племенам, жившим к востоку от Тигра гутиям/кутиям и входили в Субарейскую федерацию. Страна Субарту, названная так аккадцами, в шумерских источниках в греческой транскрипции фигурирует как Субар (Сувар), с вариантами идеограмм Савур, Савир, Сабир. В других шумерских документах - как Субрия (Subria), Субре (Subre)... Столицей... Субарту был город-крепость Пулу... В реляции (летописи) "Письмо к богу Ашшуру" царь Ассирии Асархаддон упоминал, что во время осады им города Пулу (Улуму) ночью его жители облили нефтью деревянные части осадных приспособлений и сожгли. Из этого следует, что субарейцы были знакомы с добычей нефти и умели защищать свои города. Пулу (Улуму) ученые отождествляют с современным городом Савуром, расположенным около реки Савур. В этом же районе еще в начале XX в. существовало селение Суварлы, отмеченное на топографических картах, выпущенных в Тифлисе в 1903... население Субарту занималось ремеслами, связанными с металлообработкой (производство оружия, кузнечное дело, изготовление украшений и т.д.). Субарту, будучи горной страной, была богата различными металлами... Основными родами войск субарейцев были колесничие, всадники, пехотинцы. Последние делились на лучников и щитоносцев... Территория Субарту, расположенная в благоприятной климатической зоне со своим экономическим благополучием, всегда находилась в окружении воинственных государств, управляемых жестокими правителями, и начиная с III тысячелетия до н.э. постоянно оказывалась в центре захватнических войн. Поэтому часть населения Субарту была вынуждена систематически покидать свою родину... Субарейцы, ушедшие на Восток в III - I тысячелетиях до н.э., оказались в Восточном Туркестане, будущих территориях Парфии, Согдианы, в Турфанской впадине, в предгорьях Гиндукуш (Имеон) Северо-западной Индии, на Алтае, Тянь-Шане, Прииртышье и других регионах Сибири и Средней Азии. Веками проживая на данных территориях по соседству с местными кочевыми народами, создавали государственные объединения и взаимообразно передавали им свои развитые навыки земледелия, ремесла, военного производства и культурные традиции (например, "звериный стиль" Передней Азии перешел к народам Средней Азии и Сибири)... Множество слов субарейского (суваро-булгаро-чувашского) языка стали основой в формировании так называемых тюркских языков данного региона... (например, в монгольском языке около 1400 суваро-булгаро-чувашских слов, а в других тюркских языках этих заимствований гораздо больше).
(Ю.Ю. Ювенальев. Культура суваро-булгар... Чебоксары, 2015. С. 17-19).
Во II - I тысячелетиях до н.э. в страны "Плодородного полумесяца" стали вторгаться так называемые АРИИ, которые ранее занимали земли между Дунаем и Алтаем. Занятая ими территория получила название АРИАН ("земля ариев"). В течение многих веков эти "индоиранцы" соседствовали с субарейцами и получили от них элементы религии и вооружения. Язык субарейцев, местный и своеобразный, впитал много индоиранских слов.
Упоминания о предках чувашей в древних документах
Название страны субарейцев также имеет форму Субари в документах из Амарнского архива [1] и Šbr в Угаритских надписях [2].
Ссылки:
[1] Амарнский архив — собрание 382 глиняных табличек 16-11 вв. до н.э., содержащих дипломатическую переписку между Древним Египтом и его представителями в Ханаане и Амурру, а также царями Вавилонии, Хатти, Митанни и Ассирии, обнаруженное в Амарне (Египет). Переписка составлена преимущественно на аккадском языке, служившим в те времена языком международного общения на Ближнем Востоке. Аккадский язык (по названию города Аккад), или ассиро-вавилонский язык, — один из древнейших семитских языков, разговорный язык трёх народов, населявших территорию Древней Месопотамии — аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Для письменной фиксации аккадского языка применялась словесно-слоговая клинопись, заимствованная у шумеров. . Семи́тские языки́ — семья языков, распространённых на Ближнем Востоке и Северной Африке; из современных семитских языков наиболее широко распространены: арабский язык (около 300 млн чел), амхарский (25 млн чел), тигринья (9 млн чел), иврит (8 млн чел), ассирийский новоарамейский (2 млн чел), мальтийский язык (0,3 млн чел).
[2] Угаритское письмо имело хождение в ханаанском городе Угарит с XV в. до н. э. и до окончательного разрушения города в результате землетрясения в XII в. до н.э. Использовалось для фиксации местного семитского (угаритского) диалекта и хурритского языка. Угари́т — древний торговый город-государство Восточного Средиземноморья, находившийся на территории современной Сирии. Ханаа́н (финик. транслит. kĕnaʿan) — западная часть т.н. Плодородного полумесяца. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Ханаан также известен как «Земля обетованная». Плодоро́дный полуме́сяц — символическое название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Местность была так названа из-за её богатой почвы и формы на карте, напоминающей полумесяц. Земля́ обетова́нная (Свята́я земля́) — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к историческому региону «Земля́ Изра́ильская» (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל [Э́рец-Исраэ́ль], на территории которорй находятся современные Израиль, часть Ливана, часть Иордании, часть Сирии, Иудея и Самария (Западный берег реки Иордан) и Сектор Газа. Термин используется как обозначение Земли Обетованной, то есть обещанной Богом всем 12 коленам Израилевым. Коле́на Изра́илевы (ивр. שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל [шивтей Исраэ́ль]) — племена потомков 12 сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, единый Еврейский народ (Израэль).
В шумерском эпосе «Энмеркар», описывающем раннединастический период [3], приводятся страны, где «смешаны языки» — в их число входят Марту, Хамази, Шумер, Аккад и Субарту как часть Лугальаннемунду [4].
Ссылки:
[3] Раннединастический период — период в истории Месопотамии (XXVIII—XXIV вв. до н. э.); первая историческая эпоха Месопотамии, время появления первых государств и расцвета шумерской цивилизации.
[4] Лугаль-анне-мунду (шум. lugal-an-ne-mu-un-du; «Царя бог создал») — самый успешный царь (лугаль) шумерского города Адаб ок. XXV в. до н. э.
В аккадский [5] период против Субара вёл войну аккадский царь Саргон [6]. Его внук Нарам-Суэн [7] также воевал против Субар и подчинил себе.
Ссылки:
[5] Аккадский период истории Древней Месопотамии — это время существования Аккадского царства (ок. 2316—2137 гг. до н. э.). Аккад — первое централизованное государство в истории Месопотамии, которое объединило многочисленные города-государства этой страны. Она была крупнейшим государством мира своего времени.
[6] Саргон Древний — царь Шумера и Аккада (2316—2261 гг. до н. э.). Шуме́р (аккад. Šumerû) — древняя область в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака. Шумером называют саму шумерскую цивилизацию и территорию распространения шумерского языка. Воевал с субарейцами, подчинил их, но Субарту вышел из-под его контроля.
[7] Нарам-Суэн (Нарам-Син Аккадский) — царь Аккада и Шумера (2237—2200), внук Саргона, «царь четырёх стран света». Этот царь воевал со многими своими соседями, в том числе на севере предпринял поход в Верхнюю Месопотамию и напал на страну Субарту, расположенную в среднем и верхнем течении Тигра. О разгроме Субарту Нарам-Суэном говорит его датировочная формула: «Год, когда Нарам-Суэн победил Субарту в Азухунуме и взял в плен Дахиш-атала» . Из других источников известно, что во время войны Нарам-Суэна с городом-государством Тальхатум, правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант. Стало быть, субарского царя звали Дахиш-атал (последняя фонема очень напоминает тюркский вариант названия Волги — Адыл . Если рассуждать логически, то: Дахиш — это родовое собственное имя, атал (адыл) — титул правителя ("верховный"); соответственно, Адыл (Волга) — главная (верховная, самая могущественная) река из всех рек.
В так называемый Период III династии Ур (эпоха Шумеро-Аккадское царство в 2112—2003 гг. до н. э.) Субарту упоминается как северная и грозная страна в клинописных надписях царя Шульги́ (2094–2046). Считается, что династия Ур в столкновениях с Субарту так и не достиг ощутимого успеха. Наследник урских царей, Ишби-Эрра (2018–1985 гг. до н.э.) из южномесопотамского города Исин силами аморейцев совершил ряд походов на север, но опять не достиг решающего успеха.
В староассирийский период [8] царь Ассирии Саргон I [8] упоминает в одной из своих клинописей Субар как страну, с которой он воевал.
Ссылки:
[8] Староассирийский период датируется XX—XVI вв. до н. э. Название периода условно, т.к. собственно Ассирии тогда ещё не существовало.
[9] Саргон I (Шарру-кин II; аккад. ŠAR.RU.KI.IN «Царь истинный») — правитель города Ашшура в XIX в. до н. э.
Среди старовавилонских источников [10] Субар упоминается в надписях Хаммурапи [11]. Из текстов стало ясно, что Субарту часто поддерживал его врагов, но терпел поражение и вынужден был отступать. Субарту упоминается также в «Поэме об Эрре» (IV, 132) в числе стран, которые постоянно досаждали Вавилонскому царству.
Ссылки:
[10] Старовавилонский период совпадает с правлением аморейской династии в Вавилоне (XX—XVI вв. до н. э.). Иногда под старовавилонским периодом понимают время существования Старовавилонской державы Хаммурапи (XVIII—XVI вв. до н. э.).
[11] Хаммура́пи (аккад. транслит. Ha-am-mu-ra-bi/pi) — царь Вавилона в 1793—1750 гг. до н. э., искусный политик и полководец, который возвысил Вавилон. Первый из правителей, от которого сохранились царские надписи, которые рассказывают о военно-политических событиях.
Около 1764 г. до н. э., умудрённый уже 30-летним опытом правления, Хаммурапи начал серию больших походов. В этом году он разбил соединённую армию царей Эшнунны, Малгиума и Элама, а также подкрепления горских племен (текст называет «субареев» и «гутиев»). В 1762 г. до н. э. Хаммурапи вновь столкнулся с горскими племенами субареев и гутиев. Хаммурапи занял город Манкисум на Тигре и закрепился вдоль берега реки. В том же году он успел поочерёдно завоевать и Малгиум, и царство Мари (южнее Субарту). В 1757 г. до н. э. Хаммурапи писал, что разгромил сутиев и субареев. Однако есть сведения, что в последние годы правления Хаммурапи его владения скорее сокращались, чем расширялись. Около 1751 г. до н. э. пришлось пойти на строительство стены вдоль Тигра и Евфрата — скорее всего, от тех же горских племëн субареев и гутиев.
Субарту фигурирует в Среднеассирийских хрониках начиная с конца XIV века до н. э. Как видно из письма царя Митанни (Васашатта) царю хеттов (Хаттусил III), ранее царь Ассирии (Адад-нирари) завоевал их земли в союзе с «шубарейским царем», этой страной могла быть Алзи (Алше).
Позже, в XIII в. до н.э., ассирийский царь Тукульти I сообщал о покорении страны шубарейцев, которая включала области Кадмухе, Пушшу, Мумму, Алзи, Амадани (вариант Медани), Нихани, Алайа, Тебурзи, Пурулумзи и обширную терриорию пабхийцев, заселённую многолюдными племенами. Говорится, что были разграблены 4 «укрепленных города» царя Алзи, 6 укрепленных поселений страны Амадани, большое торговое поселение страны Пурулумзи. Всего было разграблено, разрушено и сожжено 180 шубарейских поселений, а их жители взяты в плен.
В XII в. до н.э. царь Ассирии Тиглатпаласар I совершил против Субарту поход и номинально добился её подчинения, но походы на север пришлось вести ещё несколько раз.
В конце IX в. до н. э. Субарту попал под власть Урарту и оставался в таком качестве до VII в. до н.э., когда восстания за независимость дали успех.
В VII в. до н.э. Субарту упоминается ассирийским царем Асархаддоном как мятежная страна, в которой укрылись его враги. В 674 г. до н.э. этот царь заставил участвовать в походе на Субарту родственный субарейцем народ - урартцев. В 673 г. до н.э. Асархаддону и его союзникам удалось разрушить 21 крепость субарейцев, а субарейский царь Ниг-Тешуб погиб в бою с захватчиками - государство Субарту прекратило существовать, а сами субарейцы оказались на грани потери свободы и независимости.
Но случилось некое чудо (беда одна не приходит): в это же время на ассирийцев напали многочисленные скифы, которые пришли сюда из Алтая и, что сыграло решающую роль, были близкородственными для субар племенами (греки называли их СКИФЫ, а персы - САКИ). Скифы, вкусившие свою военную мощь, вторглись на ассирийские территории, организовали свое военное государство и призвали на свою сторону местные угнетенные народы, в том числе и субарейцев. Благодаря этому нашествию (орда орде - рознь) субарейцы сохранили себя как этнос.
После этих событий одна часть субарейцев переселились на земли, лежащие между Кападокией и Понтом (север современной Турции):
Другая часть субарейцев переселилась в район Танаиса (Дона):
Третья часть субарейцев осталась там же, в районе Субарту и Урарту, и впоследствии вошла в состав будущего "Дома Тогармы":
Из письма хазарского царя Иосифа к советнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шафруту:
«Письмо Иосифа, сына Аарона, царя Тогармского. Ты спрашиваешь в своем письме, из какого народа, какого рода и племени мы. Знай, что мы от сынов Иафета, от сынов его сына, Тогармы. Мы нашли в родословных книгах наших предков, что у Тогармы было десять сыновей, и вот их имена: Агийор, Тирас, Авар, Угии, Биз-л, Т-р-на, Хазар, 3-нур, Б-л-г-д, Савир. Мы происходим от сыновей Хазара; это седьмой».
Историк Константин Пензев считает, что хазарский язык есть один из тохарских диалектов Восточного Туркестана:
"Однако, если хазары не общались на иранских диалектах, то вполне возможно, что они говорили на одном из диалектов тохарского, как и их сородичи булгары. Отсюда и наименование их правящего дома — Тогарма" (К.А. Пензев. Праотец Мосох. 4. Хроника Дома Тогарма).
Субарейцы "четвертой волны" вырвались на Кавказ и создали на берегу Каспия, рядом с Кавказской Албанией, свое государство под названием ПУЛУАДИ (сейчас это территория современного Азербайджана):
Первыми населенными пунктами в субарском государстве Пулуади были город Пиле-Сувар и селение Сувар (Биле-Севар и Билясувар на карте).
С этого времени "кавказские" сувары имели тесные связи с будущими армянами, грузинами, аланами и другими народами Кавказа. К примеру, в современной Армении есть река Болгару-Чай ("булгарская река").
Севернее азербайджанского Баку имеется городок Баладжары (Biiecen), западнее Баку - Шубаны (Subani), восточнее Шемахы - Сабир и Сабирли, на реке Кура - Сабирабад...
В 6 веке до н.э. рядом с кавказскими субарами образовалось Армянское царство, куда вошли и остатки хурритов, бывших соседей субарейцев.
Примерно в 550 году до н.э. иранский царь Кир объединил Иран и Мидию, создав мощную Персию, под властью которой оказались тогда и армяне, и субары. Это продолжалось почти 200 лет...
Примерно в 330 году до н.э. древние армяне и древние сувары принимали участие в военных походах Александра Македонского, который разбил персов и двинулся на Среднюю Азию и Древнюю Индию...
Как мы отметили, еще с III тысячелетия до н.э. часть субарейцев уходила из Мессопотамии на Восток, где они соседствовали с местными народами Средней Азии и Сибири, в течение 2000 лет передавая передовой опыт, свои специфические, не имеющиеся у аборигенов специфические слова, взаимно поглощая в свой язык новые для себя слова "тюркского" языка.
С I тысячелетия до н.э. "пришлые" субары и "местные" огуры, имеющие тогда уже общую материально-духовную культуру, оказались в составе так называемой Хуннской конфедерации (гуннского союза). Хунны, что представляли смесь народов и племен разного происхождения (военный интернационал), с 3 века до н.э. вели непрерывные войны с Китаем и соседними племенными союзами пока еще "не-хуннов".
Начиная с 1 века до н.э. военные столкновения (боевые действия) имели место быть непосредственно на землях, где тогда жили субары - в течение десятков лет эти территории переходили под контроль то китайцев, то хуннов. Спасаясь от китайцев, большинство субар ушли на Алтай, Иртыш, Тобол, Ишим - туда, где были родственные для субарейцев племена...
Во 2 веке н.э. началось "Великое переселение народов": группа племен алтайского типа под именем ХУННУ, данным им ненавистными китайцами, ДВИНУЛИСЬ из степей Центральной Азии через Алтай и Тянь-Шань в направлении ЗАПАД: вытесняя одни народы, других истребляя, третьих вовлекая в свой СОЮЗ, в течение 300 лет "хунны" прокладывали свой маршрут Сибирь-Казахстан-Поволжье, пока не стали "гуннами":
Итак, на европейскую территорию, которая условно начиналась после Уральских гор, Южного Приволжья и Восточного Прикаспия, в район озера АРАЛ (Аральское море), в этот прекрасный плодородный край, можно сказать, "хуннский рай", в 4-м веке н.э. первыми пришли хунны. В 5-м веке, второй волной, к ним присоединились огуры. Начинается завоевание и постепенная экспансия Восточной Европы хунно-огурами. Причем огуров считали первыми тюрками, ворвавшимися в Европу. Также считается, что тюрки - это потомки хуннов, почему-то отставшие "от отцов" где-то в Азии (мол, вы пока скачите туда, а мы догоним через 100 лет). Кто такие хунны? Кто такие огуры? Кто такие тюрки? Поехали!
Ху́нну (лат. hunni, кит. 匈奴 сюнну) — древний кочевой народ, с III века до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Хунны 400 лет вели активные войны с китайской империей ХАНЬ. В ходе этих войн хунны консолидировались в единую державу и подчинили племена соседних кочевников. Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц, Хуннская держава распалась.
Еще в 1-м веке до н.э. китайские источники зафиксировали в хуннских войсках 300 тысяч конных лучников! Изначально китайцы называли их СЮННУ, что означало "северные кочевники". Великая китайская стена была построена именно для защиты от сюнну-хунну. В 3 веке н.э. китайцы писали, что "сюнну делились на сотни и тысячи племен, у каждого было свое название". Хунны воевали с ханьцами и сяньбийцами.
Слово Хань берёт начало от династии Хань, сменившей династию Цинь (император Ши Хуаньди, которому удалось объединить весь Китай. Название династии произошло от названия реки Ханьшуй в центральной части Китая, у которой жили основатели династии Хань. Также это слово в классической китайской литературе означает Млечный Путь, т.к. сами ханьцы называли свою страну Поднебесной. Ханьцы (кита́йцы) — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Занимают первое место по численности среди народов (19 % общего населения Земли, 92 % от населения Китая).
То есть ханьцы — это этническое большинство и титульная нация Китая.
Сяньби́ (монг. Сүмбэ, кит. 鮮卑 «Сяньби», от назв. гор Сяньби-шань) — древнемонгольские племена кочевников, жившие на территории Внутренней Монголии (автономный район на севере Китайской Народной Республики). Сяньби (самоназвание неизвестно) выделились из союза дунху в III веке до н.э. и участвовали в этногенезе монголов. По мнению учёных, сяньбийцы говорили на древнемонгольском языке. В кон. II в. на территории современной Монголии насчитывалось более 50 отдельных сяньбийских кочевий (С.В. Таскин).
То есть сяньби — это древнейший народ, потомок дунху и предок монгол.
Дунху́ (кит. 東胡 , буквально «восточные варвары») — племенное объединение (союз), возникшее во Внутренней Монголии (на севере Китая) около 1100 г. до н. э. и исчезнувшее во времена династии Хань около 150 г. до н. э., когда их разгромили хунну. В.С. Таскин в составе дунху выделил следующие основные племена: ухуань, сяньби, цифу, туфа, шивэй, кумоси, кидань, туюйхунь, жуаньжуань.
Сым Цян в 1 веке до н.э. в «Ши цзи» («Записки историка») сообщает о трёх группах народов: хунну, дунху и дуни, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н. э. Когда великий хуннский шаньюй (царь) Модэ в 150 г. до н.э. разбил основные силы дунху, оставшийся народ укрылся в горах Ухуань, откуда пошло их новое название. В III—IV вв. н. э. в Восточной Азии к северу от Китая шёл процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань-сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племён, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, бывшие после хунну вторым крупным объединением еще с III в., делились на несколько союзов. Таким образом, с точки зрения языка дунху были объединением, в котором преобладали протомонголы. В 93 году н.э. коалиция ханьцев, сяньбийцев, динлинов разбили хуннов, а в 155 году крупное поражение хуннов от сяньбийцев привело к расколу хуннов на четыре ветви: одна слилась с сяньбийцами, другая мигрировала в Китай, третья осталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Черного Иртыша; четвёртая (будущие гунны) с боями отступила на запад и к 158 году достигла Волги и нижнего Дона. Об прибытии последних сообщил античный географ Дионисий Периегет.
Даже от этой четвертой части хуннов отдельное племя осталось в Азии: "500 семейств" (Л.Н. Гумилев) монголоязычного рода АШИНА решили связать свою дальнейшую судьбу с Алтайским краем (АЛТАЙ - Алт Тау, "золотая гора"), где в то время проживали местные племена, говорящие на своем своеобразном языке (по одной из версий, это было племя ТЕЛЕ): смешение родов Ашина с родами Теле привело к одной из самых ярких исторических явлений - появлению древних ("небесных") тюрков и языка тюрков (тюркского языка - не путать с "пратюркским", то есть хуннским интернациональным языком). Для дифференциации "собственно тюрков" от других "тюрков" (тюркоязычных народов) существует термин "тюркют", который означает "тюрки" (во множественном числе), где корень ТЮРК есть слово собственно тюркское, а окончание ЮТ от древнемонгольского.
Что означает тюркское слово ТЮРК? Окончательной версии не имеется. Первое упоминание этнонима ТЮРК встречается в китайских летописях и относится к 542 году н.э. (кит. 突厥, "тюгуе" ). По мнению В.В. Бартгольца и А.Н. Кононова, слово «тюрк» (на древнетюрк. türk ) имеет первоначальное значение «сильный, крепкий, достигший расцвета». Для сравнения, на чувашском ТĔРЕК означает «крепкая опора, устойчивая коренастость».
Таким образом, ТЮРКЮТ (тюркский этнос) сформировался в результате смешения местных тюркоязычных алтайцев и пришлых монголоязычных ашинских хуннов, которые стали тюркоязычным народом, и случилось это в среде смешанных европеидно-монголоидных форм, поэтому при своем расселении на Запад тюркоязычные народы несли как контитентальные монголоидные признаки (чёрные жёсткие прямые волосы, тёмные глаза, маленькие ресницы; смуглый цвет кожи; слабый третичный волосяной покров; сильное выступание скул; уплощённое лицо; низкое переносье; лопатовидные резцы зубов; эпикантус), так и европеидный комплекс брахикранного типа (относительно короткая и широкая форма головы человека, приближающаяся к округлой форме головы).
Однако новорожденный народ Ашина-Теле-Тюрк вскоре подпал под власть Жужаньского каганата, которому они платили дань железом.
Жужаньский каганат (330-555), раннемонгольское государство, господствовавшее на территории современной Монголии и северного Китая в IV - VI веках. Господствующим племенем была ветвь сяньби.
Китайские источники 5 века называли Жужани и Ашина "другими сюнну".
В 545 году ашино-телесские племена вновь восстали против жужаней, и во главе нового государства встал правитель Бумын, из рода Ашина, который заключил союз с китайским царством и, разгромив жужаней, принял титул ИЛЬХАН («правитель народов»).
Итак, субарейцы, еще в III - II тысячелетиях до н.э. частями покинувшие Мессопотамию и жившие в Средней Азии и Сибири до 1-2 веков н.э. по соседству с огурами и другими местными народностями, спустя десятки веков воссоединились с теми из субарейцев, которые к этому времени расселились в районах Кавказа, Причерноморья, Приазовья. Причем субары (субарейцы) составляли ядро Хуннской конфедерации. Западные "наблюдатели" прозвали хуннов "гуннами" (фонема "х" перешло в "г").
Буквально лет за двадцать пять, примерно к 375 году н.э., гунны и их союзники из числа местных народностей уверенно заняли огромную территорию между Каспием и Крымом, вытеснив могущественных алан из Ставропольской возвышенности в сторону Кавказских Гор...
В 435-454 годах гуннами единолично правил Аттила, погибший в "БИТВЕ НАРОДОВ". С учетом того, что в хуннской армии ядро составляли субары (субарейцы) и во время Каталунского сражения между ордой Аттилы и легионами Аэция полегло около 200 тысяч воинов с обеих сторон, нужно понимать что суммарно огурских и субарских воинов погибло не менее 100 тысяч. После смерти Аттилы "империя гуннов" утратила все признаки централизованной государственности. С этого времени, надо полагать, у субар и огур было мирное сосуществование и мирные связи, благодаря которым субары и огуры образовали новые народы, в числе которых: СУВАРЫ, ОНОГУРЫ, БАРСИЛЫ, УТИГУРЫ, ЭСЕГЕЛИ, КУТРИГУРЫ...
Все эти народы в скорем будущем стали основой нового государства под названием ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ, которую основал и которой стал править какан ("хан ханов") КУБРАТ. Название БОЛГАР (ПУЛКАР) происходит из соединения двух слов: ПУЛ ("будь) + КАР ("един, неразделим"). Именно этую идею о неразделимости и заложил в хунно-огурском государстве великий Кубрат. И учил он своих сыновей так: "Наша держава должна быть как сжатый кулак. Расслабим его, и переломают все пальцы поодиночке".
В науке есть дифференциация (четкое различение) 2 терминов - ТЮРКИ ("тюркют", собственно "тюрки") и ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ. Другими словами, изначально появился один народ под названием ТЮРК, а потом появились ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ и ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ (поэтому псевдотермин "тюркские народы" считается некорректным). Для понимания существа вопроса применяется термин ПРАТЮРКСКИЙ ЯЗЫК, который был общим сразу для нескольких племен и родов, который существовал достаточно долгое время (несколько веков) и распался на несколько частей благодаря самому первому в этой эволюции процессу, который принято называть "отделение огурской (булгарской) группы". Этот факт наиболее полно описала Анна Дыбо, член-корреспондент Российской Академии Наук:
Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы.
— Дыбо А.В. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. — М.: Академия, 2004. — С. 766.
Процесс отделения булгарской группы тюркских языков имел место быть в Южном Казахстане, районе реки Сырдарья, в конце 1 века до н.э., куда хунны мигрировали из Западной Монголии через северо-запад Китая.
Огурская (булгарская) группа считается тюркской языковой группой древнейшей формации и включает следующие языки: БУЛГАРСКИЙ (мертвый язык), ХУННО-ГУННСКИЙ (мертвый язык), ХАЗАРСКИЙ (мертвый язык), ТЮРКСКО-АВАРСКИЙ (мертвый язык), ЧУВАШСКИЙ (единственный живой язык-представитель огуро-булгарской группы, современная форма волжско-булгарского (средне-булгарского) языка.
ХАЗАРСКИЙ ЯЗЫК также близок современному ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ. Хазарское слово БУЛАН ("олень") созвучно чувашскому ПЪЛАН ("олень"). Хазарское САОР ("белый") созвучно чувашскому ШОР ("белый"), а хазарское слово КЕЛЬ ("крепость") созвучно чувашскому КИЛЬ ("здание"). Историческая хазарская крепость САРКЕЛ, построенная в 834-837 гг. под руководством византийского инженера Петроны по просьбе правителей Хазарского каганата сувары (суваро-булгары) называли на свой манер ШОРКИЛЬ, что отражено в арабских источниках как вариант названия этой самой южной крепости хазар (кстати, хазары и сувары покидали свои края и свои крепости после 863 года, спасаясь от арабского нашествия. Однако немногочисленные хазарские рунические письма не удалось дешифровать, как и не получилось до конца дешифровать рунические письмена дунайских болгар (частично удалось дешифровать средне-булгарские эпитафии, написанные арабской графикой в 13-14 вв. в Булгарском улусе Золотой Орды (территория современного Татарстана).
Кроме волжско-булгарского языка, прабулгарский язык был основой для:
ранне-булгарского языка, который был распространен в V—VII вв. среди племен Великой Болгарии (большая территория вокруг Азовского моря);
кубанско-булгарского языка, который использовали вплоть до X века т.н. черные булгары, потомки Батбаяна, старшего сына Кубрата, обитавшие в междуречье Днепра и Дона;
дунайско-булгарского языка, родного языка аристократии основателей Первого Болгарского царства (VII—X вв.) в районе реки Дунай (Европа).
"Розетка из Плиски" (бронзовый артефакт) дает нам возможность демонстрировать протоболгарские руны:
В числе многих фонетических особенностей булгарской группы тюркских языков — наличие твердого гласного, уникального нелабиализованного звука заднего ряда (в чувашском языке звук обозначается буквой «ӑ», а в дунайском болгарском языке — буквой «ъ»), что является четким и незыблемым доказательством того, что великий язык Волжской Булгарии унаследовал именно ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК и именно ЧУВАШСКИЙ НАРОД является прямым потомком ВОЛЖСКИХ БУЛГАР, к которым относились: СУВАРО-БУЛГАРЫ и другие булгароязычные народы хуннского, финно-угорского и индоиранского происхождения.
Тюрки пришли в Европу спустя 200 лет после хуннов (гуннов), в 6 веке. В 560-е годы в походы на Армению ходили: аланы, абхазы, баланджары... К северу от Дербента были одноименный город, страна и река Баланджар. М.И. Артамонов и А.П. Новосельцев считают, что баланджары, савиры, барсилы и другие гуннские племена образовали еще в 4 веке свой союз ХАЗАР. Место объединения - равнинный Дагестан. Этимология слова "хазар" имеет много версий; на персидском "хазар" означает "тысячи". Интересный момент: в середине 7 века один из хазарских каганов взял себе жену из ирано-тюркского племени барсил (берсил), которые жили тогда на севере Дагестана. Хазарский каганат окончательно пал в 965 г.
Большинство ученых считают, что хазары - это часть ОГУР, которые еще в 6 -5 веках до н.э. выделились из более крупного в то время объединения ОГУЗ (24 тюркских племени). Огузы, оставшиеся без огуров, участвовали в дальнейшем в этногенезе кыпчаков, туркменов, узбеков, турок, гагаузов, саларов, азербайджанцев. Ветвь исламизированных огузов известна с 10 века под названием СЕЛЬДЖУКИ.
Интересный факт: ОГУЗ на кыпчакском "бык", ОГУР на булгарском тоже "бык" (для сравнения: ВĂКĂР на чувашском тоже "бык"). Хазары и булгары говорили на древних родственных тюркских языках. В чувашском есть несколько созвучных хазарским и однолексемных с этим языком слов.
Есть версия (Ярхун), слово БУЛГАР трансформировался от сочетания Биэл + Огур, что может означать "пять огуров" (либо быков, либо вождей). По Ярхун, затем слова Огур и Огуз трансформировалась в АР (мужчина). Это вряд ли! Дело в том, что огурские и огузские языки как раз и отличает форма окончания слов: если у огурских языков в конце Р, то у огузских языков - это З. Например, "девушка" по-огурски ХĔР, по-огузски КЫЗ. Стало быть, БУЛГАР имеет исключительно огурское происхождение. Сами фонемные обозначения племен ОГУР-ОГУЗ могли стать символическими лексемами для разделения племен в связи с тем, что БЫК, скорее всего, был тотемным животным на древнем этапе развития пратюркских родов. Обозначение посредством АР именно мужчин как исторических единиц того времени , когда женщины в расчет не принимались) уже доказано.
Исходя из огурского значения АР (мужчина-вождь или союз мужчин), можно предположить более определенные этимологические значения известных нам этнонимов: БУЛГАР (от БЛГ "пять" или "альянс") - народ, образованный из пяти (или другого количества) родов; СУВАР (от СВ "благородный") - народ, отличающийся мужчинами, проповедующими ЧЕСТЬ (благородные воины, служители чести, держатели слова); ХАЗАР (от КАЗ "режь") - народ, отличающийся умелой сабельной стратегией; ТАТАР (от ТАТ "отрежь") - народ, который остался после истребления его определенной части (имеется в виду истребление Темучжином соседнего народа, чьи представители отравили в свое время его отца, и в отместку будущий Чын Гыз Хан уничтожил всех взрослых мужчин, оставив детей).
Известный тюркский титул "елдабар" имел также форму ЯЛДАБЭР, и его можно без особого руда расшифровать с помощью чувашского языка: ЯЛ ("край, страна") + "да" (суффикс "где") + БЭР ("один"). Таким образом, титул ялдабар, который носил царь Волжской Булгарии Алмуш (Алмас), означал "Один на всю страну" (единоличный верховный правитель). После принятия ислама и титула эмир (вассал по отношению к багдадскому халифу) Алмас-Фадлах потерял свою верховную власть, а Идель-Болгар стал вассалом Багдадского (Арабского) халифата. До этого времени царь Алмуш сам имел в подчинении (в вассалах) четырех князей, одного из которых Алмуш_Фадлах в присутствии Ибн Фадлана назвал "Вирагом" ("непослушный"). На самом деле его звали Аскал, и был он вождем (князем) народа Саван (Сувар), который, по мнению многих ученых, составлял этническое большинство населения Волжской Булгарии.
Таким образом, еще 5000 лет назад далёкие предки сувар жили в Северо-Восточной Месопотамии в стране Субарту. На современной карте это части Южной Турции, Западной Сирии, Ливана и Израиля. Субарту все время находилась в окружении государств-агрессоров, и эти войны принуждали часть субарейцев покидать эти места. C III тысячелетия до н.э. субарейцы жили в соседстве с народностями Сибири и Средней Азии, часть которых были близкородственными для предков субарейцев - сэбэр. В конце 1-го века до н.э сформировалась основа суваро-чувашского R-языка. В IV веке н.э. субарейцы, более 5 тыс. лет жившие в Мессопотамии, соединились с гуннами-огурами, переселившимися из Средней Азии. Это случилось на стыке Армении, Грузии и Азербайджан. Позже они продвинулись в район Дагестана. В 6 веке гунно-огуро-суваро-булгары держали Царство гуннов. В 7 веке Кубрат основал Великую Болгарию и все народы, вошедшие в него, стали называться булгарами и говорили на среднебулгарском языке. После распада Великой Булгарии Аспарух основал булгаро-славянское Первое Болгарское царство (Дунайская Болгария). Котраг основал Волжскую Булгарию. Царство гуннов (Савирское царство) держалось до IX века, но было уничтожено арабами. После 863 года остатки сувар (савир) и часть южных хазар покинули Прикаспий и Дагестан и пошли вверх по Волге, еще выше, чем Волжская Булгария. Около 870 года хазары основали крепость Хазан. Примерно в 880 году сувары основали первый (старый) Сувар, но оставили его из-за постоянных русских атак.
Спасибо за внимание!