Кесария Каппадокийская - один из самых загадочных городов Малой Азии. Этот город хорошо известен по сотням упоминаний в письменных источниках, но абсолютно непонятен в материальном смысле. Неясно, что от него осталось, и неизвестно, как он выглядел в древности. Относительно хорошо сохранились лишь строения средневековой Кесарии, основанной уже тюркскими династиями Данишмендидов и Сельджуков.
Такое положение вещей проистекает в том числе из-за того, что город часто менял свое положение. Древнейшее здешнее поселение - хеттская Ниса (Канес) находится сейчас на расстоянии 15 км к север-востоку от нынешнего турецкого Кайсери. Несомненно, это было крупнейшее поселение в регионе горы Эрджияс во II тыс. до н.э. Сейчас тамошнее городище Культепе регулярно изучается и раскапывается археологами.
Но вот город Мазаку, а это непосредственный предшественник Кесарии Каппадокийской и нынешнего Кайсери, изучают менее энергично.
На данный момент даже сложно определить конфигурацию этого изначально фригийского, а затем эллинистического и римского города.
Страбон в начале н.э. описывал Мазаку как некое поселение (лагерь) на холмистом склоне Аргейской горы (ныне Эрджияс). Видимо, настоящая городская жизнь у этого поселения началась только с приходом римлян. Тогда Мазака была переименована в собственно Кесарию, случилось это при императоре Августе, в честь Кесаря (Цезаря) Августа и переименовали город. Иоанн Зонара писал, что в III в. н.э. в городе проживало около 400 тыс. чел. Это несомненное преувеличение, но интересно, что в VI в. Прокопий Кесарийский описывал огромное пространство города огороженное крепостными стенами. Прокопий считал, что стены окружали пустые пространства, но вполне возможно, что Кесария в III в. была, действительно, населена большим числом жителей, чем в его время.
Прокопий Кесарийский. "О постройках"
«Там был город Кесария, очень большой и многолюдный еще издревле. Его окружали стены неизмеримого охвата, поэтому их вообще нельзя было защищать, и поэтому завоевать их было легко. Они охватывали очень большое пространство города, совершенно ненужное, и их чрезмерная длина давала нападающим легкий доступ.
В настоящее время считается, что цитадель средневековой Кесарии была возведена как раз при новациях Юстиниана в VI в. Хотя факт этот еще требует доказательств. Более менее точно фиксируется только время перестройки (или возведения) Ичкале (цитадели) при Данишмендах (1140 г.) и последующая ее реконструкция при Сельджуках в XIII веке.
Принципиальное значение для топографии древней Кесарии Каппадокийской имеет расположение знаменитой Василиады (Василии) - обширного комплекса построек возведенного св. Василием Великим (Кесарийским) в 370-379 гг. Этот комплекс включал в себя церковь, покои священнослужителей, гостиницу, больницу, мастерские и другие хозяйственные постройки. В IV в. по всей Византийской империи строилось множество подобных странноприимных домов, их называли ксенодохиями. Сложно ответить на вопрос, кто был первым инициатором основания таких заведений. Вполне возможно, что именно Василиада в Кесарии стала первым странноприимным домом. Хотя известно, что в этом деле Василию Великому помогал епископ нынешнего Сиваса Евстафий Севастийский (он тоже построил богадельню в своем городе). Но видимо в IV в. именно комплекс Василия Великого был крупнейшим.
Цитадель Кайсери сохранила две линии стен - перед главной стеной здесь можно видеть протейхизму (передовую стену). Еще в начале 20 века перед ней еще существовал крепостной ров. Сейчас ров засыпали, но периметр стен Цитадели сохранился полностью.
Есть основания думать, что византийские ксенодохии стали прообразом будущих мусульманских караван-сараев и бимаристанов (больниц). Василиада в Кесарии Каппадокийской также как бимаристаны исламского мира содержалась на деньги благотворителей, все услуги там были бесплатные. Возможно также, что эти комплексы могли иметь и какое-то самообеспечение, Василий Великий упоминает о присутствии в своем богоугодном городе мастеровых и ремесленников, которые трудились для пользы обители.
По упоминаниям современников комплекс Василия Великого находился вне города, т.е. за крепостными стенами.
Григорий Богослов о больнице «Василиада» :
«Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье».
Если определить расположение комплекса св. Василия внутри застройки нынешней Кесарии, можно попытаться наметить примерную конфигурацию античного города. Сейчас отдельные руины старой Мазаки (античного Кайсери) можно обнаружить южнее нынешнего Старого города на холмах предгорий вулкана Эрджияс. Ныне это район Караджаоглу. Предположительно, акрополь древней Мазаки находился на холме Бештепелер, сейчас там находится одноименный парк, каких-либо остатков древнего города там сохранилось крайне мало.
К сожалению, в современном турецком Кайсери застройка старого города сохранилась также очень плохо, проще сказать, что ее уже вообще нет. Сейчас весь Старый город плотно застроен современными многоэтажными домами. Как правило, это все торговые центры, офисы и гостиницы. Сами средневековые оборонительные стены лучше всего сохранились с северной стороны. Также внутри границ старого Кайсери остались нетронутыми отдельные старые постройки - прежде всего сама Цитадель, несколько мечетей, крытый рынок начала 18 века, одна армянская церковь, несколько старых бань и караван-сараев. И это все. Почти все жилые старые дома и улицы города сейчас полностью снесены. Причем, безвозвратно утеряно и то, что могло находиться в земле, так как фундаменты современных домов полностью уничтожили весь культурный слой средневековой Кесарии.
С чем связано такое варварство не совсем понятно, ведь во многих турецких городах - Стамбуле, Анкаре старую малоэтажную застройку пытаются хоть как-то сохранить. Но в Кайсери пустили под нож экскаватора буквально все. Возможно сказалось представление местных властей о своем городе как о совсем не туристическом даже в отдаленных планах. Хотя сейчас туризм в Кайсери пытаются развивать, ведь рядом находится популярная Каппадокия. Много денег вложено в реставрацию оставшихся памятников. Ту же цитадель города при моем посещении усиленно реставрировали, в связи с чем она была закрыта для осмотра.
Так где же располагалась знаменитая Василиада?
По письменным источникам известно, что церковь Св. Василия существовала в Кесарии еще в XIII веке. Вполне возможно, что она изначально входила в комплекс Василия Великого. О церкви писал Гильом де Рубрук в XIII веке:
«В неделю по Пасхе мы прибыли в Кесарию Каппадокийскую, в которой находится церковь Святого Василия Великого»
Конечно, маловероятно, что храм Св. Василия без изменений и перестроек простоял почти целую тысячу лет с IV в. Но можно допустить, что перестраивая церковь ее оставляли на том же месте, где был возведен когда-то первый образец. Также с храмом св. Василия и Василиадой можно сблизить место погребения самого Василия Великого. О нем упоминает путешественник 17 века Симеон Лехаци, он дает достаточно развернутое описание Кесарии того времени.
Симеон Лехаци "Путевые заметки"
«Мы достигли престольной Кесарии, которая огорожена двумя стенами – внутренней и наружной. Внутри были две церкви – Святой Богородицы и св. Саргиса, однако они находились в местах, вырытых в земле и темных, куда спускаются по деревянной лестнице»
«Внутри и вне [города] есть много Святых Мест. Святая могила Василия Кесарийского находится вне города; с восточной стороны перед ней была большая церковь, ныне она разрушена и армяне хоронят там своих покойников, ибо камни ее разобрали и употребили на строительство крепости. С южной стороны, за стеной, стоит большая церковь полководца Меркерия (Меркурия), могила которого находится там; она также разрушена, остался лишь маленький купол. На святой могиле стоит алтарь, куда каждый понедельник весь город совершает паломничество с ладаном и свечами».
Симеон Лехаци утверждает, что могила Василия Кесарийского находилась за стенами средневекового города. Здесь важно помнить, что нынешние стены Кайсери были возведены скорее не раньше XII-XIII вв. Вернее, есть упоминания в источниках о строительстве укреплений города при тюркских династиях, а о более раннем существовании этих стен ничего неизвестно. Соответственно, невозможно совместить сообщение Лехаци с утверждением Григория Богослова о том, что Василиада находилась вне стен Кесарии (об этом было чуть выше).
Но Симеон Лехаци упоминает в своем рассказе, что рядом с могилой Василия Великого находилась какая-то большая разрушенная церковь. И что с южной стороны за стеной города он видел большой храм Св. Меркурия - очень важного местного святого. То что такие значимые религиозные объекты как гробница св.Василия и церковь Св. Меркурия находились вне стен средневекового (турецкого) города может указывать на то, что ранее стены Кесарии Каппадокийской проходили где-то в другом месте. Об этом говорит и само южное расположение античных кварталов города, старая Кесария находилась существенно южнее нынешнего Эскишехира (Старого города) - примерно на расстоянии 1-2 км.
Григорий Богослов утверждал, что Василиада располагалась за пределами стен Кесарии. Поэтому стоит думать, что на месте могилы и церкви Василия Великого застройки вне самого комплекса Василиады в IV в. не существовало. Благотворительный комплекс был возведен на пустой равнине севернее старой Мазаки-Кесарии.
Интересно, что святитель Григорий описывал обитель Василия как "новый город", возможно богоугодный комплекс имел действительно большие размеры и был также укреплен. В сущности, можно сделать вывод, что именно Василиада стала началом нынешнего Старого города на равнине. До этого все строения старой Мазаки-Кесарии располагались на холмах предгорий вулкана Эрджияс.
А.Ю. Виноградов в своем обзоре истории Кесарии Каппадокийской приводит информацию о том, что руины предположительно церкви Василия Великого существовали аж до 1965 года. Находились они рядом с уже исчезнувшими сейчас южными воротами города Бояджикапы.
На плане с южной стороны города обозначены двое ворот - Бояджикапы (Boyaci kapisi) западнее и Киджикапы (Kici kapi) восточнее. Интересно, что во многих турецких изданиях Kici kapi прямо называются Айя Васил Капы (Ворота Святого Василия), что может свидетельствовать о том, что церковь Василия располагалась рядом с ними, а не с воротами Бояджи.
В любом случае, можно констатировать с большой степенью вероятности, что комплекс Василия Великого находился в районе южной линии средневековой фортификации Кесарии, но за крепостными стенами. В нынешнее время от южных стен средневекового города ничего не сохранилось. Не уцелели и руины храма Св. Василия.
Моя гостиница находилась именно в южных кварталах Старого города. Из окна номера открывался совершенно унылый вид ( как раз в южном направлении) на многочисленные современные многоэтажки Кайсери.
Читайте также: