1) «Психо»
Мэрион Крейн (Джанет Ли), секретарь в агентстве по продаже недвижимости, крадет на работе $40 тысяч и пускается в бега. Ее гложет чувство вины, тревога и усталость заставляют остановиться среди ночи в Богом забытом отеле, где ее ждет чрезвычайно скромный хозяин по имени Норман Бейтс (Энтони Перкинс), помешанный на своей маме.
Один из самых влиятельных хорроров в истории и единственный – в карьере «короля ужасов», который вопреки распространенному стереотипу снимал все-таки триллеры. Здесь нет брызг крови, выпрыгивающих монстров, но есть вязкое чувство страха, нарастающее с первых кадров, великолепный сюжетный твист и без скидок великая "сцена в душе", которая благодаря музыке и виртуозному монтажу пугает и сейчас. У фильма было 4 сиквела, один спин-офф, один ТВ-приквел, один ремейк и множество пародий. Дочь актрисы Джанет Ли, Джейми Ли Кертис, через 20 лет сыграет главную роль в фильме «Хэллоуин» Джона Карпентера, который станет родоначальником «слэшеров» и перезапустит хоррор.
2) «Веревка»
Двое молодых людей (Джон Долл, Фарли Грейнджер), подхватившие синдром Раскольникова, чтобы доказать собственное превосходство перед остальным человечеством, задушили приятеля веревкой. А для полноты эффекта, собрали вечеринку и накрыли стол прямо на сундуке с трупом. И пока они наслаждаются неведением гостей, их преподаватель Руперт (Джеймс Стюарт), начинает подозревать что-то неладное.
Фильм снят по пьесе и выглядит как театральная постановка – реальное время, потраченное на просмотр, практически соответствует экранному. Тем, кто уж слишком восхищается «Бердменом», стоит сначала посмотреть «Русский ковчег» Сокурова, действительно снятый единым кадром, а затем «Веревку» Хичкока – где склейки спрятаны так ловко, что не все и заметишь. Хичкок и рад был бы снять кино одним махом, но тогда это было невозможно чисто технически – одной катушки пленки хватало всего минут на 10.
3) «В случае убийства набирайте «М»»
Теннисист Тони Вендис (Рэй Милланд) без особых забот живет за счет своей жены Марго, пока однажды не узнает о ее увлечении другим мужчиной. Еще немного, и их брак развалится, а с ним уйдут и миллионы. Тони решает убить Марго и придумывает, казалось бы, идеальный план убийства.
По логике вещей мы обязаны сопереживать будущей жертве – ведь она же ни в чем не виновата, и ей грозит смерть – но порой нет-нет, да промелькнет досада, что этот превосходный план летит к чертям из-за таких пустяков. В 1998 году был снят ремейк (точнее, повторная экранизация пьесы) с Майклом Дугласом и Гвинет Пэлтроу. Ну что тут скажешь? Зря.
4) «Окно во двор»
Прикованный из-за сломанной ноги к инвалидному креслу фоторепортер Джефф Джефферис (Джеймс Стюарт) от скуки берет свою камеру и начинает шпионить за соседями. Пристально рассмотрев жизнь жильца напротив, он начинает подозревать, что стал невольным свидетелем убийства.
В основе этого триллера лежит гениальный трюк. Временное увечье протагониста позволяет максимально сблизить его и аудиторию. Как и зритель, главный герой может только наблюдать за происходящим, но не повлиять на происходящее. И в решающий момент, когда станет совсем страшно, мы поневоле чувствуем облегчение оттого, что в состоянии как минимум закрыть глаза или даже уйти. Мы – да, а Джефф – нет.
5) «На север через северо-запад»
Рекламного агента и плейбоя Роджера Торнхилла (Кэри Грант) по ошибке принимают за шпиона и пытаются устранить. Он не находит ничего лучшего, кроме как без какого-либо плана сбежать. К счастью, есть еще на свете девушки, которые не оставят обаятельного мужчину в беде.
Еще одна грань таланта Хичкока – с помощью саспенса он мог рассказывать любые истории, в том числе, ироничные шпионские триллеры. Из этого фильма на самом деле выросла вся эстетика будущей бондианы. Кэри Грант даже рассматривался на роль Бонда, однако не подошел по возрасту – на момент выхода фильма ему уже было 55. Шон Коннери был его моложе на 26 лет.
#кино #топ 5 #подборка фильмов #режиссер #хичкок #хорроры