Найти тему
Remont1969

Iтальянские автопушки. Часть 11. Autocarro da SPA9000C/8000С con cannone da 102/35. Обслуга в ливреях.

Autocannone da 102/35 su SPA 9000C стала самой мощной артиллерийской установкой на автомобильном шасси в первой четверти 20-го века. Но короля делает свита. Рассказ о вспомогательных машинах подразделений самоходных орудий в материале ниже.

Autocarro da SPA9000C/8000С con cannone da 102/35/Вспомогательные автомобили моторных орудий 102/35 на автомобильном шасси SPA 9000C/8000С

Страна: Италия

Производитель: Gio. Ansaldo & C./шасси Società Piemontese Automobili = SPA

Год выпуска: 1915-1917

Кол-во: 650-750?

Шасси: SPA 9000C/SPA 800С

Боевая масса: 5900 кг

Бронирование: 4-6 мм

Двигатель: 35 л.с., 5670 см3

Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 10. Autocannone da 102/35 su SPA 9000C. 1915. Самое мощное моторное орудие войны.

Моторизация армии включает не только боевые машины на колесном или гусеничном шасси. Скорость эскадры определяет скорость самого медленного корабля и если снаряды будут подвозить на телеге, то и мобильность моторных пушек будет как у телеги. Создавая боевые подразделения 102-мм моторных пушек, итальянцы к боевым машинам приложили и полный комплекс вспомогательных машин, так же на шасси грузовиков СПА (Società Piemontese Automobili). Поставкой всего комплекса механизированных средств занималась Ansaldo, подготавливая всю технику, необходимую для оснащения Групп возимой артиллерии (Gruppo artiglieria autoportata). Автомобильные группы состояли из 3-х батарей по 4 моторные пушки в каждой и Командования группой (Comando di Gruppo).

-2

Боевое подразделение было полностью механизировано, при штатной комплектации командование группы (Comando di Gruppo) имело 1 легковой автомобиль, 1 грузовик связи, 1 грузовик для перевозки личного состава, 2 мотоцикла, 2 мотоцикла с коляской и 2 велосипеда. Технику батареи составляли легковая машина командира, машину разведки, 4 моторные пушки, 4 грузовика-сопровождения для перевозки расчетов, станин, тросов и сошников для установки пушек, 12 грузовиков зарядных ящиков (Autocassoni), грузовика-мастерскую, 3 грузовика для перевозки личного состава и кухни, 4 мотоцикла, 2 мотоцикла с коляской и 2 велосипеда. Для сокращения расходов на формирование новых боевых групп в 1917 году они были реорганизованы. Штат командования группы (Comando di Gruppo) составлял 6 офицеров и 40 нижних чинов. В каждой батарее служило 5 офицеров и 120 солдат. Всего артиллерийская группа имела в штате 421 военнослужащий, 12 моторных мушек, 4 легковых автомобиля, 65 грузовых автомобилей, 22 мотоцикла и 8 велосипедов.

Фото: RCforum.ru
Фото: RCforum.ru

Для королевской армии (Regio Esercito) боевые группы Gruppo artiglieria autoportata стали первыми полностью механизированные частями, в которых все подразделения перемещались на автомобилях, в том числе вспомогательные. Командный составы - офицеры Comando di Gruppo и командир батареи имели в своём распоряжении легковые автомобили lsottaFraschini Model OC 5 или TM 70/80.

Батарея 102-мм пушек в пути - машина командира, боевая машина, вспомогательный грузовик.
Батарея 102-мм пушек в пути - машина командира, боевая машина, вспомогательный грузовик.

Связь между подразделениями поддерживалась с помощью мотоциклов Frera с колясками. Офицеры на мотоциклах мощностью 4 л.с. обеспечивали передачу приказов и разведданных в штаб группы и между батареями. Мотоциклы Фрера были стандартными машинами королевской армии, в том числе на коляски серийно устанавливались пулемёты и формировались мотопулемётные роты.

Frera 4HP с коляской
Frera 4HP с коляской

Для связи внутри батареи для вестовых, а так же для разведки дорог и позиций для боевой работы использовались такие же мотоциклы Frera только без колясок, которых по штату полагалось по два на батарею.

Мотоцикл Фрера 4л.с.
Мотоцикл Фрера 4л.с.

Вслед за каждым моторным орудием батареи следует грузовик сопровождения на шасси S.P.A. 9000C (Autocarro di Scorta S.P.A. 9000 C). Грузовик сопровождения предназначен для перевозки станин, сошников с анкерами, тросов, стоек. В 6 ящиках перевозится необходимое для моторного орудия оснащение. Так как грузовик-сопровождения работает вместе с пушкой и так же может попасть под обстрел, то его радиатор и моторный отсек так же защищены броней по типу броневиков Лянча, как и сами автопушки.

Autocarro di Scorta S.P.A. 9000 C. Вспомогательная машина для перевозки станин и зарядов на шасси 9000С
Autocarro di Scorta S.P.A. 9000 C. Вспомогательная машина для перевозки станин и зарядов на шасси 9000С

Для перевозки амуниции на каждую автопушку выделялось специально оснащенные 3 грузовика на шасси грузовика S.P.A. 8000. На одной машине Autocassoni Portamunizioni S.P.A. 8000C были оборудованы места для перевозки четырех бойцов артиллерийского расчета. Так как грузовики этого типа должны были находится в районе боевых позиций они так же имели бронированный отсек и радиатор, как и само орудие, и грузовик-сопровождения. Для перевозки боеприпасов каждый "автокассоне" был оборудован 8 специальными ящиками с 9 снарядами и 9 пороховыми зарядами в каждом на специальных стеллажах для для предотвращения их столкновения во время движения. Всего на одной машине такого типа перевозилось 72 выстрела.

Autocassoni S.P.A. 8000C
Autocassoni S.P.A. 8000C

Две другие машины для перевозки аммуниции - Autocarri Munizioni, так же построенный на базе шасси S.P.A. 8000 C, имели 12 ящиков и могли перевозить 108 выстрелов каждый. От Autocassoni S.P.A. 8000P автомобили для амуниции Autocarri Munizioni отличаются отсутствием мест для расчета и установленными вместо них ящиками.

Autocarri Munizioni
Autocarri Munizioni

"Автобус" для перевозки военнослужащих батареи (Autocarri Porta Bagaglio S.P.A. 8000 C), не входящих в расчет пушек так же строился на базе стандартного грузового S.P.A. 8000 C. Так как не предполагалось, что эта машина будет находиться вблизи огневой позиции их не бронировали. Сверху водительское сиденье имело тентовую крышу, отделение для перевозки солдат так же могло затентовываться. В машине на продольных скамьях размещено по 12 артиллеристов.

-10

Моторные орудия представляли из себя сложные машины, и как и любая машина имели тенденцию ломаться. К тому же в каждой батарее было примерно 25 единиц транспортных средств, которые так же ломались, а если к этому добавить еще и как минимум 125 единиц стрелкового оружия, то можно себе представить объем работ по ремонту. Для текущего ремонта каждая батарея имела собственных механиков и подвижную техничку - Officina Mobile, разработанную на базе шасси S.P.A. 9000 C.

Officina Mobile S.P.A. 9000 C Фото: RCforum.ru
Officina Mobile S.P.A. 9000 C Фото: RCforum.ru

Officina Mobile S.P.A. 9000 C была оборудована специальной металлической надстройкой. Кузов имел поднимающийся борт из двух частей, которые могли подниматься раздельно. Грузовик не бронировался, так как не подразумевалось его использование в зоне боевой работы батареи. В фургоне-надстройке размещалась слесарная и столярная мастерские, ящики для инструментов, наковальня, кузница, точильный камень, токарный и сверлильный станки, которые приводились в действие системой шкивов от основного двигателя автомобиля.

Officina Mobile S.P.A. 9000 C в готовом к работе виде. Фото: RCforum.ru
Officina Mobile S.P.A. 9000 C в готовом к работе виде. Фото: RCforum.ru

Кроме различных вариантов грузовых машин на шасси СПА9000/8000 в состав артиллерийского подразделения входило несколько машин на шасси легких грузовиков Lancia 1z. Lancia 1z на пнематических шинах служила базой для командно-штабной машины Autocarro Commando. КШМ на шасси Lancia 1z был оборудован для работы офицеров и оснащался системами связи с другими батареями и группой управления.

Autocarro Commando Lancia 1z
Autocarro Commando Lancia 1z

Так же на шасси Lancia 1 базировалась машина артиллерийской разведки (Autocarro Osservatorio), которая имела бронированный моторный отсек и с наблюдательной лестницей.

Autocarro Osservatorio на шасси Lancia 1Z
Autocarro Osservatorio на шасси Lancia 1Z

Еще более сложной была машина, которую можно назвать "машиной передовых артиллерийских наблюдателей" -Carro Vedetta на шасси S.P.A. с бронированным цилиндрическим наблюдательным постом-"гнездом", размещенным наверху съемного трубчатого пилона, который поднималcя на 15 метров над землей с помощью шкива.

Carro Vedetta на шасси S.P.A. 8000
Carro Vedetta на шасси S.P.A. 8000

Создав полностью механизированные подразделения 102-мм орудий итальянская армия армия на много лет предопределила путь развития собственных вооруженных сил. Итальянские части вплоть до начала Второй мировой войны были самыми хорошо оснащенными средствами механизации - тягачами и грузовиками в Европе.

Autocarro Commando Lancia 1z фото RCforum.ru
Autocarro Commando Lancia 1z фото RCforum.ru
Эта статья из цикла об итальянских автопушках - Autocannone , за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующая статья цикла будет здесь - Iтальянские автопушки. Часть 12. Autocannone da 102/35 su Fiat 634N1. Старая пушка на новом шасси в песках Африки.
-17

Источник:

Кирилец С.В. "Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов"", ЭКСМО

LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com

Batailles & Blindes 40

RCforum.ru и его эксперты @slava i @alekse.